На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 362 подписчика

Свежие комментарии

  • Людмила Фирстова (Таран)
    Николай, а вы работали в системе образования? Сомневаюсь!  Я с 1981 года преподавала в колледже, тогда тоже многое за...Кто-то нагло врет...
  • Николай Вовк
    Что бы меня не обвинили в чём то, скажу, что России - правоприёмница СССР, а там учитель после ВУЗа с одной ставкой п...Кто-то нагло врет...
  • Валентин Щербаков
    РОССИЯ желает жить в мире и согласии со всеми странами на равноправных условиях и предлагает никому не лезть во внутр...WP: Что делать с ...

✨ Есть ли в опере ХХ века настоящие шедевры?

 

"Турандот" Пуччини в постановке Пражской оперы.

Лет двести-триста назад опера была самым актуальным жанром, примерно как сейчас кино. Репертуар театров обновлялся практически полностью каждый сезон, публика ждала новинок и не желала слушать старое.

Но в последние сто лет ситуация развернулась на 180 градусов.

В первых строках театральных афиш теперь значатся оперы с вековой историей. Публика доверяет только классикам и с подозрением смотрит на то, что написали за последние сто лет современные композиторы. 

А они написали немало настоящих шедевров. Правда, чтобы их оценить, надо немного поменять критерии оценки. Опера стала другой, и это закономерно.

1. Рихард Штраус “Саломея” (1905)

Эта опера написана по драме Оскара Уайльда. Она отразила одно из самых мрачных направлений нового 20 века – экспрессионизм.

🔷Замените красивое уродливым, чувство – истерикой, веру – пустотой, утро – ночным мраком, любовь – одержимостью, радость – страхом, и вы получите примерное представление об австро-немецком экспрессионизме в искусстве.

Хармен Мёрс. Саломея.

Хармен Мёрс. Саломея.

Саломея – падчерица царя Ирода Антипы, юное истеричное создание с абсолютно чёрной душой, вся в свою мать Иродиаду. Она одержима страстью к пленённому Иоханаану (Иоанну Крестителю), но не может преодолеть его праведное отвращение к греху.

Сластолюбивый Ирод очарован красотой Саломеи и отдаёт ей голову Иоканаана в награду за художественно исполненный стриптиз. После этого он велит раздавить Саломею, как гадюку, щитами.

Это ещё далеко не вся коллекция ужасного в этой опере, самые шокирующие детали сюжета лучше оставим за кадром.

Партия Саломеи – одна из сложнейших в оперной литературе. Исполнить её – всё равно что покорить Джомолунгму – не факт, что вернешься живым. Огромный накал тёмных эмоций плюс новая экспрессивная вокальная техника, свободно комбинирующая шёпот, пение и крик.

Вдобавок здесь нужны незаурядные внешние данные (Саломея юна и необыкновенно красива) и солидная хореографическая одарённость. Саломея должна исполнить на сцене сложный пластический этюд – знаменитый “Танец семи покрывал”, которые она сбрасывает одно за другим.

Этим знаменитым танцем Штраус сбросил последний покров стыдливости с жанра оперы. Посеянное им зерно дало всходы во второй половине 20 века. С этих пор натуралистичный показ похоти и обнажённого тела стали нормой на оперной сцене.

Рихард Штраус не зря имеет репутацию волшебника инструментовки: оркестр создаёт в опере такую атмосферу, что потом долго придётся восстанавливать первоначальную картину мира в сознании.

В этом фильме-опере (режиссёр Гетц Фридрих) с участием прекрасной канадской певицы Терезы Стратас “Танец покрывал” начинается с отметки 59:24.

2. Рихард Штраус “Кавалер розы” (1910)

“Кавалер розы” Штрауса отличается от его же “Саломеи” как день и ночь. Эта опера – лёгкая костюмная комедия, с лукавым намёком на стиль Моцарта. Её очень любят во всём мире и особенно в Австрии, поскольку вся её музыка пронизана ритмами роскошного венского вальса.

Барон Окс – главный комический персонаж, бас. Его сцена из второго действия – одна из известных оперных алкогольных арий (drinking song).

