Юбилеи политических убийств – грустные даты. И все же забывать о них нельзя. 100-летнюю годовщину смерти от рук тайной фашисткой полиции депутата-социалиста Джакомо Маттеотти в Италии вспоминают, посвятив ему большую выставку, которая открылась в Музее Рима.
Через многочисленные фото, газетные вырезки, документальные свидетельства, картины, фрагменты документальных фильмов и интересные исторические документы, хранящиеся в различных архивах, в том числе в архиве семьи Маттеотти, воссоздан не только жизненный путь этого яркого политика, но и атмосфера Италии после Первой мировой войны, в которой выдвинулся на первый план такой новый социальный феномен, как фашизм.
Возможно потому, что это преступление на заре фашисткой эры было первым громким политическим убийством и отличалось крайней жестокостью, оно вызвало сильный резонанс в обществе и едва не привело к падению правительства Бенито Муссолини.
За Маттеотти утвердился образ мученика, погибшего за идеи свободы. Его называют «отцом итальянской демократии», но претворены ли его идеи в жизнь?
Джакомо Маттеотти родился в 1885 году в местечке Фратта Полезине на севере Италии. Его отец был зажиточным коммерсантом и семья не испытывала экономических трудностей, но Джакомо с детства видел, что рядом крестьяне живут в бедности и бесправии. Как случалось в то далекое время со многими молодыми людьми из благополучных семей, Маттеотти «заболел» социалистическими идеями, захотев сделать жизнь простых людей более свободной и защищенной.
В 1907 году он окончил юридический факультет Болонского университета и с головой окунулся в политику. Принадлежа к умеренному крылу социалистов, он посвящает свое время улучшению условий труда и защите бедных слоев населения, не отвергая сотрудничества с представителями либеральной буржуазии. Когда началась Первая мировая война, он занял четкую антимилитаристическую позицию, за что был сослан на три года на Сицилию.
В первый раз Маттеотти был избран в Парламент в 1919 году. Это были непростые годы для Италии, которая хотя и принадлежала к альянсу победителей, но вышла из войны с большими потерями и с большими разочарованиями, а главное, оказалась в тяжелой экономической ситуации.
В 1973 году режиссер Флорестано Ванчини снял фильм «Убийство Маттеотти», получивший приз Московского кинофестиваля. В нем детально воссоздан политический контекст той поры.
Показано, что монархия, аристократия, весь правящий класс, да и многие представители умеренных партий правого толка в Италии, были в тот момент, если не полностью на стороне фашизма, то, во всяком случае, не противодействовали ему активно, поскольку видели в нем единственную силу, способную не допустить хаоса революции.
Ради этого они закрывали глаза на многие бесчинства чернорубашечников, которые Маттеотти, напротив, громко обличал с трибуны Парламента. В 1921 году он опубликовал брошюру «Расследование социалистов о действиях фашистов в Италии», предав гласности случаи насилия и шантажа со стороны фашистских бригад в отношении населения во время выборов, чтобы провести своих кандидатов. Три года спустя он провел еще одно расследование (опубликованное посмертно) под названием «Год фашистской диктатуры». В нем он опровергал утверждения Муссолини, что тому пришлось прибегнуть к насилию только для того, чтобы установить законный порядок.
30 мая 1924 года Джакомо Маттеотти попросил слова в Парламенте, призвав депутатов признать недействительными результаты прошедших выборов, на которых фашистская партия, благодаря своим жестким методам, получила большинство голосов.
В фильме Флорестано Ванчини показано, в какой атмосфере страха и нетерпимости произносил свою знаменитую речь Маттеотти (его играет актер Франко Неро). Неоднократно его прерывали выкриками и оскорблениями: «Позор!», «Шут!», «Слуга Москвы!»
Однако, несмотря на это, Маттеотти все же закончил ее, и на поздравления коллег по социалистической партии, ответил: «Свою речь я произнес. Теперь вы готовьте похоронную речь по мне».
Он верно предсказал свою судьбу: 10 июня Маттеотти был похищен агентами тайной фашистской полиции (в то время она называлась «Че-ка» в честь ее советской «сестры»). Три играющих неподалеку ребенка были свидетелями той сцены и, благодаря им, стал известен номер машины, принадлежавшей директору одной из известных газет. Вскоре был найден депутатский значок Маттеотти, который тому каким-то чудом удалось оставить на месте преступления. Под воздействием народного негодования полиция должна была начать расследование.
Тело несчастного депутата было найдено в лесу, под Римом, спустя более двух месяцев. Ранее был найден его окровавленный пиджак с оторванным рукавом и следами ножевых ранений.
Вскоре был арестован Америго Думини, глава «Че-ка», и его «ребята», фактические исполнители преступления. Но, ни у кого не оставалось сомнений, что его нити ведут на самый верх.
Необычайный интерес представляют фото Думини в тюрьме (за зверское убийство он получил всего 5 лет лишения свободы). Его камера больше напоминает номер фешенебельного отеля: удобная кровать с пуховой периной, письменный стол, отдельный обеденный стол, покрытый белоснежной скатертью, со стоящими на нем свежими цветами. Обед из трех блюд с вином (!). На одном фото Думини запечатлен за общим столом в дружеской обстановке с дирекцией и работниками тюрьмы, а рядом в витрине представлены его счета из тюрьмы портному, а также суммы, которые итальянское правительство регулярно переводило в это время на счет его матери.
Возникает вопрос: действительно ли Маттеотти был убит за его призыв отменить результаты выборов, который был скорее актом мужества, чем чем-то более конкретным. Большинство историков сегодня считают, что в руки Маттеотти попали секретные документы о контракте итальянского правительства с нефтяной компанией «Sinclair Oil», из которых следовало, что в обмен на предоставление обширных территорий на севере и юге Италии, а также в подконтрольной Ливии для поисков нефти, некоторые члены правительства получили крупные взятки.
Среди причастных называется имя брата Муссолини Арнальдо. Семья же Маттеотти была уверена, что за убийством стоял сам король Италии Виктор Эммануил III, также бывший акционером американской компании. Но компрометирующие бумаги, находившиеся в портфеле Маттеотти, пропали бесследно, поэтому мы можем строить только догадки.
Во время фашистского двадцатилетия имя Маттеотти было в Италии под запретом, но его личность было невозможно вычеркнуть из истории. Во время Второй мировой войны одна из партизанских бригад, сражавшихся с наци-фашизмом, носила его имя.
Сегодня во многих итальянских городах и за рубежом есть улицы и площади, названные в его честь. Ему воздвигнуты монументы. Но если представить себе невозможное, что Маттеотти ожил и появился в нынешнем Парламенте Италии, интересно, какова была бы его реакция?
Человек закона, он наверняка был бы шокирован, что Парламент сегодня выполняет чисто декоративную функцию и не решает почти ничего. Защитник угнетенных, он был бы поражен, что профсоюзы потеряли свой авторитет и на рынке труда снова царит произвол «хозяев». Не ободрил бы он, конечно, и постепенное наступление на свободу слова. Убежденный антимилитарист, он был бы против участия Италии в военных конфликтах в составе НАТО и поставок оружия в другие страны. И он не стал бы молчать, а громко обличал бы эти факты с трибуны Парламента. В конечном итоге, если бы Джакомо Маттеотти жил сегодня, то… его снова убили бы.
Свежие комментарии