На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 362 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Симаков
    ...ФРС снизила ставк...
  • Eduard
    Да,США своим воровством себя опорочили! Кому надо хранить деньги и золото и надеятся,что их не заморозят?ФРС снизила ставк...
  • Людмила Фирстова (Таран)
    Александр Попов, я вам уже несколько раз советовала сначала ЧИТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНО статью, а потом писать комментарий, но...ФРС снизила ставк...

Трагический голос XX века

К 100-летию со дня рождения Марии Каллас
Ирина Баранчеева, Рим
Трагический голос XX века

Мария Каллас остается непревзойденной вершиной на оперном небосклоне, а ее трагический, неповторимый по красоте голос волнует до сих пор. Возможно, ни об одной другой певице нашего времени не написано столько книг и воспоминаний, исследований, романов и театральных пьес.

Образ оперной дивы часто появляется в фильмах и в изобразительном искусстве. Ей посвящали и посвящают стихи поэты, среди которых был и Пьер Паоло Пазолини. «Когда она не будет петь, она оставит о себе легенду», — написал о ней итальянский поэт Эудженио Монтале. И его слова оказались пророческими...

Великая певица родилась в Нью-Йорке 2 декабря 1923 года в семье греческих эмигрантов. Ее детство прошло в Америке, а незадолго до начала Второй мировой войны она с мамой вернулась в Грецию, где начала учиться пению в Афинской консерватории.

Ее необыкновенное дарование обнаружилось очень рано. Уже в пятнадцать лет Каллас дебютировала в Афинском оперном театре в партии Сантуццы в опере «Сельская честь» П. Масканьи. Однако карьера будущей примадонны складывалась далеко не просто, и она не сразу добилась успеха на международной сцене.

Настоящей творческой родиной Каллас считают Италию, где она родилась как оперная «звезда». Сюда певица прибыла в 1947 году после неудачной полосы в ее жизни, когда она, вернувшись в Америку, тщетно старалась обратить на себя внимание местных импресарио. Два человека в тот момент сыграли решающую роль в ее творческой судьбе: выдающийся итальянский дирижер Туллио Серафин и промышленник Джованни Баттиста Менегини, который два года спустя стал мужем певицы. С их помощью Каллас с успехом дебютировала в античном театре «Арена» в Вероне, а в 1950 году — на сцене знаменитого Ла Скала.

С миланским театром певицу связывали долгие, хотя и не всегда безоблачные отношения, но именно в этих исторических стенах она познала свои величайшие триумфы.

С 1950 по 1961 годы Каллас выходила на его прославленную сцену двадцать восемь раз, исполняя ведущие партии в двадцати трех различных операх; шесть раз она открывала здесь театральный сезон.

Неудивительно поэтому, что Ла Скала трепетно сохраняет память об актрисе и к нынешнему юбилею подготовил весьма оригинальную экспозицию под названием «Фантасмагория Каллас». В воображаемый диалог с певицей вступают современные артисты разных жанров… Известный стилист Джорджио Армани создал для Каллас платье, алый цвет которого, по его мнению, выражал характер примадонны: сильный и страстный. А франко-марокканская художница Латифа Эшакч постаралась показать образ певицы через инсталляцию из прозрачных жемчужин, как поток льющихся слез, поскольку в жизни Каллас было много горя.

Американский композитор Элвин Каррен посвятил диве новое музыкальное сочинение, художник Франческо Веццоли — свои картины, режиссер Марио Мартоне — документальный фильм… И надо всем царит, конечно, уникальный, незабываемый голос Каллас, переносящий нас во времена ее триумфа, о котором напоминают и ее фото в разных ролях.

А портрет певицы перед зеркалом встречает и провожает посетителей выставки. Особенно интересен раздел, на котором представлены театральные костюмы Каллас, принадлежащие архиву миланского театра. Среди них выделяется костюм Медеи в одноименной опере Луиджи Керубини, который в 1953 году создал для певицы выдающийся итальянский художник Сальваторе Фьюме.

Можно по-разному относиться к современному искусству, но нельзя отрицать того, что личность и трагическая судьба Марии Каллас волнуют и притягивают молодых артистов, которые никогда не видели певицу на сцене. И это поистине чудо. В этом она может соперничать разве что с Федором Ивановичем Шаляпиным.