Здесь он немного ранен в стычке с юным соперником, и запивает душевное потрясение и своё неудавшееся сватовство вином. Постепенно настроение его улучшается. А после того, как служанка приносит ему письмо с приглашением на свидание от некоей таинственной особы, его фантазии воспаряют в ритме венского вальса. О том, что это письмо – розыгрыш, он узнает позже.

Сцена барона Окса в исполнении знаменитого немецкого баса Курта Молля.

3. Джакомо Пуччини. “Мадам Баттерфляй”(1904)

Только одному композитору 20 века удалось составить конкуренцию Моцарту, Верди и Бизе в сердцах любителей оперы всего мира – Пуччини. Его оперы держатся в первой пятёрке самых репертуарных и в 21 веке.

После 1900 года он написал несколько опер, две из которых публика полюбила сразу и навсегда: “Мадам Баттерфляй” и “Турандот”.

Премьера “Мадам Баттерфляй” в “Ла Скала”прошла совершенно провально, отношение публики к этой опере композитор сравнил с линчеванием. Пуччини был сражён, но при этом ни на минуту не сомневался, что создал шедевр, который ждёт огромный успех. Так и получилось.

Эта опера написана в стиле веризма.

🔷Если в двух словах, веризм (от итальянского “vero” – правдивый) – это романтизм без пафоса. Вместо валькирий, герцогов, исторических костюмов и декораций, мрачных тайн и эффектных кабалетт – современные истории из жизни разных людей, рассказанные без особых спецэффектов. Но страсти те же, если не ещё сильнее.

“Мадам Баттерфляй” (“мотылёк”) – так называют пятнадцатилетнюю гейшу, которая становится временной (командировочной) женой для американского лейтенанта Пинкертона.

Но в её наивной душе любовь, верность и долг – не просто слова. Поэтому в финале оперы она берёт в руки самурайский меч своего отца.

Известная ария Чио-Чио-сан (это её настоящее имя) из второго действия – самый популярный хит этой оперы.

Все знают правду – Пинкертон уехал на родину и уже не вернётся к Чио-Чио-сан. Только она одна ждёт и верит.

“Однажды я увижу на горизонте корабль, он войдёт в порт, но я не побегу его встречать. Я буду ждать ЕГО здесь. И даже когда он закричит мне издалека – “Баттерфляй!”, я не откликнусь. Просто потому, что я умру на месте от радости, если так вот сразу увижу его. Он придёт, позвонит в дверь и в нетерпении станет звать меня: “Моя малышка, цветочек мой!” Да, так всё и будет!”

Китайское сопрано Хуан Инг.

4. Джакомо Пуччини. “Турандот” (1924)

“Турандот” – последняя опера Пуччини, он не успел её закончить. Она резко отличается от его прежних сочинений, которые, в основном, следовали оперной инерции 19 века.

Да, здесь тоже есть любовные страдания, эффектный вокал и красивая музыка – услада для слуха. Но всё это облечено в форму притчи, эффектного театра в театре с чертами комедии масок – очень модная тема начала 20 века.

Правда, и здесь есть подарок от старой оперы – теноровый хит: ария Калафа “Nessun dorma” (“никто не спит”).

Смертельно влюблённый в жестокую, но ослепительно прекрасную китайскую принцессу Турандот, Калаф поёт при свете звёзд свою песнь любви, которая сильнее, чем страх смерти.

Лучано Паваротти с огромным успехом спел её перед финалом Чемпионата мира по футболу в 1990 году. Красоту этой мелодии оценили миллионы людей, никогда не слышавших оперу. Три последующих чемпионата были открыты этой арией, а Паваротти в массовом сознании стал эталоном “Nessun dorma” .

Под свою собственную запись этой арии он был похоронен спустя семнадцать лет.




часть2

Законы эволюции распространяются на всё, и на музыку тоже. Музыкальные жанры, включая оперу, кардинально меняются примерно раз в сто лет. Поэтому так же, как бессмысленно искать в современных транспортных средствах передвижения хвост и гриву, не стоит ждать от оперы 20 века следующих вещей:

  • прекрасных мелодий, которые можно было бы напеть или насвистеть;
  • арий, дуэтов и хоров, которые можно было бы исполнить в концерте;
  • приятного отдыха и переключения от забот и тягот реальной жизни.

