На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 505 подписчиков

Привычка гордиться, что ее страна умеет воровать, в книге журналистки США, работавшей в России в 90-е.

Я обещала тут рассказать, что еще предлагают западные аналитики своим специалистам для изучения того, как лучше нас трамбовать. Каких успехов они добились, а где еще предстоит поработать.

Мне кажется, нам не лишне посмотреть за их телодвижениями

Пока еще не описывается картина поля боя после того, как над ней развеется дым.

Но по некоторым пунктам, которые они описывают, там испытывают просто гомерическое веселье.

Меня заинтересовала отсылка к рецензии на книгу некой Стефани Бейкер с громким названием "Наказание Путина: Внутри глобальной экономической войны за уничтожение России". Ну, или направленной на наше подавление, крушение и т.п.

Статья в Foreign Policy начинается с исторического эпизода и короткого представления автора книги.

"Летом 1941 года Соединенные Штаты попытались использовать свое экономическое превосходство над Японией, наложив полное нефтяное эмбарго на своего все более угрожающего соперника. Идея заключалась в том, чтобы использовать подавляющую экономическую мощь, чтобы избежать стрельбы".

В итоге, конечно, экономические санкции США загнали Токио в угол, единственным очевидным выходом из которого стала атака на Перл-Харбор.

Бумеранги - не единственное оружие, которое может рикошетить.

Стефани Бейкер, опытный репортер Bloomberg, которая десятилетиями освещала события в России, написала мастерский отчет о недавних попытках США и Запада использовать свое финансовое и технологическое превосходство, чтобы подчинить реваншистскую Россию своей воле. (Добавлю, Бейкер живет в Лондоне, у нее двойное гражданство - США и Великобритании).

Всё пошло не совсем по плану. Спустя два с половиной года доходы России от энергоносителей по-прежнему растут, подпитывая военную машину, которая получает доступ к высокотехнологичному военному оборудованию, в том числе из Соединенных Штатов. Попытки отстранить от Путина олигархов привели к их сближению.

Москва столкнулась с множеством неудач, последней из которых стала потеря контроля над частью своей собственной территории под Курском, но разрушительные санкции не стали одной из них.

"Punishing Putin: Inside the Global Economic War to Bring Down Russia" - это, прежде всего, захватывающее чтение, книга, которую вы с особым рвением навяжете всем друзьям и близким.

Опираясь на десятилетия опыта и свои репортажи, Бейкер написала лучший отчет о западной санкционной кампании. Ее книга полна самых ярких персонажей, суперяхт, попавших под санкции, хитроумных кипрских агентов, теневых флотов и предрассветных рейдов.

Это не только хорошая история, но и клинический анализ очень хитрых маневров, которые стоят за развертыванием того, что стало основным оружием Вашингтона. Рискованное решение сразу после вторжения заморозить более 300 миллиардов долларов в центральных банках и перекрыть доступ к российской банковской системе, конечно, больно ударило по Москве. Но даже заместитель советника по национальной безопасности Далип Сингх, один из архитекторов ответных мер администрации Байдена, сказал советнику по национальной безопасности Джейку Салливану - он опасается, что "катастрофический успех" санкций может взорвать мировые финансовые рынки. И это было до того, как Запад решил взять под прицел огромный российский экспорт нефти и газа, что он и сделал, приняв ряд половинчатых мер, начиная с конца того же года.

Еще одна причина, по которой стоит обратить внимание на книгу "Наказание Путина", заключается в том, что она позволяет заглянуть в грядущий мир, когда конкуренция великих держав возобновится с новой силой. Соперничество США с Китаем пока что выражается в борьбе за пошлины, полупроводники и сурьму. Как сказал Сингх Бейкер, "мы не хотим, чтобы этот конфликт развивался по военным каналам, поэтому он, скорее всего, будет развиваться через использование экономических инструментов - санкций, экспортного контроля, тарифов, ограничения цен, инвестиционных рестрикций".

Реклама книжки в маркетплейсах: "Глубокий, авторитетный и актуальный взгляд на беспрецедентную экономическую войну, которую США и их европейские союзники ведут против России после вторжения Путина, написанный журналистом-ветераном, имеющим беспрецедентный доступ к западным и российским источникам.

