Депутат Госдумы и доктор экономических наук рассказала "Комсомольской правде" о том, как разогреть российскую экономику и повысить доходы казны
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева: Нельзя экономить на пенсиях, когда в банках лежит триллион бюджетных рублейФото: РИА Новости
На днях Совет Федерации одобрил проект бюджета страны на следующий год.
Жить в 2016-м мы будем с дефицитом, проедая накопленные резервы. Даже если цена на нефть составит теперь уже оптимистичные $50 за баррель (а сейчас уже ниже $40), то из кубышки придется вытащить более 2 трлн. рублей. Как жить в таких условиях? На чем государство собирается экономить? Стоит ли покупать недвижимость в кризис? Об этом мы поговорили с депутатомГосдумы, доктором экономических наук Оксаной Дмитриевой.АВОСЬ САМО РАССОСЕТСЯ...
- В одном из недавних ваших интервью вы охарактеризовали главную мысль бюджета так: «Авось само рассосется». Как это понимать?
- Именно так и понимать. Суть в том, что ничего не сделано для того, чтобы вывести страну из кризиса.
- То есть мы просто надеемся на более дорогую нефть?
- Да, может, и цена на нефть вырасти. А может, какое-то другое случайное стечение обстоятельств, которое нам поможет.
- Что будет, если цена на нефть упадет ниже $40 за баррель?
- Среднегодовая цена не упадет ниже этого значения. Ее могут дергать искусственно в импульсном режиме. Опустить до $30, а потом поднять, чтобы вызвать панику на российском валютном и фондовом рынках. Не может быть обвального и длительного падения цены на нефть, когда мировая экономика растет.
- А как же сланцевая революция?
- Она не может наступить при цене в $40 за баррель. Граница рентабельности для сланцевых месторождений США находится в районе $60 - 65 за баррель. Трудности в балансировании бюджета возникают уже и у Саудовской Аравии. Поэтому катастрофического сценария - например, $30 в течение всего года - лично я не жду.
«ДЕНЬГИ ИДУТ НА СПЕКУЛЯЦИИ»
- Но нам даже $70 - 80 за баррель будет мало, чтобы свести бюджет без дефицита. Где искать источники дохода? Правительство пока только все урезанием расходов занимается...
- Правительство все делает с точностью до наоборот. Оно идет по пути сокращения доходов граждан. И не брезгует дополнительным налогообложением. Здесь и новый налог на малый бизнес (торговый взнос), и новый транспортный платеж для грузовиков («Платон»), и рост кадастровой стоимости недвижимости (более высокий налог на имущество).
- Еще взносы на капитальный ремонт летом появились...
- Да, куча квазиналоговых платежей. Экономику душат двумя руками, да еще и ногами поддают. Одной рукой правительство снижает доходы, другой - повышает налоги. А Центральный банк, повышая ключевую ставку, добивает дорогими кредитами. В кризис - это самоубийство. Наоборот, необходим полный мораторий на любые новые налоги и сборы, чтобы стимулировать предпринимательскую активность. С другой стороны, доходы граждан надо не замораживать, а наоборот, индексировать по фактической инфляции, чтобы стимулировать потребительский спрос. И в-третьих, ЦБ должен не повышать ключевую ставку, а снижать, чтобы кредит был дешевым и доступным.
"ЗАБРАТЬ У ФИНАНСОВЫХ ВАМПИРОВ"
- Но на это нужны деньги. Где их брать? Даже при нынешней экономии Резервный фонд у нас закончится года через полтора...
- Надо изымать остатки бюджетных средств у различных финансовых вампиров. Есть огромные остатки средств, которые были закачаны в банковскую систему. Триллион рублей в 2014 году из бюджета! Это расходы бюджета на здравоохранение и образование вместе взятые. Уже больше года прошло, а из этих средств почти ничего не было реально инвестировано. Данные Счетной палаты: временно свободные средства - 883 млрд. рублей.
- Ого, это больше трети всего дефицита бюджета.
- Да, это очень много. Это те деньги, которые должны были пойти в инфраструктуру и реальную экономику, но так до нее и не дошли.
- То есть мертвым грузом лежат...
- Если бы. Все гораздо хуже. Правительство как говорит: если мы дадим деньги людям, то будет инфляция. Поэтому давайте не будем повышать пенсии и платить учителям. Но разница в том, что деньги, которые идут людям, запускают спрос и экономику. Они идут на масло, колбасу, одежду, другие товары. А деньги, которые лежат на депозитах в банках, тоже увеличивают денежную массу, но если они не идут на инвестиции, то идут на спекуляции на валютном и фондовом рынках.
- Ваше предложение: изъять и пустить на что?
- Изъять то, что давали из бюджета (чужого не надо). Например, в 2014 году было создано Агенство кредитных гарантий, которому из бюджета было передано 50 млрд. рублей для предоставления гарантий под кредит малому бизнесу. За полтора года было предоставлено гарантий на 6 млрд. рублей. При этом все деньги лежат на депозите в банках и на проценты агенство себя кормит и хорошо живет, чего не скажешь о малом бизнесе. За счет этого источника можно профинансировать отмену и снижение налогов для малого бизнеса в том числе отмену торгового сбора и мораторий на переход на кадастровую стоимость по недвижимости.