Хотя по всем пунктам можно, конечно, найти и исключения, всё же в большинстве случаев опера 20 века – некомфортное, трудное искусство. Оно уже не о красивом пении, а о важных смыслах и идеях эпохи, которая пережила две мировые войны.

Вот еще пять опер довоенного времени, которые стали классикой жанра.

🔴 Леош Яначек “Енуфа” (1904)

Настоящее признание публики пришло к этому чешскому композитору только на седьмом десятке. Зато сейчас Яначек – один из самых популярных оперных авторов.

Во всём мире ставятся его оперы (“Катя Кабанова”, Приключения лисички-плутовки”), и популярность их растёт из года в год.

“Енуфа” – опера с этическим зарядом огромной силы. И то, что она неизменно трогает публику в наше довольно циничное время, внушает веру в человечество.

Елена Гусева в роли Енуфы (МАМТ, постановка А.Тителя)

Елена Гусева в роли Енуфы (МАМТ, постановка А.Тителя)

В истории Енуфы – деревенской девушки, сироты, которую бросил жених, нет ничего выдающегося. Удивительно то, как она платит своим палачам за унижение, насилие и убийство ребёнка – пониманием и прощением.

Это, конечно, из разряда жития святых, но финал оперы показывает, что только любовь есть ключ к человеческому в людях.

В “Енуфе” нет пуччиниевских мелодических красот. Это житейская драма, как бы “рассказанная” музыкой с ясными чешскими фольклорными корнями. Поэтому трудно вычленить из этого рассказа какой-то один фрагмент для иллюстрации. Эту оперу нужно слушать и смотреть целиком (она, кстати, есть в репертуаре театра Станиславского и Немировича-Данченко).

Вот фрагмент оркестровой сюиты, составленной из музыки “Енуфы”:

🟤 Альбан Берг. “Воццек” (1923)

У классика австрийского экспрессионизма две оперы, и обе – безусловные шедевры, классика 20 века: “Воццек” и “Лулу”.

“Лулу” Берг не успел дописать, и её реконструкция была выполнена только в конце 70-х. С тех пор она часто ставится и уже превзошла по популярности “Воццека”.

Но именно “Воццек” в своё время (премьера состоялась в 1925 году) перевернул представление об опере.

Опера эта по большей части атональная (это слуховой экстрим для неподготовленного человека), в ней акробатический вокал плюс новый способ вокализации – “sprechstimme” (что-то среднее между пением и ритмичным говором), неимоверно сложная партия огромного оркестра и напряжённый сюжет с акцентом на пограничных состояниях психики главного героя.

Сюжет построен на истории доведённого до последней степени отчаяния солдата по имени Воццек. Здесь и беспросветная бедность, и маразм тупого армейского быта, и психологическое насилие “старших по званию”, и болезненная любовь. Это разрывает его изнутри, но не имеет выхода. У него одна дозволенная реплика в этой жизни: “яволь, херр хауптманн”. Совсем не странно, что в конце он берёт в руки нож.

Художественный эффект этой оперы – а он довольно сильный – из разряда прозы Достоевского: читать мучительно, сопереживать больно, но иначе не дойдёшь до сути. Это глубокая, совсем не оперная, психологическая драма.

Последний, третий акт оперы (спектакль Венской оперы, 1987 год, дирижёр Клаудио Аббадо. Франц Грундтрегер и Хильдегард Беренс.

🟣Игорь Стравинский. “Царь Эдип” (1927)

Стравинский – первый композитор, порвавший все отношения с 19 веком. Новую эру в музыке он начал с балета “Весна священная” (недаром столетие её премьеры отмечалось семь лет назад во всём мире) и продолжил в опере.

Его величественный и суровый “Царь Эдип” написан в актуальном для того времени стиле неоклассицизма.