Не реагируя на восемь лет робких санкций США, 24 февраля 2022 года Владимир Путин отдал приказ о полномасштабном нападении. В последующие часы по всему миру западные лидеры задействовали экономические инструменты, чтобы противостоять беспрецедентному захвату земель державой, обладающей ядерным оружием. Последовавший за этим финансовый эксперимент, несомненно, изменивший мир, рисковал ввергнуть мир в разрушительную рецессию. Конечная цель была проста: ослабить мощь военной машины и нанести ущерб российской экономике - некогда одиннадцатой по величине на планете. Эксперт по России и журналист со стажем Стефани Бейкер в увлекательных деталях рассказывает о том, как разворачивалась эта яростная теневая война: о ее причинах, о том, как она ведется, и о ее способности повлиять на Россию и ход истории.
От ареста суперяхт до манипулирования мировыми ценами на нефть и попыток заблокировать продажу военных технологий России - мы узнаем, как Белый дом координировал свои действия с высокопоставленными чиновниками в Лондоне и Брюсселе, чтобы заморозить ошеломляющие 300 миллиардов долларов валютных резервов, накопленных на Западе центральным банком России. Мобилизовав армию следователей, занимающихся расследованием преступлений "белых воротничков", и экспертов по международному праву, Бейкер исследует, как Запад противодействует незаконным российским деньгам, преследуя олигархов, одну суперяхту за другой, и их пособников по всему миру.
Наполненная захватывающими подробностями, книга "Наказание Путина" вводит нас в бешеные закулисные дискуссии, которые привели к совершенно новой эре тщательно просчитанного "экономического маневрирования", и показывает, как эти новые стратегии уже радикально перестраивают глобальные альянсы, оказывающие влияние на мировой порядок сегодня и для будущих поколений".

Как пишет Бейкер, превращение экономических инструментов в оружие, возможно, началось более тысячелетия назад, когда другая экономическая империя столкнулась с проблемными выскочками. В 432 году до нашей эры Афины, греческая держава и торговое государство, ввело строгое торговое эмбарго против города-государства Мегары, союзника Спарты, - шаг, который, по мнению некоторых ученых, спровоцировал Пелопоннесскую войну. (Афины не смогли избавиться от этой привычки: вскоре после этого они снова перехитрили соседа, заявив Мелосу, что “сильные делают все, что могут, а слабые терпят то, что должны” - что-то мне это напоминает.) Ирония, конечно, в том, что Афины, военно-морская сверхдержава, в конечном итоге проиграла войну своему главному сопернику.

(Я заглянула на всякий пожарный случай в историю: "Чтобы приструнить соседей и заставить их окончательно выйти из Пелопоннесского союза, Афины объявили городу морскую блокаду. Мегарским кораблям запретили заходить в любые порты Афинского морского союза, а купцам - торговать на афинских рынках. Экономика Мегары, которая целиком зависела от торговли с Афинами, была практически задушена, а запрет на поставку в Мегару зерна привел еще и к голоду. Это действительно стало одной из причин Пелопоннесской войны, которую Афины проиграли, лишившись и всех своих заморских владений, и права иметь флот. Так Афины открыли одно из главных свойств экономических санкций: эффект от них непредсказуем").

Может быть заманчиво использовать экономические инструменты, но трудно превратить их в высокоточное оружие или даже избежать того, чтобы они стали контрпродуктивными. Военно-морская господство Британской империи XIX-го века и ее любовь к блокадам помогли свергнуть Наполеона, но в ходе этого началась небольшая война с Соединенными Штатами (привычная трактовка американскими деятелями европейских событий, как им выгодно и удобно - я про Наполеона).

Как оказалось, эмбарго в отношении коммунистической Кубы или революционного Ирана были лишь первыми шагами к усилению финансовой гегемонии США, которые в конечном итоге достигли расцвета благодаря так называемой войне с терроризмом и государствами-изгоями, истории, хорошо рассказанной в таких книгах, как "Казначейство идет на войну" Хуана Сарате или "Искусство санкций" Ричарда Нефью.

Усама бен Ладен мертв, Кабул потерян, Куба все еще коммунистическая, а Ким все еще руководит Северной Кореей, но любовь к санкциям в Вашингтоне не ослабевает.

Учитывая неприязнь к жертвам и постоянный поиск малозатратных способов навязать свою волю, Вашингтон стал еще больше увлекаться безоглядным использованием экономических кнутов. Использование санкций выросло при президенте Бараке Обаме и вновь при Дональде Трампе. Администрация Байдена не только организовала беспрецедентный пакет санкций против России Путина, но и расширила торговую войну с Китаем, начатую Трампом.

Несмотря на неоднозначную репутацию американских санкций, всемогущий доллар, безусловно, способен вселить страх в страны, вынужденные придерживаться карательной линии, которую в противном случае они могли бы пытаться обойти. Банки в третьих странах - скажем, крупный французский кредитор - вынуждены поддерживать санкции Вашингтона против Ирана, независимо от того, что может диктовать политика Франции. Эти так называемые вторичные санкции иногда вызывают недовольство в таких местах, как Париж и Берлин, что побуждает к периодическим призывам к "финансовому суверенитету" от тирании зеленого доллара. Но мало что изменилось. У стран, которые хотят сохранить функционирующие банки, нет иного выбора, кроме как выступать в роли исполнителей воли Вашингтона.

