На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 422 подписчика

Свежие комментарии

  • mvilorich Vilin
    А отчего разрушения, ели не было боезаряда?Информация про "Ю...
  • Александр Симаков
    Всё, дочитал до Делягина - "нового экономиста" и не могу больше читать, ничего не вижу - слёзы глаза застилают. Во вр...Мишустин выгнал с...
  • Александр Симаков
    Орел на гербе союзного государства в клювах будет держать серп и молот? Или ему ещё две лапы пририсуют?Почему на новых р...

Почему на русских подводных лодках есть «форточки», а на американских – нет.

Удивительно, но в Сети набирает популярность ключевой запрос: «Почему на российских подводных лодках есть «форточки», а на американских – нет»? Да-да – он так и звучит в устах людей, далёких от Военно-морского флота. И почти никого не интересует тот факт, что в военно-морском деле никаких «форточек» нет, а есть только иллюминаторы и бойницы.

Несмотря на это сегодня я решила ответить на этот распространённый «вопрос-запрос». И наконец-то пролить свет для своих читателей на столь загадочное явление, которое не даёт покоя сотням тысяч сограждан и иностранцев.

Боевая рубка российских АПЛ и ряд иллюминаторов

Для того чтобы понять «откуда ноги растут», достаточно взглянуть на боевую рубку любой современной российской атомной подводной лодки (АПЛ). Действительно, можно увидеть несколько смотровых иллюминаторов, которые используются капитаном для обзора надводной обстановки. Но закономерно возникает вопрос: «А какую вообще нагрузку могут выдержать такие иллюминаторы, если АПЛ опуститься на совсем уж большую глубину»?

По этому поводу по Сети даже бродит анекдот:
— За что сел?
— Да за то, что форточку открыл…
— И всего-то?
— … На субмарине.

Но давайте отбросим шутки в сторону и сосредоточимся на сути.

Разные качества подводных лодок

У каждой страны есть своя военно-морская доктрина, согласно которой Военно-морские силы действуют, исходя из ситуации. И даже производят единицы вооружения с оглядкой на те или иные требования либо веяния времени.

Атомные подводные лодки Российской Федерации преимущественно рассчитаны на действия в ледяных арктических широтах. В том числе проектируются с расчётом на длительные надводные переходы, когда боевая рубка используется как навигационная рубка любого обычного корабля.

Так как во время надводных переходов, в окружении льдов и айсбергов, нужна максимальная обзорность, которую не способен обеспечить ни один перископ либо камера, ещё советскими инженерами-конструкторами были предусмотрены соответствующие иллюминаторы. Естественно – с запасом прочности и с возможностью выдержать колоссальное давление водной толщи и при самом глубоком погружении. Да и в том случае, если в ходе сражения такой иллюминатор будет повреждён шальным снарядом – ничего страшного не произойдёт, так как на АПЛ установлены дублирующие системы обзора, равно как предусмотрена возможность экстренного отсечения боевой рубки от другого внутреннего корабля.

Наличие остекления боевой рубки обеспечивает надёжную защиту от холода и ветра, что невероятно важно во время длительного дежурства на боевом посту. Это позволяет членам экипажа чувствовать себя максимально комфортно и в непосредственной близости от Северного полюса и Антарктиды.

Если читателей интересует точная механика погружения, то отмечу, что при переходе в подводный режим, для уравнивания давления (и для дополнительного обеспечения стабильности судна), боевая рубка затапливается морской водой. И поэтому иллюминаторы, чисто-гипотетически, могли бы быть намного тоньше своего реального исполнения, так как балансировка давления исключает какую-то сверхпрочность при подводном переходе (но, несмотря на это, стёкла в боевой рубки всё-таки бронированные, как вы понимаете, так как призваны сопротивляться не только давлению воды).

Противопоставление – американские субмарины

Как вы уже понимаете, американские субмарины, следуя своей военно-морской доктрине, перемещаются преимущественно под водой, полагаются на многочисленные камеры обзора, локаторы и перископы. А при надводном положении, в условиях местного климата, экипаж может вполне себе обойтись и без нахождения внутри защищённой и отапливаемой боевой рубки. В свою очередь, поднятие на поверхность американской АПЛ во время боевого дежурства происходит только перед заходом в порт, в ремонтный док, при нахождении на швартовке либо при экстренной ситуации, чего не случалось уже давным-давно.

Подводная лодка – это особый корабль, который и не рассчитан на ведение активных боевых действий. Максимальный функционал современных АПЛ – это размещение ядерных ракет в непосредственной близости от территории противника, быстрый запуск и, в качестве экстренной меры – торпедирование особо важных надводных и подводных объектов.

Иными словами, в любом случае, боевая американская и российская подводная лодка ведёт боевые действия из-под водной глади. И с учётом того, что солнечные лучи довольно быстро меркнут и рассеиваются и на сравнительно небольшой глубине, в условиях подводного боя лучше полагаться именно на точные системы, чем на собственные глаза и уши.

Первое появление иллюминаторов на советском подводном флоте

Если посмотреть на советские подводные лодки времён Великой Отечественной Войны, то можно увидеть, что они «заточены» именно под торпедирование и имеют боевую рубку открытого типа. И в верхней части, по окружности, можно увидеть ряд ничем неприкрытых бойниц, которые использовались для визуального наблюдения за противником, окружающей обстановкой и для минимальной защиты экипажа в надводном положении во время сражения. Грубо говоря – иллюминаторы отсутствовали.

Первое появление иллюминаторов произошло на подводной лодке С-148 «Северянка» только в 1957 году, которую срочно переоборудовали в научно-исследовательское судно. Оснащение иллюминаторами было связано с тем, что морская погода – крайне переменчивое явление. И для того, чтобы на своём посту не мёрзли и не промокали рулевой и командир, было принято решение модернизировать имеющуюся рубку и установить иллюминаторы для кругового обзора.

Практика понравилась тогдашнему советскому руководству, так как подобная компоновка боевой рубки позволила команде намного чаще всплывать на поверхность и дышать свежим воздухом. Как следствие, исчезли распространённые недуги подводников – повышенное кровяное давление, головокружения, связанные с избытком углекислого газа и постоянная головная боль.

Так что не верьте, что в Советском Союзе не ценили людей. Ценили. И ради комфорта подводников даже меняли военно-морские доктрины.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Картина дня

наверх