В России представлен модернизированный самолёт Як-130М, создаваемый на базе своего знаменитого учебно-боевого предшественника. Эта новинка стала, пожалуй, главным украшением Международного военно-технического форума «Армия-2024», но если копнуть глубже, то новость ещё интереснее, чем кажется на первый взгляд. Зачем понадобилось усиливать огневую мощь «Яка», а также о новом герое недели расскажем как обычно после краткой сводки позитивных новостей.
Время новостей
Очередные партии многофункциональных истребителей Су-30СМ2, модернизированных танков Т-80БВМ и бронированных ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-1М поступили в войска.
На Средне-Невском судостроительном заводе спущен на воду минный тральщик «Афанасий Иванников».
На судостроительном заводе «Отрадное» – промысловое судно проекта 03070 «Механик Цуранов».
Представлен новый зенитный ракетный комплекс «Панцирь-СМД-Е» для отражения массированных атак дронов.
«Чепецкий механический завод» запустил производство оболочек ТВЭЛ-ов нового поколения.
Новосибирский государственный университет начал производство малых космических аппаратов.
В Московской области открыто производство стройматериалов.
В Башкирии запустили первый завод по переработке конопляного волокна.
Во Владимирской области – мясоперерабатывающий завод.
В Татарстане – крупный животноводческий комплекс.
В Карелии – рыбзавод.
Российские школьники завоевали пять медалей на Международной олимпиаде по экономике.
«Зубастый» Як
На Международном военно-техническом форуме «Армия-2024» ПАО «Яковлев» Объединённой авиастроительной корпорации представило перспективную разработку — самолёт Як-130М, создаваемый на базе учебно-боевого Як-130. Сообщается, что первые опытные машины уже собираются на Иркутском авиационном заводе и, по сравнению с предыдущей версией, Як-130М стал намного зубастее, превратившись, по сути, в полноценный лёгкий истребитель. Для того, чтобы понять, зачем потребовалась такая модернизация, кратко обратимся к истории.
В СССР и других странах Варшавского договора для обучения лётчиков использовался чехословацкий тренировочный самолёт L-39 «Альбатрос», созданный в 1968 году. К концу 80-ых стало понятно, что он устарел, и началась работа над созданием более современного аналога, а так как времена уже были сложные, денег на разработку не хватало, то в проект приняли итальянцев. Однако крепкого союза не получилось, из-за конфликта совместное предприятие распалось, и конструкторские бюро дальше пошли своими путями – итальянцы создали на базе общих наработок свой М-346, а «ОКБ им. Яковлева» – Як-130, который впервые поднялся в воздух уже после развала СССР в 1996 году.
Наш самолёт получился поистине уникальным. Его перенастраиваемая система управления позволяет имитировать специфику пилотирования почти всех типов современных истребителей и бомбардировщиков, начиная с Су-25, МиГ-29 и Су-30 до иностранных машин, включая новейшие. Причём наша аппаратура даёт возможность пилотировать самолёт на больших углах атаки с выполнением фигур высшего пилотажа. Як-130 не просто учебный, но учебно-боевой самолёт, способен нести вооружение массой до трёх тонн, в том числе ракеты, а также управляемые и неуправляемые авиационные бомбы калибром до 500 кг.
Если и уступали мы в чём-то итальянцу, так это немного в максимальной скорости и высоте полёта, ведь наши бывшие партнёры использовали американские турбовентиляторные двигатели марки Honeywell, а мы… тут начинается самое интересное.
Новый двигатель
На Як-130 было решено устанавливать новый двигатель АИ-222-25. Эта отличная разработка имела один существенный стратегический недостаток – а именно, выпускалась 50/50 с украинским предприятием «Мотор Сич». В 2014 году совместное производство было остановлено, а российская авиация вскоре должна была остаться без такого нужного для подготовки лётчиков двигателя. Ситуация, прямо скажем, непростая, но, как оказалось, поправимая. Уже в 2015 году в НПЦ газотурбостроения «Салют» заявили, что полностью освоили выпуск АИ-222-25, включая его важнейший элемент – газогенератор. А параллельно продолжилась работа по его модернизации. Для него был создан компрессор высокого давления с улучшенными массогабаритными характеристиками, он дешевле в производстве, а также упрощает ремонт и эксплуатацию силовой установки. Вместе с ним был создан первый «цифровой двойник» двигателя АИ-222-25. Это виртуальный макет, включающий около 4 тысяч трёхмерных моделей, которые полностью повторяют форму и размеры деталей двигателя и обладают назначенной массой. «Двойник» значительно ускорит работу по дальнейшей модернизации двигателя, обучению персонала его сборке и главное – адаптации под новые авиационные платформы.
И вот на этой неделе ПАО «Яковлев» представляет модернизированный ЯК-130М. Хотя показан макет, сообщается, что уже ведётся сборка опытных образцов. Тактико-технические характеристики пока не раскрываются, но в прошлом году сообщалось, что для него разрабатывают новый двигатель СМ-100 в тех же габаритах и весе, что и АИ-222-25, однако с увеличенной на 20% тягой и удвоенным ресурсом. Значит, мы можем предположить, что СМ-100 находится в высокой степени готовности, и это, пожалуй, самое главное во всей новости, так как он найдёт применение не только в Як-130М, но и в уже существующих и перспективных беспилотниках, например, таких как «Гром», а также в качестве основы семейства силовых установок для лёгких региональных и административных самолётов. То есть новый двигатель решит целый комплекс очень насущных задач, стоящих перед российским авиастроением. Но вернёмся к самолёту. Зачем, собственно, понадобилось превращать его в истребитель?
Охотник за дронами
Нужно сказать, что и базовый Як-130 используется многими странами как, главным образом, боевой самолёт. Так недавно Вьетнам заявил о решении использовать свои Як-130 исключительно в боевых целях. Стоят наши машины на вооружении Сирии, Алжира, Ирана, Мьянмы, Белоруссии и других стран. Но, конечно, круг их задач ограничен борьбой с повстанцами, террористами, пиратами, и ставить самолёт в один ряд со старшими собратьями нельзя. Впрочем модернизированная версия заметно расширяет боевой потенциал машины. В её состав вводятся бортовая радиолокационная станция БРЛС-130Р, оптико-лазерная теплотелевизионная система СОЛТ-130К, бортовой комплекс обороны «Президент-С130», комплекс средств связи КСС-130. Существенно расширяется состав вооружения, в него, в частности, дополнительно войдут ракеты класса «воздух-воздух» и высокоточные авиационные средства поражения класса «воздух-земля» со спутниковыми и лазерными системами наведения. При этом сохраняются прежние преимущества, среди которых способность взлетать с малоподготовленных, в том числе грунтовых, аэродромов, работать в сложных погодных условиях, а также малый расход топлива. И что особенно важно – относительно низкая цена, а значит, возможные высокие темпы и объёмы производства.
Так какие задачи могут стоять перед Як-130М в современных условиях? Предположим, что он пригодится для борьбы с летающими и водными беспилотниками, которые становятся неотъемлемым атрибутом современной войны. Способность быстро стартовать с малоподготовленной замаскированной площадки и нанести удары современным оружием делают новый самолёт важной составляющей систем обороны. А так как на нас сейчас внимательно смотрит весь мир, в том числе дружественные страны, то Як-130М имеет и хорошие экспортные перспективы. Ведь то испытание, которое сейчас проходим мы, завтра может коснуться каждого.
Будем со всем вниманием следить за развитием проекта и рассказывать вам о его ходе. А вскоре покажем на канале «Время – вперёд!» уникальный экскурс в историю отечественного двигателестроения и даже для наглядности запустим бортовые системы легендарного Ту-144. Не пропустите, где бы вы нас не смотрели – на Ютубе, Рутубе, в ВК или Дзене!
Далее – о герое.
Время Человека
В Смоленской области на реке Днепр взрослый мужчина пошёл купаться, но почувствовал недомогание, потерял сознание, находясь в воде, и быстро ушёл на дно. Это с берега заметила его дочь и принялась звать на помощь других отдыхающих. На призыв откликнулся ученик 10 класса Роман Вдовин. Вместе со своим отцом он бросился на помощь, но пострадавшего уже не было видно. Пришлось нырять и искать его на дне. Не с первой попытки, но парень нашёл мужчину, который на тот момент уже не подавал признаков жизни. Роман вытащил его на берег и вместе с другими людьми оказал экстренную помощь. Благодаря этому пострадавшего удалось спасти, сейчас он проходит курс лечения в больнице.
Роман приехал на отдых в Смоленскую область из Подмосковья и оказался в нужное время в нужном месте, а спасти человека ему помогла отличная физическая форма и готовность помогать людям. Благодарим за подвиг и желаем успехов!
Свежие комментарии