Что действительно удивительно, пишет Бейкер, так это то, что рост санкций как главного инструмента американской внешней политики не сопровождался соразмерным ростом штата людей, которым поручено их разрабатывать и применять. Управление по контролю за иностранными активами, главное санкционное подразделение Министерства финансов, перегружено работой и недоукомплектовано. Менее известное, но не менее важное подразделение - Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли - пытается проверить огромное количество экспортных мер контроля и ограничений, имея при этом малочисленный штат и неполный бюджет. После Brexit Британия столкнулась с еще более серьезными проблемами, встав на рельсы западных санкций - за последние несколько лет ей пришлось практически с нуля создавать новый орган для их применения.

"Наказание Путина", несмотря на подзаголовок книги, не является попыткой “обрушить” Россию. Санкции - от индивидуальных запретов на поездки и финансовые операции для кремлевских олигархов до конфискации активов и радикальных мер, направленных на ослабление рубля и опустошение казны Москвы - в конечном счете направлены на то, чтобы ослабить способность Путина продолжать терроризировать своего соседа.

Но в этом смысле они не работают.

Одна из сильных сторон книги "Наказание Путина" заключается в том, что Бейкер, похоже, успела побеседовать почти со всеми важными людьми на экономических фронтах. Она подробно описывает работу, которая велась в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе еще ДО ТОГО, как российские танки и ракеты пересекли границы Украины в феврале 2022 года, и особенно в последующие напряженные дни и недели.

Нужен особый дар, чтобы превратить технократов в героев боевиков.

Основная часть замечательной книги Бейкер посвящена борьбе с санкциями и подрыву авторитета лояльных Путину олигархов, которые помогали поддерживать его клептократию. Возможно, предполагает Бейкер, Запад считал, что расправа с олигархами приведет к дворцовому перевороту (так если он расправился с клептократами, или как их там по-вашему, значит, молодец, в чем проблема, святые и честные вы наши?). Переворот был, но не со стороны олигархов, и закончился он сначала всхлипом, а затем взрывом в воздухе (а это Запад подводил к перевороту? интересный поворот).

Как отмечает Бейкер в своей книге "Занимательные хроники охоты за суперяхтами и холдинговыми компаниями острова Джерси", у такого подхода есть несколько проблем. Во-первых, на самом деле сложно завладеть большей частью незаконно нажитых миллиардов, находящихся в руках олигархов; правительство США тратит миллионы долларов на содержание замороженных суперяхт, но пока не может превратить их в деньги для Украины. И, во-вторых, наступление не отделило олигархов от Путина: напротив, как говорит Бейкер источник в Кремле, “его власть намного укрепилась, потому что теперь они в его руках”.

Как бы то ни было, хотя охота за 60 миллиардами долларов или около того в виде роскошной добычи - забавное зрелище (я же говорила - весело им), настоящая борьба за санкции идет вокруг замороженных резервов центрального банка России , две трети которых находятся в Европейском союзе - и продолжающихся усилий по удушению ее доходов от продажи энергоносителей без ущерба для мировой экономики.

Бейкер отлично разбирается в важных вопросах, будь то история борьбы за российские резервы и последующая битва за их изъятие в стиле истории "Присутствие при сотворении мира" или объяснение дьявольски сложных деталей "ограничения цен на нефть", которое вовсе не смогло ограничить российские нефтяные доходы.

Больше информации об этих крупных сражениях сделало бы замечательную книгу просто потрясающей (видимо, как обычно - слова, слова, слова, хайли лайкли).

Западные санкции против России, столь масштабные и беспрецедентные, не лишили Путина возможности вести боевые действия. Они усложнили жизнь простых россиян и снизили доходы России от экспорта энергоносителей, но еще не перерезали синусы войны. "Но, по сути, Запад не обрушил на Россию всю утварь", - пишет Бейкер. Более активное применение санкций, особенно энергетических, будет иметь решающее значение для усиления давления и начала реального наказания Путина, утверждает она.

Единственное, что маловероятно, так это то, что санкционная борьба закончится в ближайшее время - ни с Россией Путина, ни с другими ревизионистскими великими державами, такими как Китай, единственной потенциальной слабостью которых является асимметричная мощь американских денег.

“Пока Путин сидит в Кремле, - заключает Бейкер, - экономическая война будет продолжаться”.

***

Как вам это нравится?

Посмотрите, сколь задорно эти милые люди, делятся тем, как хитро и весело они охотятся за деньгами, имуществом, доходами стран, которые им не угодили. Им не хочется стрелять, но они знают, как можно уничтожать целые государства - обозвав их как им заблагорассудится - просто экономическими приемчиками. У них есть специальные службы, которые годами работают над ними. Жаль, только - штат маловат, сетует журналистка.

Они не только не стесняются говорить вслух о своем воровстве, которое практикуют десятилетиями.

Они собой гордятся.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Картина дня

наверх