На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 414 подписчиков

Свежие комментарии

  • Одиссей
    м-нээээ.....  стесняюсь спросить, а при чем тут украинство?Украинство и граж...
  • Владимир Дудкин
    Можно взять Вайкуле из варьете (точнее из её эскортной части), но изъять варьете (точнее её эскортную часть) из Вайку...Допикадиллилась. ...
  • В С
    Отрадно.Добрая весть.В ми...

The American Conservative, США. Под опекой Запада. Российские либералы выросли из советских диссидентов

Западная трактовка советского диссидентского движения пытается вылепить героев из толпы посредственностей, пишет TAC. Но они были неудачниками, заявляет автор. После окончания ельцинской эпохи власть начала с ними бороться, потому что они продвигали в России либеральную западную повестку.

Автор: Хелен Эндрюс (Helen Andrews)

Профессор Бенджамин Натанс (Benjamin Nathans) полагает, что в современной России диссидентов советской эпохи не чтят должным образом.

Опрос "Левада-центра"* от 2013 года показал, что лишь менее 20% россиян могут назвать имена диссидентов позднесоветской эпохи, сетует он в своей новой книге “За успех нашего безнадежного дела: множество жизней советского диссидентского движения”. Эпитет “поздний”, по-видимому, исключает из рассмотрения диссидентов середины века вроде Александра Солженицына, чьи работы входят в российскую школьную программу. Российский учебник 2023 года называет “так называемых диссидентов” инструментами ЦРУ: “Диссидентов плотно “опекал” Запад, а потому их деятельность находилась в поле зрения органов государственной безопасности”.

Но за что именно следует чествовать советское диссидентское движение? У его успеха может быть лишь два мерила: или оно свергает режим, или же выступает своего рода хранителем благородных идеалов до лучших времен, предлагая современникам нравственный пример и убедительную критику действующей системы.

На первом поприще советские диссиденты, очевидно, не преуспели, оказавшись явными неудачниками. Ничто из их действий не приблизило краха советской империи ни на день. СССР рухнул из-за экономического разлада и бесхозяйственности. Повсеместное разочарование, безусловно, сыграло свою роль, однако диссиденты не ударили палец о палец, чтобы его разжечь или хотя бы направить в нужное русло. Они были слишком оторваны от народа. Один из лейтмотивов, подхваченных самим Натансом, заключается в том, что диссидентское движение состояло практически исключительно из представителей элиты, в частности интеллигенции. Так, почти половина подписавших одну антиправительственную петицию 1968 года были заняты в сфере высшего образования.

Отношение простого русского с улицы к диссидентскому движению четко читается в процитированном Натансом диалоге между заведующим РОНО и Валерией Герлин — школьной учительницей, уволенной за подписание петиции в поддержку четырех писателей, осужденных за антисоветскую агитацию. Герлин напомнила о своих гражданских правах. Начальство парировало:

“У кого из нас нет и никогда не было претензий к советской власти? Со всеми бывает. Этому не дали квартиру, тот не получил премию и так далее. У каждого свои трудности. Но мы что делаем? Ну, придем домой, немного поворчим на кухне — и всё. Мы не идем со своими обидами дальше кухни. Но она — она о них пишет!”

Примечательно, что сама Герлин была дочерью “советской аристократии”. Ее отец был высокопоставленным чином НКВД и имел квартиру на Лубянке. Такая “голубая кровь” регулярно всплывает у персонажей книги Натанса. У самой известной диссидентки Ларисы Богораз дядя служил в НКВД, а родители были профессорами. Среди ее соратников были потомки Литвинова и Свердлова, а также менее известных большевиков, например героя Красной Армии Ионы Якира.

Есть несколько возможных объяснений столь цветистой генеалогии. Быть может, роскошь инакомыслия могли себе позволить лишь представители “привилегированного сословия”. А может, эти мужчины и женщины лишь продолжали семейную традицию. Натанс отмечает, что диссиденты принадлежали к первому поколению, выросшему при социализме. “Эти люди были в социализме не “иммигрантами” (или даже изгнанниками), а его “коренными жителями” — первыми носителями социалистического языка”, — пишет Натанс. В результате они проделывали то же самое, что и их родители и бабушки с дедушками, только при другом режиме. Богораз сама четко обозначила взаимосвязь между своей именитой коммунистической родней и собственной “карьерой” диссидентки: “Общественная деятельность, по-видимому, была у меня в крови. Было чувство связи с обществом, ответственности за всё, что с ним происходит”.