Если коротко, то неоклассицизм (не путать с “неоклассикой”) – это такой парадоксальный музыкальный коктейль из очень старого (средневековье, барокко) и остро современного.

Здесь нет привычного оперного действия, персонажи стоят неподвижно (Стравинский назвал “Эдипа” оперой-ораторией), текст поётся на латыни (кроме партии Рассказчика), всё чётко делится на арии, хоры, речитативы, как в опере 17 века. Но музыка абсолютно современна.

Сюжет (из трагедии Софокла) сам по себе шедеврален. Это великолепно закрученный детектив, который в двух словах не расскажешь. Он начинается с конца и приводит к вопросам, на которые нет ответа.

В 1992 году великолепную постановку “Царя Эдипа” для музыкального фестиваля в Японии с участием Джесси Норман и Брина Терфеля сделала американский режиссёр Джули Теймор, она же редактировала телеверсию этого спектакля. Это обязательно нужно 👉видеть и слышать. Лучше стекстом в руках.

Партию Иокасты – супруги Эдипа – спела в своё время и Елена Образцова.

В этой арии Иокаста успокаивает царя и всех присутствующих, призывая прекратить опасное расследование и не слушать оракулов: “Оракулы лгут. Они всегда лгут”. Но правду уже не остановить.

🟡 Джорж Гершвин “Порги и Бесс” (1935)

Это первая национальная американская опера о жизни рыбацкого негритянского (простите) посёлка. Она была написана в то время, когда чернокожим американцам ещё был закрыт доступ в общественные места.

По формальным признакам “Порги и Бесс” мало чем отличается от опер 19 века, но по музыке – это выход за орбиту европейской оперной традиции. Спиричуэлс, регтайм, блюз сочетаются здесь с академическим вокалом. Примерно такой опыт (только не в опере, а в инструментальной музыке) уже был у Гершвина в “Рапсодии in blue”.

Сюжет “Порги и Бесс” – это лирическая история о любви, которая буквально перерождает безногого, нищего и безнадёжно несчастного Порги. Глубокое чувство к местной красотке Бесс открывает в нём скрытые резервы духовной силы и мужества.

Эта опера часто ставится в духе мюзикла, а мелодии из неё перешли в разряд джазовых стандартов. Но Гершвин писал именно оперу, а не мюзикл, для него было важно выдержать высокую планку этого жанра.

Все, конечно, знают эту Колыбельную (“Sammertime”) Клары из начала оперы.

Сопрано Харолин Блэквелл (США).

🟢 Дмитрий Шостакович “Леди Макбет Мценского уезда” (“Катерина Измайлова”) (1932)

“Леди Макбет” Шостакович написал в 26 лет, и она с большим успехом шла на сценах СССР, Европы и Америки. Это была первая по-настоящему значительная опера в СССР, критики ставили её в один ряд с “Пиковой дамой” Чайковского.

Премьеры этой оперы прошли в МАМТе (театре Станиславского и Немировича-Данченко) и Малом оперном в Ленинграде. Но на главных сценах страны – в Большом и Кировском – она не ставилась. Вероятно поэтому, несмотря на такой резонанс, Сталин увидел её только спустя два года после премьеры.

Сразу после этого в “Правде” вышла знаменитая статья под названием “Сумбур вместо музыки” с последующими оргвыводами.

Шостакович и Мейерхольд в год разгрома "Катерины Измайловой" (1936)

Шостакович и Мейерхольд в год разгрома “Катерины Измайловой” (1936)

“Леди Макбет” была изъята из репертуара советских театров и не ставилась на оперных сценах СССР почти 30 лет. А Шостакович до конца своих дней не написал больше ни одной оперы.

Конечно, она была вдохновлена экспрессионистским “Воццеком” Альбана Берга, который в своё время произвёл сильное впечатление на юного Шостаковича. Но Шостакович пошёл ещё дальше. Он до предела снизил оперный стиль и не пожалел красок, чтобы рассказать эту жуткую историю про человеческих уродов (сюжет взят из повести Лескова).

