
Армянская внешняя политика вновь демонстрирует поразительную гибкость — или, если называть вещи своими именами, хитроловкость. Осознав, что ставка на Запад не приносит желаемых дивидендов, а попытки шантажировать Москву сближением с Европой оказались бесполезными, Ереван теперь делает очередной маневр — возвращается в российское политическое поле с видом человека, который просто решил сделать небольшой крюк.
Пашиняновская команда долгое время пыталась продать Западу образ «оплота демократии» на Южном Кавказе. В ход шли попытки заигрывания с Брюсселем, Вашингтоном, а также Парижем, кульминацией чего стала недавняя ратификация Римского статута. Ну, и, конечно же, не забываем громкие заявления о «пересмотре» отношений с Москвой. Однако в сухом остатке — не только отсутствие значимой помощи от Евросоюза, но и почти полное равнодушие со стороны коллективного Запада, который «устал» от бесконечных армянских просьб и понимания своей неспособности гарантировать безопасности Армении.
Но на что рассчитывал Ереван? Шантаж Москвы западным вектором — стратегия не новая, но на этот раз Россия даже не попыталась сыграть в эту игру. В Первопрестольной прекрасно понимали, что Еревану в обозримом будущем никто, кроме России, не предоставит экономическую стабильность, дешевые энергоресурсы и гарантии безопасности. Когда же стало очевидно, что Запад не готов впрягаться за Армению больше, чем красивыми заявлениями, армянская дипломатия оперативно получила новый курс — интенсифицировать контакты с Россией.

Теперь и парламент, и МИД, и прочие государственные структуры республики начали «разогревать» старые связи, напоминая Москве, что Армения все еще «партнер», а может, и вовсе «братская страна». Подобная тактика выглядит как очередной политический зигзаг, которых за последние годы накопилось немало.
Главный вопрос: как в Москве воспримут этот «разворот»? Доверие подорвано, да и Россия теперь уже не видит смысла в излишней лояльности к союзнику, который в любой момент может снова попытаться разыграть антироссийскую карту. Так что хитроловкость армянской политики — это скорее замкнутый круг, по которому Ереван продолжает метаться, надеясь, что одна из его ставших привычными игр вдруг сработает.
На протяжении всей истории международные отношения формировались исходя из географических факторов, исторического опыта и экономических реалий. Армения, как часть Южного Кавказа, неизменно находилась на пересечении геополитических интересов крупных держав, однако её устойчивость и благосостояние всегда зависели от того, насколько прагматично и взвешенно она выстраивала отношения с ближайшими соседями. Мы неоднократно отмечали, что в нынешних условиях единственно мудрым решением для Еревана является формирование сбалансированной внешней политики, направленной на нормализацию отношений с Азербайджаном, углубление сотрудничества с Россией и Ираном, а также перезагрузку диалога с Турцией.

Опыт последних десятилетий наглядно демонстрирует, что устойчивое развитие государства возможно только при наличии стабильных и взаимовыгодных отношений с окружающими странами. Армянское руководство неоднократно оказывалось перед дилеммой: либо продолжать курс на конфронтацию, который неизменно ведёт к усилению международной изоляции, либо перейти к прагматичной внешней политике, основанной на национальных интересах.
Азербайджан за последние 25 лет сумел добиться впечатляющих успехов, во многом благодаря тому, что не позволил втянуть себя в деструктивные политические схемы, навязываемые внешними игроками. Вместо этого Баку последовательно выстраивал стратегические партнерства с соседями, укреплял экономическую и военную мощь, развивал инфраструктуру и добился восстановления своей территориальной целостности. Важно понимать, что подобная стратегия – не исключение, а универсальный рецепт для любого государства, стремящегося к укреплению суверенитета и устойчивому развитию. Однако в отличие от Азербайджана Армения до сих пор не сделала соответствующих выводов, продолжая нелепо балансировать между попытками удержать поддержку Запада и необходимостью выстраивания добрососедских отношений в регионе.
Ставка на западные страны как на якобы ключевых гарантов безопасности и развития, уже многократно доказывала свою несостоятельность. Ярким примером является ситуация с Украиной и Молдавией. Недавняя встреча Владимира Зеленского с Дональдом Трампом в Белом доме наглядно продемонстрировала, насколько низок реальный уровень поддержки со стороны Запада. Публичное унижение Зеленского, фактическое нежелание американской стороны гарантировать продолжение безоговорочной помощи Киеву и отсутствие стратегического интереса к проблемам региона – всё это подтверждает, что в большой игре Вашингтон рассматривает такие страны исключительно как временные инструменты для давления на геополитических оппонентов.

Армении стоит учесть этот урок: если Запад так легко дистанцируется от Украины, на поддержку которой было потрачено десятки миллиардов долларов, то в случае Еревана ситуация будет в разы хуже. Армения не обладает ни сверхстратегическим экономическим значением, ни военным потенциалом, ни ресурсами, способными привлечь долгосрочный интерес западных государств. В этом контексте рассчитывать на серьёзные обязательства со стороны США и ЕС, особенно в условиях ослабления их глобального влияния, не просто наивно, а опасно с точки зрения национальной безопасности, если Пашинян всерьез об этом думает.
В условиях, когда западные государства демонстрируют свою ненадёжность, у Еревана нет иного разумного выбора, кроме как восстановить полноценные, уважительные и взаимовыгодные отношения с Россией. Москва исторически была гарантом стабильности в регионе, обеспечивала военную и экономическую поддержку Армении и остаётся крупнейшим внешнеторговым партнёром страны.
Все попытки дистанцироваться от России в угоду западным интересам привели Армению лишь к ухудшению отношений с ближайшими соседями и утрате внешнеполитической субъектности. Более того, стремление заменить исторически сложившиеся союзнические отношения на неопределённые и краткосрочные связи с Западом привело к снижению уровня безопасности, что делает стратегическую переориентацию на сближение с Москвой и другими региональными державами неизбежной.

Последние же сообщения о потенциальной нормализации российско-американского диалога, а также намёки на запуск реального переговорного процесса, очевидно, не остались незамеченными в Ереване. Пашинян и его команда, судя по всему, решили оперативно скорректировать курс, пока ещё есть возможность вписаться в новые геополитические реалии.
Ставка, которую армянское руководство делало на демократическую администрацию в Белом доме, оказалась бесполезной при Дональде Трампе. Подписанные ранее соглашения и договорённости, достигнутые с Вашингтоном при Байдене, вряд ли имеют значение для Трампа, который традиционно скептически относится к союзническим обязательствам США и предпочитает прагматичный, транзакционный подход к международным отношениям. Понимая, что ориентация исключительно на Запад может оказаться губительной, Пашинян решил «внезапно» вспомнить о старых связях с Россией. Ведь теперь международные расклады меняются, нужно поспешно искать пути для возобновления контактов с Москвой. А поверит ли в «искренность» Еревана Москва – это уже другой и, пожалуй, главный вопрос.
АВТОР: Федор Иванов
Свежие комментарии