
Японцы - суровые перцы, которым для полного счастья достаточно было самих себя. Всем, кому что-то не нравилось или голову с плеч рубили, или харакири делали, что, в принципе, давало весьма сходный результат - выпиливание недовольного из жизни. Именно поэтому почти 300 лет японцы жили сами по себе, а весь мир как-то без них обходился.
На любые попытки установить с ними контакт, японцы отвечали односложно:
- Янки гоу хоум.
Правда первыми, кто попытался с ними законтачить были русские, но им всё равно ответили именно этой фразой (но это не точно). Наши смысл фразы не поняли, поэтому в 1804 году в Японию торжественно прибыло официальное российское посольство под руководством Николая Резанова.
Императору и всем чиновникам было передано просто неимоверное количество подарков: украшения, пушнина, работы императорской мастерской и... очень много различных сервизов и единичных изделий их стекла и хрусталя. Подарки японцы принимали с радостью, но на все предложения о мире и торговле отвечали уклончиво:
- Приходите, пожалуйста, завтра.
Когда Резанову надоело ждать очередного завтра он настоял на аудиенции у японского императора, где ему уже официально заявили, что японцам хорошо одним, мол, не мешайте познавать Дзен. Наши уехали, подарки японцы традиционно зажали себе. Особенно всё стеклянное и хрустальное.
Дело в том, что российский хрусталь вызвал в Японии эффект разорвавшейся бомбы. До прихода русских моряков японцы стекло умели варить, и даже могли делать его цветным и высокопрозрачным (то есть варили хрусталь). Однако до того, что хрусталь можно гранить, как драгоценные камни, они додуматься не смогли.

В 1834 году юноша по имени Кьюбей Кагая был отправлен своим господином в Осаку для обучения работе со стеклом. Паренёк несколько лет работал в местных императорских мастерских, где видел образцы стеклянной посуды, переданной русскими моряками. Они считались японцами супер-современной нанотехнологией, так как никто не понимал, как и при помощи какого оборудования было сделано гранёное стекло.
Через несколько лет Кьюбей Кагая вернулся домой и стал продавцом в маленьком магазинчике, где продавались очки и термометры. Поскольку население Японии было бедным и читало мало, то очки популярностью не пользовались. Термометры тоже не часто покупали, так как доктора выписывали больным (через одного) харакири подкожно. Как вы понимаете, свободного времени у парня было вагон и маленькая тележка. И вместо того, чтобы залипать в смартфоне он решил открыть секрет русского стекла.
На удивление, у него получилось это сделать достаточно быстро.
НО!
Русские мастера сами варили стекло, после чего гранили и полировали его на специальных станках. Японцы же такой техники не знали, они даже не подозревали о том, что существуют такие станки. Кьюбей Кагая использовал то, что было в его распоряжении: наждачный порошок и деревянные палочки.

А теперь представьте себе степень мазохизма японского мастера, который наносил на нужное место стеклянного сосуда наждачный порошок и вручную втирал его деревянной палочкой в поверхность стекла. Чтобы сточить стекло только в одном месте требовалось несколько часов. Тут не только дзен познаешь, но и инь, янь и прочую...
Только спустя несколько лет до японца дошло, что можно использовать не палки с порошком, а точильные круги. На разгадку секрета гранёного стекла у японцев ушло почти 50 лет. Своё искусство гранения стекла сами японцы называют эдо-кирико, что переводится как "гранёное стекло из Эдо".
Однако до настоящего прорыва в искусстве гранения стекла японцам было ещё очень и очень далеко. Варить хрусталь японцы научились только в 1921 году. А первые алмазные ограночные станки появились в Японии только в 1975 году.

Постой, скажет внимательный читатель, а почему обидно?
И кому, за что?
Японцам?
Увы, нет!
Когда Николай Резанов приплыл в Японию, в России на тот момент работало 13 крупных стекольных заводов, из которых 8 и около 20 мелких мануфактур выпускали художественное стекло, дули изделия, гранили хрусталь. То есть, когда японцы сидели разинув рот и готовились сделать себе что-нибудь нехорошее, наши мастера вовсю работали в этой сфере и считались одними из лучших.
Когда японцы только-только начали варить хрусталь и познакомились с алмазной огранкой, в СССР было 34 стекольных завода, из которых 21 занимался художественным стеклом.

Сегодня огранкой хрусталя, то есть тем самым стеклом "кирико" в России занимается 2 завода и около 10 мануфактур. В Японии же огранкой хрусталя занимается 7 крупных производств, около 50 мануфактур и более 450 мастеров.
Почему так?
В Японии существует закон о поддержке традиционных видов творчества, которые существуют в стране более 100 лет. Как только кирико стукнула заветная соточка, огранка стекла была признана национальным достоянием Японии.
Государство стало выделять значительные деньги на поддержку мастеров и, главное, на передачу опыта от старых мастеров молодым. Каждый мастер, кто занимается творчеством более 30 лет получает бесплатное помещение под собственную школу и жёлтую медаль из рук императора. Все эти меры привели к тому, что искусство огранки стекла эдо-кирико признано во всём мире в качестве одного из лучших.
Что сказать? Обидно...
Свежие комментарии