Неудивительно, что “Леди Макбет” шокировала Сталина. Во второй редакции – уже в 50-е годы – Шостакович смягчил самые откровенные и грубые моменты текста.

Эта версия (под названием “Катерина Измайлова”) легла в основу 👉фильма 1966 года, где главную роль блестяще сыграла и спела Галина Вишневская. Она преклонялась перед Шостаковичем.

За свои тяжкие грехи Катерина получила от жизни сполна. И когда, уже на каторге, наступает последний, невыносимый предел унижения, она принимает смерть как избавление.

Кровь стынет в жилах, когда Галина Вишневская запевает последнее ариозо Катерины.




часть 3

Сцена из оперы Джона Адамса "Никсон в Китае" Фото Сара Крулвич / The New York Times

Опера ХХ века совсем не похожа на оперу XIX века. И это нормально. Жизнь изменилась.

Если бы Верди заказывал пиццу в интернете, летал на “боинге”, пользовался айфоном и общался со своими фанатами в твиттере, его “Аида” и “Травиата” звучали бы совершенно иначе.

И если бы Чайковскому пришлось пережить две мировых войны, не факт, что он написал бы арию Ленского.

Какое время – такая и музыка. Поэтому не будем искать в опере ХХ века того, чего в ней не может быть.

🔷Сергей Прокофьев. “Война и мир” (1945)

Эта опера Прокофьева вполне традиционна, как и должно было быть в СССР в те годы. Но она выделяется грандиозностью задачи и её воплощения. “Спеть” эпохальный роман Толстого в опере – мягко говоря, смелая идея. Шостакович назвал это сочинение гениальным.

Здесь 70 персонажей, монументальные хоры, тончайшие лирические сцены и много проблем для режиссёров, сценографов, певцов и дирижёра.

Масштабы эпопеи Толстого стала причиной того, что Прокофьев несколько раз перерабатывал эту оперу. В итоге первоначальный вариант, в котором опера состояла из двух “серий”, показанных в два вечера, сократился до более компактного, но сам автор так и не успел увидеть окончательную версию.

Ольга Гурякова и Натан Ганн в постановке Национальной Оперы Парижа.

🔷 Франсис Пуленк “Человеческий голос” (1959)

Главная опера Пуленка – “Диалоги кармелиток”. Но для того, чтобы показать новый формат ХХ века – монооперу – вспомним его “Человеческий голос”.

Моноопера – это опера для одного исполнителя. Пионером этого жанра был не Пуленк, а Арнольд Шёнберг (“Ожидание”). Но “Человеческий голос” публика любит гораздо больше, потому что она – как французские фильмы: лирическая, тонкая, несложная и трогающая до глубины души.

Вся опера (она одноактная) представляет собой прощальный телефонный разговор Женщины с её бывшим возлюбленным, который мы слышим только в её репликах. Из них, как из пазлов, постепенно складывается картина внутренней катасторофы, несовместимой с жизнью.

Автор либретто – Жан Кокто.

Опера полностью построена на мелодической декламации, но в оркестре несколько раз появляется чудесная тема любви.

Дениз Дюваль.

🔷 Бенджамин Бриттен. “Билли Бад” (1951)

Первым классиком английской оперы стал в 17 веке Генри Пёрселл, а следующим – через триста лет – Бенджамин Бриттен. Он компенсировал эту историческую паузу, написав полтора десятка опер, несколько из которых стали классикой ХХ века.

“Билли Бад” из них – самая успешная. История, рассказанная в ней (сюжет взят из рассказа Германа Мелвилла), очень тяжела.

Билли Бад – “красавчик Билли” – матрос на английском военном корабле, симпатичный весёлый парень, всеобщий любимец и чистая душа, попадается в сети, расставленные для него чужой злой волей. В итоге у него нет другой дороги, кроме как на виселицу.

Капитан судна знает, что он казнит невинного, но иначе поступить не может. С этого момента и до самой смерти он будет влачить этот груз вины.

На сцене почти три десятка мужчин и ни одной женской партии. Глаз тоже не найдёт, чему порадоваться – палуба, корабельные снасти и потрёпанная одежда матросов. Грубая проза в тексте и не очень удобная для слуха музыка. Зато впечатления в итоге очень сильные. Особенно в финале, где Вилли Бад поёт последний монолог, перебирая в памяти свою жизнь (“Billy in the Darbies” -“Билли в наручниках”).

Например, этого – последнего монолога Вилли Бада , в котором он прощается с жизнью.

В этой постановкеМайкла Грандажа действие оперы перенесено из 18 века на современную подводную лодку. Жак Имбрайо – южноафриканский баритон.

Две последние оперы в этом списке – американские. Ещё в начале 20 века такого понятия – американская опера – не существовало вообще. Но к концу века она уже вышла на передовые рубежи в мире.

Два композитора США – Филип Гласс и Джон Адамс стали авторами самых известных опер конца двадцатого столетия. Написаны они в технике минимализма.

В двух словах минимализм – это метод композиции на основе длительного повторения элементарного мотива или ритма. Внутри этого процесса возможны разные изменения, но в целом получается такая звуковая лента времени, воспринимаемая слухом как медитативное погружение.

🔷 Филип Гласс. “Эхнатон” (1983)

 

Филип Гласс приспособил минимализм к жанру оперы.

Для неподготовленного человека это звучит непривычно. Тут нужно отключить лишние рецепторы и настроить свой мозг на бесконечный повтор того, что ты и так уже понял с первого раза.

Если вам удастся преодолеть нарастающее раздражение, то целое будет восприниматься местами интересно, местами остроумно, местами в полном соответствии с происходящим на сцене.

Гласс не сказал ничего нового в минимализме, зато он нашёл способ довольно эффективно приспособить эту (довольно сложную вообще-то) технику к запросам массовой публики и придать банальному ореол глубокомысленности. Вдобавок к этому Гласс очень плодовит: одних только опер он написал полтора десятка, не считая симфоний, концертов и всякой другой музыки.

Такая тактика дала свои плоды: сегодня Филип Гласс считается главным композитором США и имеет репутацию живого классика.

Эхнатон – это египетский фараон (14 век до н.э.), основатель монотеистической религии (он установил культ бога Солнца – Атона) и супруг всем известной Нефертити.

Сюжет оперы – отдельные картины из периода правления Эхнатона – от коронации до смерти. Тексты, взятые из источников того времени, поются в оригинальном виде, на древних языках. Только ария Эхнатона – гимн Солнцу – исполняется на языке аудитории. Она, практически, стала уже оперным хитом в США.

Американский контртенор Николас Таманья.

🔷Джон Адамс. “Никсон в Китае” (1987)

Целых три оперы Аламса поставлены на сегодняшний день в Метрополитен-опера. Это знак того, что в США он признан как главный современный оперный композитор.

Все его оперы – это продукт совместной деятельности с известнейшим американским режиссёром Питером Селларсом (идеи и постановки, иногда либретто ). А там, где Питер Селларс, скучно не бывает. Поэтому многие люди, отрицающие оперу, тем более современную, с энтузиазмом воспринимают “Никсона в Китае”.

“Никсон в Китае” – это именно то, о чём говорится в названии. Сюжет представляет собой вереницу протокольных мероприятий исторического визита президента Никсона с супругой в Китай (1972 год). Всё это показано с изрядной долей юмора.

Например, вот в этой сцене на культурном мероприятии в честь высоких американских гостей: им показывают китайский балет о том, как женский революционный отряд смело выступил на защиту бедной крестьянской девушки от эксплуататора-помещика.

Увиденное настолько шокирует американских гостей, они даже пытаются вмешаться. Супруга Мао (Цзян Цин) поёт пламенную политическую арию “Я жена Мао Дзедуна!” Её вокалу позавидовала бы вагнеровская Брунгильда.

Кэтлин Ким.

К моменту постановки этой оперы Мао Дзедун уже умер. Его вдова Цзян Цин сидела в тюрьме со смертным приговором. Но Ричард и Пэт Никсон были в курсе того, что о них написана опера: им предварительно им был показан план сценария для утверждения.

____________________________________________

kultspargalka.ru 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх