С 1 марта можно блокировать оформление кредитов через «Госуслуги» – за 48 часов сервисом воспользовались 1,7 млн человек, включая 150 тысяч петербуржцев. Но уже сейчас киберпреступники переходят к новым тактикам: звонят от имени регуляторов, создают фейковые Telegram-боты и собирают личные данные для взлома аккаунтов.
Как защитить свои сбережения и не стать жертвой мошенников – в материале «Точки».
Петербуржцы активно самозапрещают кредиты
За первые дни работы сервиса самозапрета на кредиты на «Госуслугах» им воспользовались почти 150 тысяч жителей Петербурга, сообщили в Минцифры. Северная столица вошла в число регионов-лидеров по активности граждан, наряду с Москвой и Подмосковьем. В среднем к сервису обращаются люди в возрасте 53 лет.
В Ленинградской области, как сообщает издание Online47, аналогичную процедуру прошли более 20 тысяч человек.
Общероссийская статистика, опубликованная Минцифры, впечатляет: за 48 часов после запуска сервиса было зафиксировано 1,7 млн обращений. При этом чат-бот «Госуслуг» предоставил 3,4 млн консультаций, помогая гражданам разобраться в технических нюансах оформления запрета.
С 1 марта 2025 года на портале «Госуслуг» начал функционировать сервис, позволяющий гражданам самим ограничивать возможность оформления кредитов. Теперь можно вносить в свои кредитные истории отметку о запрете на заключение договоров потребительского займа.
Исключениями стали ипотечные кредиты, займы под залог транспортных средств и образовательные кредиты с господдержкой, а также уже заключенные договоры. Для активации или отмены ограничения пользователям нужно подать электронное заявление через личный кабинет на портале. Дополнительно с 1 сентября 2025 года аналогичную услугу введут в МФЦ.
Самозапрет – не всегда панацея
В целом просто взять кредит на чужом аккаунте на «Госуслугах», как заявил РИА Новости ведущий эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов, мошенники не смогут и так. Прямые атаки маловероятны благодаря усиленной защите платформы.
Но аферисты могут запугивать человека кредитами для дальнейшей кражи денег. Например, они запрашивают какую-нибудь справку на «Госуслугах» от имени жертвы, а через несколько дней связываются с гражданином, назвавшись представителем регулятора или иных организаций.

Дальше киберпреступники говорят, что личный кабинет взломан и начинают пугать об оформленном кредите. А затем просят жертву посодействовать якобы в расследовании. Ну а потом все по классике: вынуждение подтверждения транзакции, передача денег аферистам, привязка нового устройства к банковской системы, чтобы затем украсть средства.
Есть риск, предупреждает руководитель отдела информационной безопасности компании «Гарда» Виктор Иевлев в беседе с «Лентой.ру», что после установок самозапрета мошенники могут перейти к целевым атакам.
«Атаки будут целенаправленными, а не массовыми, вроде звонков от «служб безопасности банков». Они будут основываться на сборе большого количества личной информации о жертве. Именно поэтому призываю россиян не рассказывать в цифровом пространстве подробности о своем распорядке дня, увлечениях, местах, которые они часто посещают», – заявил Иевлев.
По мнению эксперта, теперь киберпреступники должны будут получить «Госключ», который позволяет снять самозапрет. Поэтому вполне можно ожидать рост атак с использованием методов социальной инженерии.
Эксперт платформы «Мошеловка» Александра Пожарская прогнозирует волну фишинговых звонков: мошенники, представляясь сотрудниками «Госуслуг», будут предлагать «помощь» в установке самозапрета, чтобы получить СМС-коды доступа к аккаунтам. Очевидно, на кого рассчитан этот ход – на пожилых людей.
«Почтовый» чат-бот и все ради «Госуслуг»
Тем временем киберпреступники придумывают все новые способы взломать аккакунты россиян на «Госуслугах». Пресс-служба МВД России сообщила о новой схеме мошенничества с использованием Telegram-бота, маскирующегося под сервис отслеживания почтовых отправлений.
Как указано на официальном Telegram-канале Управления по киберпреступлениям, злоумышленники звонят гражданам, представляясь сотрудниками «Почты России», и убеждают перейти по ссылке для «уточнения адреса». Чат-бот, имитирующий диалог, запрашивает логин и пароль от «Госуслуг», которые сразу попадают к аферистам.
«Бот имитирует активную деятельность, но цель его одна – в автоматическом режиме заполучить доступ к аккаунту. Данные для авторизации, внесенные в предложенную форму, будут переданы злоумышленникам и дадут возможность развивать схему дальше», – предупредили в МВД.
В ведомстве призвали не доверять неофициальным источникам и проверять информацию через подтвержденные каналы связи. Гражданам посоветовали применять принцип «нулевого доверия» вообще ко всяким призывам, которые побуждают любые действия.

Еще в чужие аккаунты на «Госуслугах» мошенники пытаются «прорваться» под предлогом смены дверей в подъезде, через фейковую доставку цветов и даже звонки из деканата. Теперь вот новый тренд, но цель у всех – одна.
Новый законопроект на подходе
Вице-спикер Совета Федерации Андрей Журавлев вчера, 4 марта, выступил с инициативой, призванной усилить защиту граждан от кибермошенничества. Как сообщала «Российская газета», в ходе заседания Совета по развитию цифровой экономики и Совета по развитию финансового рынка при верхней палате парламента он предложил внести поправки ко второму чтению законопроекта, обязывающие банки уведомлять клиентов о каждом новом кредите через «Госуслуги». Это, по мнению сенатора, позволит оперативно выявлять несанкционированные действия злоумышленников.
«Граждане и компании теряют большие деньги. Более того, мы видим новые тенденции, которые связаны с ростом кредитного мошенничества, использованием искусственного интеллекта, дипфейков», – заявил Журавлев.
Он пояснил, что прорабатываются следующие меры: черный список банкиров, информирование бюро кредитных историй о том, что гражданину уже доводилось становиться жертвой аферистов. Сенатор предлагает создать рабочую группу с законодателями, представителями профильных министерств и ведомств для доработки законопроекта.
Замглавы Минцифры Иван Лебедев заявляет, что новый законопроект об «антифроде» содержит свыше двух десятков конкретных мер. Среди них повышение надежности «Госуслуг» и обязательная маркировка всех телефонных звонков от организаций.
Данные Минцифры гласят, что с 2022 года число киберпреступлений ежегодно прирастает на 20-30%. Их в прошлом году зафиксировали 677 тысяч, что на 34,8% больше, чем годом ранее. По оценкам Сбербанка, пишет РИА Новости, ущерб от телефонных мошенников за 2024 год составил не менее 295 млрд рублей.
Ранее «Точка» подробно рассказывала о том, как аферисты используют СНИЛС для хищения накоплений пенсионеров.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ
Свежие комментарии