Поставить эти два имени рядом будет отнюдь не преувеличением. В некотором смысле, Марию Каллас можно считать «духовной дочерью» нашего выдающегося соотечественника, поскольку ее учительницей по вокалу была певица Эльвира де Идальго, в свое время выступавшая вместе с Федором Ивановичем. Она имела возможность наблюдать за игрой гения, за его полным перевоплощением в исполняемый образ, и это она постаралась передать своей талантливой ученице.

«Ты актриса и должна уметь передать всю гамму человеческих чувств», — говорила ей Эльвира Де Идальго и советовала никогда не жестикулировать, если руки не продолжают пение. О том, что «жест есть движение души», говорил и Шаляпин, и Каллас вслед за русским гением пыталась создать на сцене свой театр, где каждая роль была бы «омыта кровью собственного сердца».

Современники называли ее «la divina», «божественная»; ее сравнивали с великими певицами прошлого Джудиттой Пастой и Марией Малибран…

К сожалению, век Каллас на оперной сцене оказался очень коротким, но за это время она успела сделать столько, сколько другим певцам не под силу за долгую карьеру.

В своих героинь в известных операх она вдохнула новую жизнь, сделала их близкими и понятными людям двадцатого, отнюдь не романтического века. Одновременно она возродила к жизни полузабытые шедевры прошлых веков. Ради Каллас в оперную режиссуру пришел Лукино Висконти, создавший для нее незабываемые спектакли. Позже с ней работал молодой Франко Дзеффирелли, который в 2002 году снял в память об актрисе фильм «Каллас навсегда» с Фанни Ардан в главной роли. Наконец, Пьер Паоло Пазолини, весьма далекий от оперного мира, снял Каллас в художественном фильме «Медея» (1969), в котором она появляется на экране как драматическая актриса.

Елена Образцова вспоминала, какой фурор произвел приход Каллас на спектакли Большого театра, гастролировавшего в Париже в 1969 году. Год спустя певица приехала в Москву в качестве члена жюри IV Конкурса им. П.И. Чайковского, на котором зажглись многие будущие «звезды» российской сцены — Елена Образцова, Тамара Синявская, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко…

Трудно отделаться от мысли, что если бы на пути великой певицы не повстречался ее «черный ангел», греческий миллиардер Аристотель Онассис, ради которого она пожертвовала своей артистической карьерой и в ответ была брошена, унижена и растоптана, то она прожила бы дольше и еще многое успела бы сделать. Но гениальная Мария Каллас угасла в Париже после нескольких лет тяжелой депрессии 16 сентября 1977 года в возрасте 53-х лет, и ее смерть до сих пор окутана тайной…

