Функционирование вокзала, который ранее носил разные названия (Виндавы, Ржевский и теперь Рижский), уже почти 2 года находится под вопросом. Это обусловлено изменениями, вызванными теми новшествами, которая привносит современная жизнь.
С одной стороны объект представляет собой исторический памятник, но с другой является привлекательной базой для создания транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Рижская». Давайте разбираться, почему закрываются направления движения поездов, что будет дальше с красивейшим зданием.
Как может измениться работа Рижского вокзала
Некоторое время назад появилась информация о закрытии направлений: до Пскова, Великих Лук. В связи с этим возникли жаркие споры. Дело в том, что полностью убрать эти направления невозможно, необходимо найти альтернативные варианты доставки пассажиров до этих населенных пунктов. Решение нашлось, но экспертам оно показалось шагом в глубокое прошлое: было принято решение отправлять поезда на Псков и Великие Луки через Ржев и Вязьму.
Для понимания, новый путь увеличивает время движения на несколько часов. В самые давние времена, когда только стали появляться первые поезда, маршруты всегда планировались с учетом наиболее короткого пути. Сегодня же мы видим, что увеличение длительности дороги всерьез рассматривается в качестве выхода, когда стоит вопрос, как сохранить направления движения поездов. С другой стороны, это позволит и дальше использовать вокзал, который приходится содержать при минимальной нагрузке.
Слухи о сносе вокзала ходят еще с 2000-х годов. Тогда мэр Юрий Лужков планировал строительство торговых павильонов на месте Рижского вокзала. Но сегодня это уже невозможно. Объект изменил статус. Теперь представляет культурное, историческое наследие страны. Снести его нельзя, можно только реконструировать при определенных условиях.
Изменения мало кого устраивают из жителей Пскова, т. к. теперь бригады по обслуживанию поезда Москва-Псков расформируют, ведь основная доля обязанностей перекладывается на петербуржцев из-за привязки к другому направлению. Не нравятся они и ценителям железнодорожной романтики, которые любят красивую архитектуру, путешествия на поездах и т. д. Обычным же пассажирам важно только время в пути.
Рижский вокзал – исторический памятник
Основное здание всегда отличалось великолепной архитектурой, спокойным ритмом жизни, малым количеством людей. Это создавало контраст с более традиционным внешним видом Курского, Павелецкого вокзалов, их суетой.
Архитектором Рижского вокзала был Станислав Бржозовский, но совершенствовал проект другой инженер – Дидерихс. Особенностью здания стала его автономная работа – своя электростанция в подвале, обеспечивающая электричеством все помещения и прилегающую территорию.
В 2007 г. здание вокзала было отремонтировано: его укрепили, восстановили внешний вид исторических элементов декора, выполнили косметический ремонт фасадов. Ранее отсюда отходило 5 поездов, включая те, что следуют на дальние расстояния, сегодня пересмотрели маршруты последних поездов: до Пскова, Великих Лук, а Рижский уже давно отменен на фоне пандемии.
Учитывая последние изменения (признание вокзала памяткой архитектуры и уменьшение нагрузки), стали ходить слухи об организации музея на базе объекта. Это имеет смысл, учитывая, что здание строилось в русском стиле, имеет элементы архитектуры XII века. Сейчас основная цель эксплуатации – отправка Поезда победы, но по всему видно, что вскоре здесь будут проводить фотосессии молодожены.
Реорганизация
На территории, прилегающей к Рижскому вокзалу, планировалось выполнять застройку. Грузовой двор давно не эксплуатируется. Эта территория уже разделена под строительство. Рижский сегодня практически не функционирует, исключение составляет несколько касс. Здесь еще есть штат охраны, однако пассажиров очень мало.
Планируется строительство на огромной территории – до 70 гектар. Именно столько задействуется во время реорганизации. Будет строиться ТПУ «Рижская». Планируется возведение нового вокзального комплекса, паркинга, переходов, многофункционального центра.
Преимуществом ТПУ является возможность доступа к нему не только жителей Москвы, области, но и любых других направлений. Здесь будет проходить ВСМ-1 «Москва-Санкт-Петербург», появится несколько станций. Особенность проекта заключается в сокращении времени движения между крупными городами с 4 часов (как у Сапсана) до 2,5.
Пригородное сообщение работает сейчас, будет функционировать и в дальнейшем. В остальном планируется внесение большого количества изменений благодаря реорганизации Рижского вокзала, т. к. содержать огромный объект, с которого уже практически не отправляются поезда, нерентабельно.
Он считается звездным. Благодаря особой архитектуре был выбран для съемки в разных фильмах: «Вокзал для двоих», «Семнадцать мгновений весны» и др. Это позволило сохранить здание, найти ему новое применение. Реализация проекта планируется на 2024-2026 годы.
Свежие комментарии