Социальные сети заполнены роликом о "летающем спецназе", о "солдате будущего с гравитационным ранцем". Уже спрашивают, в каких войнах ближайшего будущего мы увидим таких суперменов и почему такое оборудование не производится в России. В самом деле, почему?
Александр Цыганов
Страшно представить, что станет с нашим миром, если эта разработка попадёт в руки Боширова и Петрова,
– прокомментировали новость об этой разработке остроумные ребята с телеграм-канала "Орда".
И действительно, в свете проведённого голландским спецназовцем испытания индивидуального реактивного двигателя сама собой зарождается мысль о безмерности того, что могут натворить ещё эти два ужасных пугала Запада. Им же не останется недоступным ни один шпиль на соборах!
Впрочем, к делу.
Реактивный ранец – красиво, но…
Итак, в Сети появились видеокадры, на которых некий человек – разъясняется, что это голландский спецназовец – довольно ловко перелетает прямо надо водой с одного катера на другой, используя некое новое двигательное устройство. Оно состоит из модуля с двумя небольшими реактивными двигателями на каждой руке, топливного ранца на спине и основной спаренной двигательной установкой там же. То есть человека держит в воздухе реактивная струя основного двигателя, а он управляет своим движением с помощью дополнительной тяги на руках.
Как значится в обнародованной информации, такое устройство позволяет развивать скорость до 120 км/ч на протяжении 10 минут полёта. Правда, весит такой комплект 88 килограммов, но Петров с Бошировым – крепкие ребята. Впрочем, отставить шутки.
Как можно понять из доступных данных, голландцы испытали некую новую доработку реактивного ранца, который уже много лет как был создан фирмой Gravity Industries. В свою очередь, как можно понять, за подобными разработками стоит Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA), которое объявляло нечто вроде тендера на создание портативной воздушной системы передвижения для бойцов и сулило победителю оплату её испытаний. И, разумеется, знатную премию в случае их успеха.
Успех, как видим, налицо. В видеоролике боец спецназа выдвигается к условно захваченному террористами судну одновременно с боевыми катерами и вертолётами. Затем на каком-то рубеже он поднимается в воздух и, управляя движением при помощи двигателей на запястьях, благополучно достигает палубы корабля-цели. Там воин достаёт пистолет и кого-то условно уничтожает. Надо надеяться, террориста.
Да, и катера с вертолётами он при этом обгоняет.
Эффектно. И даже местами красиво, хотя бойца могли бы на лицо подобрать и покартиннее. Но вот эффективно ли?
Эффектно, но…
"Эффектно, но не эффективно", – согласился-возразил один из бывших бойцов русского спецназа, ранее уже комментировавший информацию из военной сферы по просьбе Царьграда. Даже на имеющихся кадрах видно, указал он, что с надстройки за подлётом бойца наблюдают какие-то люди. По логике, которую мы наблюдали при захватов судов сомалийскими и азиатскими пиратами, это как раз и должны быть террористы, которые первым делом загоняют команды моряков в трюм или какие-то надёжно блокируемые кубрики. В этом случае подлетающий, словно Карлсон к Малышу, спецназовец уже был бы расстрелян, как в тире. Достаточно просто перечитать раздел "Стрельба по воздушным целям" в "Наставлении по стрелковому делу".
Впрочем, такого "Карлсона" и струёй воды из брандспойта можно было бы сбить, как муху.
Фото: скриншот с YouTube-канала Gravity Industries
Далее. Мы видим, что запястья бойца прикрыты чем-то вроде металлических манжет. Это логично – прикрывает кожу рук от воздействия реактивной струи. Но что же происходит после приземления? Воин какое-то время их снимает, и такое впечатление, что вместе с двигателями выбрасывает за борт. Впрочем, это неважно. Важно, что он лишь через какое-то время достаёт свой синенький пистолетик и стреляет в супостата. Но так и не ясно, сколько времени он потратил всего на избавление себя от лишней амуниции. К тому же, как видно, ранец с основным двигателем он не снял. А, как говорят, это весит в "сухом" состоянии 27 килограммов. Сложно участвовать в быстротечной схватке с бандитами на пистолетах с таким грузом за плечами…
В общем, специалист оценил эти кадры как рекламную постановку, а сам этот тактический приём – как эффектный метод самоубийства. Но тоже неэффективный, ибо для этого есть гораздо более простые и надёжные способы. Особенно когда у тебя в руках имеется синенький пистолетик…
Тогда зачем?
