Баку и Астана решили пополнить Каспийское море не только Волгой, но и Чёрным морем
Казахстан официально обратился к Российской Федерации с призывом ограничить водохозяйственное вмешательство в бассейне реки Волги, которая обеспечивает более 80 процентов годового водного притока в Каспий. В частности, речь идет о снижении интенсивности антропогенного регулирования речного стока, особенно в период вегетационного сезона, когда объем поступающей в море воды резко сокращается, пишет Фархад Мамедов в недавней статье под броским и характерным заголовком «Казахстан бьет тревогу: Каспий в опасности! России по фигу». При сохранении текущих тенденций, уже через 15 лет уровень моря может опуститься ещё на 1-2 метра, что приведет к разрушению прибрежной инфраструктуры, снижению биопродуктивности экосистемы и масштабным социальным последствиям, включая внутреннюю экологическую миграцию.
По словам депутата мажилиса Сергея Пономарева, Каспий отступает в среднем на 7 сантиметров в год, что негативно сказывается на функционировании транспортно-логистических узлов Актау и Курыке, с которыми в Астане и Баку связывают немалые надежды в рамках проекта т.н. «Срединного коридора». Из-за снижения глубины судоходные компании вынуждены использовать суда меньшей грузоподъемности, что увеличивает стоимость транспортных операций и снижает эффективность «Транскаспийского международного транспортного маршрута», что затрагивает не только экономику Казахстана, но и перспективы реализации инициативы «Один пояс, один путь», а также российских проектов, таких как МТК «Север – Юг», констатирует автор материала на сайте, курируемом, как и другие подобного рода издания, администрацией президента Азербайджана.Упоминание о МТК «Север – Юг», имеющем как морскую, так и сухопутные составляющие, думается, вовсе не случайно. Более того, на фоне недавней инициативы Казахстана по увеличению стока Волги в северный Каспий, обращает на себя внимание, что бакинский официоз не только поддержал предложение соседей по Каспию, но и спрогнозировал даже возможное введение против РФ неких «правовых санкций» (! ), если в Москве не согласятся с позицией Казахстана и «примкнувшего» к нему Азербайджана по водонасыщению Каспия...
Разумеется, авторы подобного рода вбросов предпочитают помалкивать о том, что, например, сток реки Кура с территории Азербайджана в Каспий за последние 3,5 года сократился более чем втрое. Причиной тому – не только климатические перепады и экологически ущербное водопользование, но также «сверхмощные» каскады ГЭС «Гасынлы» и «Худаферин», на приграничной реке Аракс, впадающей в Куру. Свою лепту вносят и крупные турецкие гидропроекты на Араксе, не согласованные с соседями, что в немалой степени сокращает и водосток в Куру (при том, что доля этой реки в общем речном стоке в Каспий до недавнего времени не была «символической», почти достигая 15%)...
Но сдаётся, что явно неслучайный интерес соседей по Каспию к волжской воде связан и с более масштабным предложением, притом синхронным с казахстанским. О чём речь? Относительно малоизвестная до сего времени компания ADOG с пропиской в бакинском посёлке Зира и одноимённый Международный порт выступили с инициативой строительства подземного тоннеля диаметром 10 метров, призванного соединить Чёрное (со стороны Грузии или России) и Каспийское моря. Благодаря естественной разнице уровней, черноморская вода сможет самотёком поступать в Каспий, без использования насосов. Фантасмагорическая инициатива направлена на стабилизацию водного баланса Каспийского моря, уровень которого в последние годы стремительно снижается, что несёт серьёзные экологические, экономические и инфраструктурные риски для прибрежных государств. Реализация проекта будет сопровождаться полным экологическим мониторингом и мерами по сохранению биоразнообразия. ADOG готова приступить к подготовке технико-экономического обоснования и мобилизовать необходимые ресурсы и просит рассмотреть предложение на государственном уровне и поручить уполномоченным органам проведение предварительных консультаций. В качестве аналога приводится Фемарнбельтский водный приграничный тоннель между Данией и Германией длиной 18 км, который должен быть завершен к 2029 году.
