Ошеломленные внезапным снегопадом, стоят в белых шапках зонтики сурепки, заросли календулы и шиповника. Но постепенно и эти осенние долгожители сдают позиции: их сочно-зеленые краски с добавлением золотисто-рыжего и красноватого уступают место палитре из охры, сиены и умбры… с сажей газовой.
Пармелия бороздчатая Фото: Depositphotos
Кажется, все до весны замерло в скверах, лесах и парках. Но если внимательно присмотреться, то можно заметить растения, которые и в снежно-морозные дни продолжают благоденствовать. Бледная полынно-зеленая накипь пармелии бороздчатой покрывает стволы старых осин и тополей, где-то ярко-желтыми, где-то ржавыми точками отметилась на ветвях деревьев ксантория. За этими причудливыми названиями скрываются одни из самых широко распространенных лишайников.
Эти малоприметные растения интересны тем, что способны существовать в таких условиях, к которым другие представители флоры приспособиться не смогли бы. Их способность переносить засуху и палящее солнце пустынь, когда температура воздуха поднимается выше 50 градусов или когда опускается на столько же и больше градусов ниже нуля в районах Арктики, делала этих невзрачных представителей растительного мира загадочными.
Еще более удивительными их делал тот факт, что эти растения могли расти практически на чем угодно: старые пушки, черепичные крыши, камни, кирпичи, стекло, песок… Казалось, их непритязательность безгранична.
Магия лишайников стала понятна лишь в середине XIX столетия, когда швейцарский исследователь Симон Швенденер открыл симбиотическую природу необычного растения: сочетание гриба и водоросли в одном организме. Водоросль может дополнительно получать воду и пыль, в которой есть неорганические вещества, из атмосферы. Но большей частью водой и растворенными в ней минералами водоросль обеспечивает гриб, за счет которого она крепится к субстрату. В свою очередь, водоросль вырабатывает углеводы в процессе фотосинтеза, которых хватает и ей самой, и грибу. Вот такое замысловатое партнерство.
Ксантория настенная Фото: ru.wikipedia.org
Понятно, что существуя при таких «стесненных обстоятельствах», т. е. в условиях дефицита питательных веществ и суровых климатических испытаниях, растет лишайник очень медленно. Примерно год уходит на то, чтобы его размеры увеличились на один-пять миллиметров.
Вокруг тишина, сугробы, белые хлопья… Но даже при минусовых температурах эти растения продолжают развиваться. Пусть и в ослабленном виде, способность к фотосинтезу у лишайников сохраняется при температуре до -35 градусов. Благодаря этой придумке природы у северных оленей практически всегда есть корм — ягель, который они добывают из-под снежного покрова.
Лишайники — одни из самых долгоживущих растений на земле. Большинство из них растет по 30−80 лет, но есть и такие виды, чье существование насчитывает сотни, а то и тысячи лет. Например, на Аляске найдены колонии, которым девять тысяч лет. В этом же регионе исследователи насчитали около 900 видов лишайников, обнаружив в прошлом году 27 неизвестных ранее науке видов.
Фото: Depositphotos
Несмотря на кажущуюся неуязвимость, есть у лишайников Ахиллесова пята. Они могут мириться с дефицитом влаги, надолго пересыхая (десятки лет!) и заново возрождаясь в благоприятный период. Могут мириться с перепадами температур и дефицитом питательных веществ. Но многие виды крайне чувствительны к чистоте окружающего воздуха. По этой причине их практически не встретишь в промышленных районах и центральной части больших городов.
* Так что если недалеко от места, где вы живете, кора деревьев украшена корочками каких-нибудь накипных лишайников, это почти верный признак того, что с воздухом в этом районе все более-менее в порядке. Это своего рода биоиндикатор состояния окружающей среды.
А летом, когда поедете на природу, присмотритесь: камни, скалы, кора деревьев в лесу… Часто именно лишайники придают им живописный вид, расписывая поверхности в желтые, рыжие и салатовые оттенки!
Автор: Галина Аксенова
Свежие комментарии