Жить в 2016-м мы будем с дефицитом, проедая накопленные резервы.Фото: Алексей СТЕФАНОВ
Или, например, средства Фонда национального благосостояния, которые уже выделили на так называемые самоокупаемые инфраструктурные проекты, которых нет. Так, реальных инвестиций в проект центральной кольцевой автомагистрали (ЦКАД), на который выделено 150 млрд. рублей, не будет еще несколько лет. При этом на капитальный ремонт жилья по всей стране пытаются собрать с населения примерно ту же сумму. В проект реконструкции БАМа иТранссиба тоже не инвестировано ни копейки, но средства ФНБ выделены, а на строительство метро, где все готово: мощности, кадры, проекты - нет. Вот вам два готовых национальныхинвестпроекта, которые ничем не хуже общественных работ Рузвельта - капремонт жилья и метро.
- И сколько это в целом?
- В общем и целом у подобных финансовых вампиров (остатки бюджетных средств на депозитах) можно аккумулировать порядка 2 трлн. рублей. Это хватит и на инвестиции, и на компенсации по снижению налогов, и на полномасштабную индексацию пенсий всем в том числе работающим пенсионерам (на величину инфляции, а не на 4%. - Ред.).
«ДЕПАРДЬЕ ОТ НАС УЕДЕТ? НИЧЕГО, ПЕРЕЖИВЕМ!»
- Сейчас много говорят о прогрессивном подоходном налоге. Его тоже нельзя вводить?
- Его, наоборот, можно. Но только по верхним доходным сегментам, чтобы это ни в коем случае не затронуло средний класс. Важная ремарка. Если делать прогрессивную шкалу подоходного налога или увеличивать социальные взносы с высоких зарплат, это даст возможность для снижения налогов в другом направлении. Совокупный налоговый пресс в кризис увеличивать нельзя. Мы можем сделать лишь реструктуризацию. Но прежде, чем вводить прогрессивный подоходный налог, надо для начала покончить с регрессивной шкалой социальных взносов. Ведь бедный и средний у нас платит больше в процентном отношении, чем богатый и сверхбогатый.
- Как это?
- Ставка социальных взносов с малых и средних зарплат выше, чем с высоких. Например, 30% платят только с зарплаты до 66 тысяч рублей в месяц, а свыше - в два раза меньше. При этом с огромных вознаграждений членов Советов директоров, бонусов, «золотых парашютов» топ-менеджеров вообще не платят социальные взносы. Поэтому бедные и средний с каждого рубля своей зарплаты в совокупности платит 43 копейки, богатый - 28 копеек, а сверхбогатый - только 13 копеек...
- То есть пусть богатые и сверхбогатые тоже платят 43 копейки. Хорошая идея, только Жерар Депардье от нас уедет тогда...
- Ради бога. Переживем. У нас очень нерациональное распределение фонда зарплаты. Посмотрела отчет Газпрома. По головной компании: фонд платы труда - 34 млрд. рублей в 2014 году. А вознаграждения только членам совета директоров и членам правления - 3 млрд. Если они заплатят с них подоходный налог в 1,5 млрд. рублей, не будет ничего плохого. А в целом за счет такого повышения можно собрать 600 - 800 млрд. рублей в бюджет. И не надо тогда будет лезть в карманы пенсионеров и бюджетников.
ВОПРОСЫ НА ЗАСЫПКУ
«Покупать квартиру сейчас выгодно»
- Дайте антикризисный совет нашим слушателям, как себя лучше вести в кризис, как составлять свой личный бюджет? - Нужно четко помнить, что сейчас кризис. В кризис самое страшное - потеря рабочего места. Поэтому, во-первых, надо держаться за рабочее место. Во-вторых, не обременяйте себя долгами, старайтесь не брать кредиты, тем более валютные. - А сбережения в чем хранить, если таковые остались? - Перекладывать в доллары и евро, на мой взгляд, поздно, можно не угадать и не правильно выбрать момент. В чем сбережения есть, в том их и оставлять. Если есть желание и потребность что-то купить - например, квартиру, садовый домик или земельный участок - покупайте. Цены на недвижимость сейчас выгодные, но только готовое жилье. Вступая в долевые схемы, покупая жилье «на котловане», можете стать «обманутым дольщиком». Сейчас очередная волна банкротств застройщиков.
ДОСЬЕ «КП»
Оксана Генриховна Дмитриева
Родилась в Ленинграде. По образованию экономист-математик. Автор пяти монографий и более 100 научных работ. Доктор экономических наук, профессор. С 1993 года - депутат Госдумы всех созывов. В 1998-м недолгое время (с мая по сентябрь) была министром труда и социального развития. Была одним из лидеров «Справедливой России», но в апреле 2015-го вместе со сторонниками учредила «Партию профессионалов». Является одним из лучших специалистов в стране по бюджетным, экономическим и социальным вопросам. В частности, автором альтернативной антикризисной программы и пенсионной реформы.
Евгений БЕЛЯКОВ
Свежие комментарии