На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 573 подписчика

Свежие комментарии

  • Walery
    100 лет... что будет через Сто лет?  Скорее всего новая экономика будет так как льды растают, а Штаты распадутся - та...На 100 лет под пр...
  • Nata
    Гражданская война от того и называется гражданской, что воюют между собой граждане одного государства. Это первокласс...Выдать СВО за гра...
  • Геннадий Бережнов
    Трамп решил, что он в танке, а впереди индейцы с луками!Удар под дых: Кит...

Война и эмир: почему визит монарха из Катара стал незаметной победой России.

О геополитическом сдвиге на Ближнем Востоке – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.

Визит в Москву катарского эмира Тамима Аль Тани заметили все мировые СМИ, но сделали это как-то походя и немногословно, – дескать, прошли переговоры – и точка. Между тем это является первым признаком мощного геополитического сдвига на всём Ближнем Востоке.

Пока ещё незаметного, как бывают совершенно незаметны первые движения тектонических плит.

Накануне визита Аль Тани в российских СМИ прошла информация, что Верховный суд РФ приостановил запрет деятельности на территории России «Талибана», который сейчас находится у власти в Афганистане. Это был явно подарок эмиру, который давно уже выступает куратором движения на международной арене.

А сразу после переговоров с эмиром в Кремль приехал министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи – и тоже явно неслучайно. Потому что маленький Катар с огромными нефтяными доходами является союзником Ирана, спонсором ХАМАС, «Братьев-мусульман»*, армии Ливана и сирийских исламистов, а также важнейшим союзником Штатов в регионе (именно там расположена крупнейшая на всём Ближнем Востоке база ВС США). Как говорится, realpolitik, да ещё и на Востоке – дело не просто тонкое, а ещё и тонко запутанное.

Считается, что мусульмане всего мира делятся на суннитов и шиитов, которые между собой не ладят ещё со времен Средневековья. Ещё есть арабские страны (типа белая кость по исламским понятиям) и все остальные.

Но на практике всё гораздо сложнее. Самая ожесточённая борьба идёт как раз между суннитскими монархиями Персидского залива – за влияние на всех остальных мусульман. При этом каждая содержит свои прокси-силы – радикальные исламистские группировки, которые во всём остальном мире считаются экстремистскими и террористическими.

В 2017 году эта подспудная борьба (на фоне инициированных из США «арабских вёсен») вылилась в открытую войну. Сначала Саудовская Аравия собрала коалицию и пошла воевать против Йемена, затем саудиты объявили ультиматум Катару, – дескать, эмир Тамим Аль Тани предал суннитское дело, поддерживает хуситов в Йемене и шиитский Иран, да и вообще стал слишком много себе позволять. В этот момент президент Америки Дональд Трамп, отбывавший свой первый президентский срок, публично поддержал саудитов, а шеф Пентагона – катарцев.

Арабы, конечно, слегка удивились от такой широты плюрализма мнений в одном Белом доме и решили с новой войной повременить, тем более что вторжение в Йемен против хуситов обернулось полным позором. В итоге саудиты вместе с союзниками объявили Катару полную блокаду (вернее, только со стороны сухопутных границ), которую они сняли при посредничестве США только через четыре года – как раз накануне чемпионата мира по футболу 2022-го.

Страны вроде бы помирились, хотя всем было понятно, что ненадолго. И вот прошло два года, и в регионе снова нестабильно – против хуситов в знак солидарности с палестинцами, блокирующими судоходство западных танкеров через Красное море, полезли воевать США. Вот буквально вчера американская авиация разбомбила нефтяные терминалы порта Рас-Иса в Йемене.

Хуситы в ответ уже объявили джихад Вашингтону, что стало настоящим подарком для Тегерана. Если американцы завязнут в Йемене, и без того разрушенном войной, о какой войне с Ираном вообще может идти речь?

Но под шумок может достаться и Катару – не только саудиты горят жаждой мщения, но и Израиль. Две недели назад в Иерусалиме были арестованы ближайшие помощники премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, которых обвинили в финансировании террористов и в переводе средств через Катар, с которым у еврейского государства нет никаких дипломатических отношений (что не мешало Катару с благословения Израиля финансировать правительство ХАМАС в Газе и официально выступать посредником между этой группировкой и евреями).

Но теперь всё идёт к признанию Катара страной – спонсором терроризма. И что тогда ожидать от Трампа, ведает только Аллах.

Вот и получается, что эмиру больше не у кого искать опоры и поддержки, кроме как у России. Москва же, в свою очередь, заинтересована в сохранении военных баз в Сирии. И как раз Катар и может помочь в этом вопросе, потому что новые власти республики, конечно, считаются «протурецкими», но только у Турции нынче не то положение в экономике, чтобы взять на баланс ещё и Сирию. Поэтому сейчас исламисты из САР окормляются в Дохе.

Словом, тем для обсуждения много. И как-то даже не хочется вспоминать, что ещё несколько лет назад Катар и Россия считались если не врагами, то конкурентами, – дескать, РФ мешала им построить газопровод в Европу через Сирию.

Но после подрывов «Северных потоков» и реакции европейцев дураков тянуть «трубу» в Европу больше нет. Пусть покупают дорогой сжиженный газ.

Гигантские тектонические сдвиги порой происходят совсем незаметно.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

*Запрещённая в РФ террористическая организация.

______________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

наверх