Если так, то выходит, что диссиденты были не противниками революционного коммунизма, а его истинными наследниками в прямом и переносном смысле.

Разумеется, было очевидное идеологическое сходство. За редкими исключениями, все диссиденты из книги Натанса были социалистами. Никто из них не критиковал советский режим с позиции рыночного капитализма. Они не разобрались в истинных причинах слабости СССР, а именно, в его экономических патологиях. Больше всего их интересовали права интеллигенции на свободу слова и свободную эмиграцию. Ежедневные унижения, которым подвергались их сограждане “из простых”, их не заботили. Исключением был разве что популистский консерватизм Солженицына; подавляющее же большинство диссидентов были либералами из мегаполисов.

Об истинных приоритетах диссидентов можно судить по тому, чем эти люди занялись после падения коммунизма. За расцветом неправительственных организаций, пришедшимся на 1990-е годы, напрямую стояли видные деятели диссидентского движения. Эти НПО сосредоточились на типично либеральной повестке, не понаслышке знакомой их западным коллегам: правах женщин, правах геев*****, домашнем насилии, свободе слова, правах уголовников, правах этнических меньшинств и беженцев, праве на отказ от воинской службы.

Неслучайно, что бóльшую часть своего финансирования они черпали из западных источников, в том числе Фонда Форда** и Фонда "Открытое общество"**, а также через разнообразные отростки американского правительства, от Агентства по международному развитию*** до Национального фонда в поддержку демократии**. И здесь, пожалуй, следует признать: а КГБ-то был прав, обвиняя советских диссидентов в обширных связях с ЦРУ!

В конце концов, примерно с 2006 года Владимир Путин начал бороться с этими НПО. Его возражения заключались в том, что, во-первых, они получают иностранное финансирование и действуют по указке иностранных спецслужб (был громкий случай, когда сотрудника британского посольства и “связного” поймали за руку на агентурной связи: передатчик оказался замаскирован под камень в одном из московских парков), а, во-вторых, активно вмешиваются в политику и продавливают западные приоритеты, прикрываясь “правами человека”. Путин, как и его предшественники из КГБ, заметил “странное” совпадение между внешнеполитическими интересами Америки и вопросами, занимавшими московских либералов: взять хотя бы противодействие чеченской войне.

Правозащитники со стажем вспоминают 1990-е как некий золотой век, и их ностальгия крайне показательна. Так что, если вы хотите себе представить мир, где к власти пришли диссиденты, он будет донельзя похож на эпоху Ельцина: максимум политических и социальных свобод для либералов и интеллигенции и максимум экономических свобод для международных корпораций и их союзников из числа местных олигархов. Простым же россиянам уготованы лишь нищета, эксплуатация, унижение и подрыв национальной независимости. Немудрено, что подавляющее большинство россиян считают ельцинские годы самым дном.

СССР был уродливым режимом, поэтому соблазнительно думать, что русские, выступавшие против него, должны были быть правы и в остальном. Однако, судя по 800-страничной хронике Натанса, диссиденты были не слишком проницательны в своем анализе причин этого уродства. Можно выступать против коммунизма и всё равно не находить никаких достоинств в либерализме диссидентов так же, как можно не любить правительство Путина, но при этом не восхищаться его критикой, которую предлагают скандальные Pussy Riot****.

Автор: Хелен Эндрюс (Helen Andrews) — старший редактор The American Conservative и автор книги “Бумеры: сулили свободу, а привели к катастрофе”. Публиковалась в The Washington Examiner, National Review, The New York Times, The Wall Street Journal, First Things, The Claremont Review of Books, Hedgehog Review и других изданиях, а также работала в аналитическом Центре независимых исследований в Сиднее.

*Включен в реестр иноагентов Минюста.

**Признан нежелательной организацией в России.

***Работа в России прекращена.

****Участницы коллектива включены в реестр иноагентов Минюста.

*****Принадлежат к экстремистскому сообществу, запрещенному в России.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх