Сколько новых заводов и фабрик построено в России за первую половину 2024 года? Какими достижениями в сфере науки и техники запомнилось это время? Традиционно рубежный выпуск года посвящаем обзору самых заметных позитивных событий в жизни России за прошедшие шесть месяцев.
Техника и наука
Начнём с космоса. Самым ярким событием стал первый запуск российской ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5» с космодрома Восточный. Все предыдущие старты ракет данного типа проходили с космодрома Плесецк.
Кстати, на Плесецке в минувшем полугодии достроили новый универсальный технический комплекс для подготовки спутников, разгонных блоков «Бриз-М» и космических головных частей для ракет-носителей «Ангара». Так что и отсюда пуски «Ангары» продолжатся. Запуски же с Восточного важны тем, что благодаря расположению космодрома с него можно доставлять на орбиту больше полезной нагрузки за меньшие деньги.
Ещё одно достижение: впервые в мире Россией создана космическая система для непрерывного наблюдения арктического региона Земли и прилегающих территорий. В данный момент она состоит из аппаратов «Арктика-М» и «Арктика-М» № 2.
Также недавно впервые в истории нашей страны на орбиту выведены российские спутники связи со стандартом 5G, и проведены тестовые сеансы лазерной межспутниковой связи.
А командир отряда космонавтов Роскосмоса Олег Кононенко установил рекорд и стал первым в мире человеком, пробывшим на околоземной орбите в сумме тысячу суток.
После длительного перерыва возобновились испытания пассажирского самолёта Ил-114-300. Также стартовали сертификационные лётные испытания опытного образца импортозамещённого Superjet-100, и продолжились полёты МС-21 с российскими двигателями ПД-14.
Авиационный комплекс им. Ильюшина приступил к сертификации по гражданским нормам глубоко модернизированного военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А.
А ещё началась работа над возрождением проекта Ту-324 – регионального самолёта, который потеснит иностранные модели.
Единственная в мире ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» завершила свою первую миссию и вернулась в Мурманск. Девятнадцать месяцев наши героические полярники собирали с её помощью важные научные данные и уже готовятся к новой экспедиции.
Вот некоторые автоновинки полугодия.
«АвтоВАЗ» представил модель Lada Iskra, которая займёт нишу между семействами Vesta и Granta.
На автозаводе «Москвич» дан старт производству автомобилей по технологии полного цикла. Создано 490 новых рабочих мест. Впереди – третий этап развития предприятия с ещё более глубокой локализацией.
Aurus представил обновлённую модель седана Senat.
Горьковский автомобильный завод выпустил первую опытно-промышленную партию электробусов «Газель е-Сити».
КАМАЗ запустил опытную сборку новых моделей грузовиков флагманской линейки К5 – трехосные самосвалы 6595 и 65952 и четырехосный 65951.
В Ижевске стартовал серийный выпуск Lada Largus. Это хоть и не новинка, но модель серьёзно переработали с учётом импортозамещения.
Компания «Когнитивный пилот» представила полностью беспилотный, бескабинный роботизированный мини-трактор мощностью 30 лошадиных сил.
В Москве и Московской области на линию вышли новенькие электропоезда «Иволга 4.0», производство которых ведётся на Тверском вагоностроительном заводе.
Теперь о большой науке.
В Обнинске запустили модель самого мощного в мире ядерного реактора, а в Северске приступили к монтажу реакторной установки четвёртого поколения БРЕСТ-ОД-300. Оба проекта являются частью большой работы по созданию практически безотходной и, что важно, полностью безопасной, ядерной энергетики будущего. Здесь Россия впереди всей планеты и последовательно идёт к намеченной цели. Новые типы реакторов, над которыми мы сейчас трудимся, позволят повторно использовать отработавшее ядерное топливо. А это, во-первых, снизит необходимость в добыче уже довольно дефицитного урана, а, во-вторых, позволит пустить в оборот огромные накопленные человечеством ядерные отходы.
В Дубне дан старт технологическому пуску ускорительного комплекса NICA – одного из самых важных проектов в области фундаментальной физики.
На Байкале завершилась очередная экспедиция по строительству глубоководного нейтринного телескопа Baikal-GVD. Это самая большая в Северном полушарии и вторая по размеру в мире подобная установка.
На высоком перевале в Республике Алтай на границе с Монголией открыли самый южный пункт масштабной системы мониторинга вечной мерзлоты, создаваемой в России. Он позволит замкнуть контур наблюдений по линии север-юг и поможет учёным в предсказании изменений в вечно мёрзлых грунтах.
В Антарктиде Россия построила новейший зимовочный комплекс «Восток» – самое современное сооружение на континенте, которое позволит нам в буквальном смысле докопаться до древних тайн и утвердить своё право на Южном полюсе. На сегодняшний день комплекс уже успешно выдержал свои первые -80 градусов антарктической зимы.
Там же в Антарктиде наши учёные углубили скважину на озере Восток ещё на 75 метров, и теперь её глубина составила 3610 метров. Извлечён материал возрастом один миллион двести тысяч лет для дальнейших исследований.
Инфраструктура и производство
Русские первыми в мире совершили стратосферный прыжок на Северный полюс с высоты 10500 метров и развернули на дрейфующей льдине экспериментальное серверное оборудование, которое доказало свою способность работать в суровых условиях.
В конце апреля состоялась торжественная укладка последнего, так называемого «золотого», звена первой очереди железнодорожного пути на территории грузового терминала Нижний Бестях в Якутии. Это вполне себе историческое событие, так как впервые Байкало-Амурская магистраль соединена с крупнейшей рекой Лена в районе Якутска, а через неё и с Северным морским путём.
Продолжилась работа по модернизации БАМа и Транссиба. Дан старт движению грузовых поездов по второму пути на одном из самых грузонапряженных участков — Улак – Верхнезейск. Строительство двухпутной вставки вели в условиях вечной мерзлоты. Но это не помешало железнодорожникам завершить работы на три месяца раньше срока.
Началось строительство первой в стране высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, которая станет основоположницей целой сети аналогичных линий, соединяющих разные регионы.
Восстановлена железная дорога из Ростова-на-Дону через Донецк до Мариуполя и Бердянска. В дальнейшем она поведёт в Крым до Севастополя и станет ещё одной альтернативой пути через Крымский мост.
В Краснодарском крае на обходе Адлера начались буровые работы на месте новой скоростной автомагистрали М-4 «Дон» – Сочи, которая сократит время в пути в 4 раза и даст мощный импульс развитию всего региона.
Братская гидроэлектростанция в середине февраля достигла отметки в 1,3 триллиона киловатт-часов производства электроэнергии за весь период работы. Это наивысший показатель среди всех гидроэлектростанций России и Европы, а в мировом рейтинге Братская ГЭС занимает четвёртое место по общей выработке электроэнергии.
На екатеринбургском заводе выплавлен первый слиток из танталового порошка — уникального материала, без которого не произвести электронику, ядерные реакторы, космические ракеты и вооружение. Таким образом началось восстановление важной производственной цепочки, которая была разрушена с крахом СССР.
В Таганроге на месте бывшего автозавода ТагАЗ «Ростсельмаш» ввёл в строй современное предприятие по производству сельскохозяйственной и коммунальной техники, в Ростове-на-Дону запустил завод механических трансмиссий и новый тракторный завод.
В целом объёмы промышленного производства в первом полугодии продолжили рост, и это отличная новость, свидетельствующая о том, что наша экономика не собирается тормозить после стимула, полученного в 2022 году. При этом наибольший рост фиксируется именно в секторе обрабатывающих производств, что особенно радует. Для лучшей наглядности далее, как обычно, мы перечислим все позитивные новости прошедших шести месяцев. И это только те, что попали в наши еженедельные обзоры.
Свежие комментарии