Инициаторы проекта, автором которого выступил заслуженный инженер Муса Сулейманов, полагают, что реализация подобного проекта может, ни много ни мало, «стать прорывом в укреплении тюркского единства (выделено нами – авт.) и решением для водного кризиса в Каспии, уровень которого за последние годы значительно снизился. Если ситуация продолжит развиваться по сценарию Аральского моря, последствия для экологии и экономики региона могут быть критическими».
Проект предполагает установку регулирующих систем для контроля объема поступающей воды, а также проведение регулярного международного экологического мониторинга по всей трассе этих водопоставок. Компания ADOG заявила о готовности начать разработку технико-экономического обоснования проекта и призвала правительства стран региона «рассмотреть инициативу на межгосударственном уровне.
По мнению чиновников транспортного ведомства Казахстана, «проект подземного канала может стать одним из шагов по спасению крупнейшего замкнутого водоема Евразии и по обеспечению стратегических логистических интересов Казахстана». Более того, «тоннель позволит казахстанским грузам – нефть, зерно, металлы – выходить через Черное море в Средиземноморье и далее в Атлантику, минуя зависимость от российских маршрутов или транзита через Иран (выделено А.Б.). Проект тоннеля между Каспийским и Черным морями – это идея «амбициозная, способная изменить геоэкономическую карту региона. Но ее реализация потребует не только колоссальных инвестиций, но и беспрецедентного уровня международного сотрудничества», – отмечает эксперт по водным ресурсам, член Нью-Йоркской академии наук Нурлан Мунбаев.
В то же время эксперт предупреждает, что соединение этих водоёмов «может нарушить уникальные биоценозы (биосферные зоны. – Прим. ВПА) из-за разницы в солености и в уровне вод между Каспийским и Черным морями. То есть потребуются технологии изоляции водных масс, – например, шлюзовые системы». Таким образом, вовсе неудивительно, что именно казахстанские СМИ оперативно растиражировали такую инициативу, что позволяет предположить неофициальную (пока?) неофициальную ее согласованность с Астаной.
Напомним, ещё в начале 1950-х гг. некоторые гидрологи предложили осуществить до некоторой степени схожий проект, соединив каналами впадающую в Чёрное море вблизи Поти реку Риони с Курой. Для большего обводнения засушливых сельхозземель в Кура-Прикаспийском регионе Азербайджанской ССР. Весной 1953 г. этот проект признали нерентабельным и экологически проблемным и впоследствии больше к нему не возвращались. Но вот теперь, через 35 лет после распада Советского Союза, он возник вновь и даже заиграл новыми красками, обретя очевидную геополитическую подоплёку. Между тем, экологическое состояние Черного моря, геолого-сейсмологическая специфика его восточного побережья, восточно-прибрежных зон, химическая структура центрально- и восточночерноморской черноморской акватории изначально не позволяют осуществлять столь же грандиозные, сколь и сомнительные эксперименты. И реакция из Москвы последовала незамедлительно: Федеральное агентство водных ресурсов не поддерживает проект соединения Чёрного и Каспийского морей подземным тоннелем, равно как выступает против международных рабочих групп по управлению водным хозяйством Волги, заявил на XI Невском международном экологическом конгрессе глава ведомства Дмитрий Кириллов: «Мы видим некоторые сообщения в СМИ, проекты, предложения по предотвращению снижения уровня Каспия. Например, соединить Каспийское и Чёрное моря подземным тоннелем. Согласно проекту, предлагается строительство подземного тоннеля диаметром десять метров. Вода из Черного моря сможет самотеком поступать в Каспий, без использования насосов. Интересно, как это будет выглядеть технически? Кто будет строить и за чей счёт? Не говоря уже об экологическом аспекте этого проекта». Ещё одной идеей стало создание международных рабочих групп по управлению волжским водохозяйственным комплексом: «Отмечу, что для этого нужна, как минимум, законодательная основа, это суверенная территория Российской Федерации».
Казалось бы, точки над i расставлены, однако тенденция очевидна. В полной мере стремясь воспользоваться тем, что они (и их зарубежные партнёры) интерпретируют как слабость России в условиях затянувшегося вооружённого конфликта на Украине, определённые круги в Баку и Астане пытаются навязать выгодный прежде всего им формат обсуждения и решения проблем Каспия, не в последнюю очередь порождённых деятельностью транснациональных корпораций в его азербайджанском и казахстанском секторах.
Алексей Балиев
Свежие комментарии