Discover, stream and download the Vivaldi Edition everywhere: https://lnk.to/VivaldiEdition 1 - 00:00 - Norma, Act I, Scene 4: "Casta diva... Fine al rito" (Norma, Coro) 2 - 10:50 - Carmen, Act I, Scene 5: "L'amour est un oiseau rebelle" (Carmen) 3 - 14:50 - La traviata, Act I, Scene 2: "Libiam ne' lieti calici" (Alfredo, Violetta, Coro) 4 - 18:02 - La Wally, Act I: "Ebben? Ne andrò lontana" (Wally) 5 - 22:51 - Gianni Schicchi, Act I: "O mio babbino caro" (Lauretta) 6 - 25:23 - Madama Butterfly, Act II: "Un bel dì, vedremo" (Madama Butterfly) 7 - 30:04 - Andrea Chénier, Act III: "La mamma morta" (Maddalena) 8 - 34:54 - La forza del destino, Act IV: "Pace, pace, mio Dio" (Leonora) 9 - 41:17 - Orfeo ed Euridice, Act III, Scene 1: "J'ai perdu mon Eurydice" (Orfeo) 10 - 45:37 - Alceste, Act I, Scene 5: "Divinités du Styx" (Alceste) 11 - 49:57 - Medea, Act I: "Taci, Giason" (Medea, Giasone) 12 - 52:24 - La vestale, Act II: "O nume tutelar" (Julia) 13 - 54:53 - The Barber of Seville, Act I, Scene 5: "Una voce poco fa" (Rosina) 14 - 01:01:12 - Anna Bolena, Act II, Scene 13: "Coppia iniqua" 15 - 01:04:14 - Lucia di Lammermoor, Act III, Scene 4: "Oh, giusto cielo!... Il dolce suono" (Coro, Lucia) 16 - 01:07:42 - Il pirata, Act II, Scene 12: "Qual suono ferale echeggia" & "Oh, sole! Ti vela di tenebre oscure" 17 - 01:11:57 - La sonnambula, Act I: "Care compagne" (Amina, Choeur) 18 - 01:14:08 - I puritani, Act II: "O rendetemi la speme... Qui la voce" (Elvira, Giorgio, Riccardo) 19 - 01:26:59 - Adriana Lecouvreur, Act I, Scene 2: "Ecco: respiro appena" (Adriana) 20 - 01:30:42 - Adriana Lecouvreur, Act IV, Scene 5: "Poveri fiori" (Adriana) 21 - 01:33:53 - Nabucco, Act II, Scene 1: "Ben io t'invenni - Anch'io dischiuso un giorno" (Abigaille) 22 - 01:43:01 - Ernani, Act I, Scene 3: "Surta è la notte" & Cavatina. "Ernani! Ernani, involami" (Elvira) 23 - 01:49:17 - Macbeth, Act II, Scene 1: "La luce langue" (Lady Macbeth) 24 - 01:53:25 - Rigoletto, Act I: "Gualtier Maldé" (Gilda) 25 - 02:00:53 - La traviata, Act I, Scene 5: "Ah, fors'è lui" (Violetta) 26 - 02:03:54 - La traviata, Act I, Scene 5: "Sempre libera degg'io" (Violetta, Alfredo) 27 - 02:07:50 - I vespri siciliani, Act V, Scene 2: "Mercé, dilette amiche" (Elena) 28 - 02:11:48 - Un ballo in maschera, Act II: "Ecco l'orrido campo" (Amelia) 29 - 02:18:32 - La forza del destino, Act II, Scene 10: "La Vergine degli angeli" (Coro, Leonora) 30 - 02:22:07 - Don Carlo, Act IV, Scene 2: "Tu che le vanità" (Elisabeth) 31 - 02:32:48 - Aida, Act I: "Ritorna vincitor" (Aida) 32 - 02:40:05 - Le pardon de Ploërmel, Act II, Scene 3: "Ombra leggera" (Dinorah) 33 - 02:45:44 - Mignon, Act II: "Ah, pour ce soir... Je suis Titania la blonde" (Philine) 34 - 02:50:51 - Hamlet, Act IV: "Et maintenant écoutez ma chanson" (Ophélie) 35 - 02:55:14 - Roméo et Juliette, Act I: "Ah! Je veux vivre dans ce rêve" (Juliette) 36 - 02:58:49 - Mefistofele, Act III: "L'altra notte in fondo al mare" (Margherita) 37 - 03:06:12 - Carmen, Act I, Scene 10: "Près des remparts de Séville" (Carmen) 38 - 03:08:12 - La Gioconda, Act I, Scene 3: "Madre adorata" (La Gioconda, Barnaba, La Cieca) 39 - 03:12:03 - Samson et Dalila, Op. 47, Act I, Scene 6: "Printemps qui commence" (Dalila) 40 - 03:17:15 - Lakmé, Act II: "Dov'è l'indiana bruna?" (Lakmé) 41 - 03:25:17 - Le Cid, Act III: "De cet affreux combat... Pleurez mes yeux" (Chimène) 42 - 03:31:20 - Pagliacci, Act I, Scene 2: "Qual fiamma avea nel guardo!" - "Stridono lassù" (Nedda) 43 - 03:35:59 - Louise, Act III, Scene 1: "Depuis le jour" (Louise) 44 - 03:40:42 - Manon Lescaut, Act IV: "Sola, perduta, abbandonata" (Manon) 45 - 03:46:32 - La bohème, Act I: "Sì. Mi chiamano Mimì" & "Ehi! Rodolfo!" (Mimi, Rodolfo, Schaunard, Colline, Marcello) 46 - 03:52:08 - La bohème, Act III: "Donde lieta uscì" (Mimì) 47 - 03:55:25 - Tosca, Act II, Scene 5: "Vissi d'arte, vissi d'amore" (Tosca) 48 - 03:58:40 - Madama Butterfly, Act I: "Vogliatemi bene" (Madama Butterfly, Pinkerton) 49 - 04:05:56 - Suor Angelica, Act I: "Senza mamma" (Suor Angelica) 50 - 04:11:28 - Turandot, Act I: "Signore, ascolta!" (Liù)

Специально для «Столетия»
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх