Спустя 10 месяцев после начала блокады Красного моря хуситами эксперты снова задаются вопросом, как удалось ополчению разгромить две международные военно-морские коалиции, пытавшиеся охранять жизненно важный морской маршрут, по которому ежегодно проходит товаров на сумму около 1 трлн долларов.
Одна коалиция возглавляется ЕС и призвана отбивать атаки хуситов ракетами и беспилотниками по гражданским судам, а другая - США и Британией, которые бомбят позиции хуситов. Но усилия США и ЕС должны быть более активными, считает Сальваторе Меркольяно, эксперт по военному и коммерческому судоходству из Университета Кэмпбелла в Северной Каролине.
Хуситы могут израсходовать все свои ракеты и БПЛА или потерять их в результате авиаударов США, но Иран в состоянии пополнить их запасы.
“Требуется чем-то похожее на морские операции по перехвату [грузов, поступающих] в Ирак с 1991 по 2003 год. Это потребует значительного военно-морского присутствия и станет еще одним вызовом для военно-морских сил мира”, - сказал Меркольяно, подчеркнув, что ВМС США одновременно задействованы в Тихоокеанском регионе для противодействия Китаю. - “Это замедлило бы поставки в Йемен, что может вызвать критику со стороны гуманитарных организаций, так как повлияет на поставки продовольствия. И это, конечно, не остановит поставки по воздуху непосредственно в Йемен из Ирана"
Иран использует небольшие гражданские суда для доставки ракетных двигателей и систем наведения в отдаленные скалистые бухты на побережье Йемена. Хотя некоторые корабли были перехвачены ВМС США и Британии, полная блокада потребует несравнимо более масштабного задействования сил.
Вопрос о том, какая сторона “победила”, был задан на прошлой неделе Эллиотом Абрамсом в статье для аналитического центра Council on Foreign Relations. Абрамс, бывший заместитель советника по национальной безопасности при президенте США Джордже Буше, заявил, что ВМС США не выполнили часть своей миссии по “защите свободы, экономического процветания и сохранению морей открытыми и вольными".
Дискуссия обострилась на фоне затянувшейся попытки спасти подбитый нефтяной танкер MV "Sounion". Судно, груженное полумиллионом баррелей нефти, было обстреляно ракетами хуситов, взято на абордаж и заминировано и в настоящее время тлеет в Красном море. Представители военно-морской миссии ЕС заявили, что гражданские спасательные команды "неохотно приступают к работам" из-за продолжающихся военных действий. После удара по судну "Soumian" 21 августа произошло еще несколько атак на другие суда.
Меркольяно утверждает, что США могли бы добиться лучших результатов, нанося прямые удары по иранским объектам - например, военным кораблям ключевого спонсора группировки, - если хуситы продолжат нападения в Красном море, через которое проходит около 30% мировой контейнерной торговли. Хуситы заявляют, что будут продолжать свою кампанию, в ходе которой были потоплены два корабля, десятки повреждены и погибли три моряка, до тех пор, пока Израиль не прекратит свою разрушительную войну в Газе.
До сих пор атаки хуситов были более эффективными, хотя в результате ответного удара Израиля была частично разрушена топливно-энергетическая инфраструктура в йеменском порту Ходейда. Группировка также попала под новые западные санкции.
Действия хуситов сократили транзит через Красное море более чем на 60%, согласно отчету судоходного гиганта Maersk, опубликованному в прошлом месяце. Это привело к повышению стоимости морской торговли и убыткам Египта на миллиарды долларов из-за снижения доходов от Суэцкого канала. Финансовые потери Израиля неизвестны, хотя порт Эйлата получил серьезный ущерб в результате нескольких месяцев отсутствия доходов.
Между тем, хуситы практически неуязвимы для воздушной кампании США и Британии, нацеленной на их укрытия и арсеналы ракет и беспилотников. В статье Абрама утверждается, что США не “проиграли” конфликт, но что Вашингтон слишком робок из-за опасений более широкой эскалации.
Контр-адмирал США Марк Мигуэс, возглавлявший авианосную ударную группу в Красном море, недавно сказал ветерану ВМС, а ныне ютуберу Уорду Кэрроллу, что "рассматриваются более агрессивные" действия, не вдаваясь в подробности.
Крейг Пикен, бывший пилот ВМС США и авиационный эксперт, возглавляющий Northstar Group, говорит, что дилемма, с которой сейчас сталкиваются США, должна побудить их переосмыслить свои военные обязательства в регионе. По его словам, США тратят миллиарды на защиту морских путей, таких как Красное море.
“Если речь идет о международных перевозках, это должно быть работой каждого”, - говорит он, подчеркивая, что такие страны, как Китай, могли бы сделать больше для защиты судов.
Китай сопровождал несколько своих кораблей через этот водный путь, но хуситы, похоже, избегают нападений на суда КНР. В конце марта был поврежден китайский танкер, но это, вероятно, было следствием плохой разведки.
- ВМС США в напряжении -
Пикен объяснил The National сложность полномасштабных военно-морских усилий США по пресечению поставок иранских боеприпасов хуситам. Даже небоевая, но длительная операция по перехвату иранских судов, перевозящих контрабанду, создаст огромную нагрузку на корабли и самолеты в течение многих месяцев, что приведет к миллиардным затратам. Развертывание одного американского авианосца, его самолетов и вспомогательных кораблей может стоить до 8 миллионов долларов в день.
"Износ самолетов обходится в миллионы и миллионы долларов”, - сказал Пикер, пилот-ветеран E-2. Во время полетов над Ираком и Сомали в начале 1990-х годов его эскадрилья “налетала 2000 часов за шесть месяцев. Таким образом, это 500 часов налета на каждый самолет в течение шестимесячной операции”.
Сегодня, по оценкам правительства США, 500 часов полета "Hawkeye" обошлись бы в 20 000 000 долларов, что составляет 40 000 долларов в час. Добавьте к этому развертывание подводных лодок и другие средства, которые могут быть использованы для противодействия противникам США, такие как спутниковая разведка. Даже действия, не связанные с войной, обойдутся в миллиарды долларов.
“То, что происходит в Красном море, беспрецедентно, и это может потребовать от западных ВМС нового мышления", - считает Ноам Рейдан, старший научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики. - "Хуситы быстро учатся и совершенствуют свои атаки. Однако понятно, что некоторым западным силам, таким как США, в настоящее время может потребоваться присутствие в различных районах Ближнего Востока из-за войны в Газе. Между тем, некоторым арабским странам региона, вероятно, стоит задуматься, если они еще не готовы противостоять подобным морским угрозам в будущем и при других обстоятельствах. Что касается уязвимых коммерческих судов, то некоторые из них все еще рискуют и плавают в регионе. Другие были вынуждены выбрать более длинный маршрут вокруг мыса Доброй Надежды”.
Свежие комментарии