Ответ на этот вопрос стоит начать с того, что сами по себе такие испытания – давно не новость. О них сообщают в военной прессе с регулярностью примерно раз в год. То французы нечто подобное испытывают, то англичане, то американцы. Теперь вот голландцы сподобились. А сама тема разрабатывается как минимум с 1959 года, и те, кто долго живёт, могут вспомнить, как об этом "перспективном виде оружия" рассуждали ещё в журнале "Техника – молодёжи" при живом Леониде Ильиче.
И уже тогда военным было ясно, что боец, подвешенный в воздухе на реактивной струе, как муха за лапку, никакой боевой ценности не представляет. От слова "вообще". Во-первых, он заметен. И днём, и ночью – по отблескам реактивных сполохов. Во-вторых, он шумен. Всё же за спиной у него ещё не антиграв, а пусть компактный, но реактивный двигатель. В-третьих и главных, боец не может пользоваться оружием, пока летит. У него руки управлением заняты.
Следовательно, что он собой представляет? Правильно, мишень. И беспомощную.
Пишут, впрочем, что DARPA заявляло о своём интересе к потенциальным возможностям применения такого ранца "на театре военных действий, в городской черте, для морских, специальных и поисково-спасательных операций". Но театр военных действий явственно отпадает. Единственный вариант – это переброска диверсионно-разведывательной группы через линию фронта. Но и в этом случае снова шумность, большой ЭПР от человека с железным ранцем на спине, малая скорость, позволяющая расстреливать такую цель даже из индивидуального оружия бойца. Не говоря уже про какой-нибудь "Панцирь-С1".
https://vk.com/video-75679763_456249258
Морское применение мы видели на представленных кадрах. Мягко говоря, не убеждает. Спецоперации? Пожалуй. Но в условиях, когда чехи дают разрешение на посещение оружейных складов людям с документами иными, нежели с чем они пересекли границу, такое решение явно избыточно. Впрочем и без шуток о чехах и Петрове с Бошировым понятно, что и для спецопераций рассматриваемое оборудование слишком объёмно, громоздко, тяжело и шумно. И слишком слабо – что такое 10 минут полёта? И заявленная дальность в 5 км? Разве что через контрольно-следовую полосу на границе перепрыгнуть. Но, опять же, расчёт на то, что пограничники дремлют и не услышат шума реактивных двигателей, едва ли можно считать надёжным…
Единственное, что возможно хотя бы теоретически, – это использование реактивного ранца при спасательных операциях. Скажем, при пожаре в небоскрёбе. Спасение людей из окон или с крыши. Но снова не прояснённый вопрос: а этот ранец вес двоих человек осилит? И не дешевле ли работать над надёжностью систем пожаротушения в высотных зданиях, нежели закупать для пожарных летающие ранцы стоимостью в 440 тысяч долларов каждый?
Но, как бы то ни было, подобным "транспортным устройствам" сегодня – после всего, что о них известно, а также из опыта 60 лет работ над ними – реальное полезное применение по-прежнему остаётся только изобретать. Придумывать, если угодно. И вот что получится, если оттолкнуться от главной особенности реактивного ранца – обеспечения индивидуальной высадки одного или нескольких специалистов в зону, недоступную для их десантирования с других транспортных средств. Получится не очень много: пожарный, которого надо высадить в некую ключевую точку борьбы с пожаром, боевик-штурмовик в городской застройке, который спасает заложника или берёт террориста на высоком этаже, снайпер в горах или группа спецназа там же, куда пешком идти долго и трудно, а вертолётом их туда доставить невозможно.
Но при этом в любом случае получается то, что мы ищем применение! Устройству, под которое применение за 60 лет так и не найдено. В итоге голландцы, как до них другие, попросту ещё испытали игрушку, которую придумать проще, нежели полезную функцию для неё.
Свежие комментарии