Вопрос перевоспитания человека стоял у правительства буквально всегда. Ведь казнить всех подряд даже за мелкие правонарушения было слишком расточительно с точки зрения человеческого ресурса. Если человека не станет - кто же будет платить налоги, работать на производстве и вообще? И если любому государству нужен труженик, то совершенно не нужна личность, склонная к агрессии и асоциальному поведению. И даже в древней Греции среди городов-государств была достаточно распространена практика трудовых лагерей, в которых "перевоспитывали", например, солдат побежденного неприятеля.
Кажется странным, но всегда перевоспитание было связано с изоляцией от общества, физическими наказаниями и тяжелейшим трудом. Если что-то работает, тогда зачем менять, правда? Вот только на выходе мы получали вроде бы и перевоспитанных, но озлобленных на систему людей, всегда готовых совершить предательство против эксплуатирующей их системы.
Кстати, если вам интересно, то самое последнее подобное заведение, Организация учреждений перевоспитания Макронисоса, просуществовало с 1947 по 1958 годы и там греки перевоспитывали бывших солдат демократической армии и граждан демократических взглядов. Такие кадры, по мнению властей, подлежали перевоспитанию.
Звучит не так весело?
Вторым актом истории исправительных заведений стало образование в средневековой Европе на базе тюрем, как мест принудительного содержания, небольших заведений по перевоспитанию заключенных, совершивших мелкие проступки. И это было не что иное, как возможность получить бесплатную рабочую силу, лишенную каких бы то ни было прав. Разумеется, все это подавалось под соусом благочестия и христианской морали. Вот только так принято в человеческой истории, оправдывать самые большие зверства моралью.
А что ждало нарушительниц моральных норм или гулящих девок, решивших отойти от ремесла? Разумеется, церковь обязана помогать заблудшим душам, пускать в монастыри и всячески способствовать перевоспитанию подобных дам.
А как искоренить греховную личность и создать на ее месте иную, удобную обществу? Тут все просто, полным отсутствием общения с внешним миром, тяжелым физическим трудом, скромным питанием. При поступлении в подобное учреждение отчаявшаяся девушка подписывала бумаги, лишавшие ее всех законных прав, её брили, присваивали другое имя, чаще мужское или просто личный номер и... Все только начиналось.
При монастырях были организованы специальные прачечные, носившие имя святой Магдалины (та самая блудница из Библии). Однако, она была прощена Богом, а следовательно и другие дамы с подобным грехом могли добиться прощения.
Удивительно то, что прачечные Магдалины просуществовали весьма долгое время и со времен средневековья дошли едва ли не до наших дней. В 1993 году один монашеский орден в Ирландии решил продать часть своего имущества, включавшего здание бывшей прачечной и прилегающую территорию. Для продажи требовалось перезахоронить тела, похороненные на территории. Уже страшно. Но еще хуже то, что вместо 133 "официальных" тела, на которые имелись все документы, из земли вынули 155 тел. Откуда взялись еще 22 - догадайтесь сами. Разразился скандал, но монахини немедленно кремировали все останки.
Узнав об этой истории из газет многие бывшие постоялицы буквально засыпали издание письмами с собственными историями:
«Они сбрили мне волосы. А потом заставили извиняться перед всей комнатой. Целовать пол и извиняться» - источник
«Сестра Лауренс часто дожидалась пятницы, чтобы избить меня. В этот день мы мылись, и она приходила специально тогда, когда я была мокрой, потому что удары по мокрому телу больнее - источник
Справедливости ради следует отметить, что подобным отношением грешит католическая церковь. В приютах для женщин, которыми заведовали, например, протестанты, все было устроено гораздо мягче. Там женщин учили шитью и вышиванию, не существовало телесных наказаний и чего-то вроде института надсмотрщиков, а само заведение прекрасно справлялось со своими воспитательными функциями. Так в чем разница? Хорошее отношение и обучение профессиям было не выгодно. Такая система банально приносила меньше денег учредителям.
Подобные заведения, кстати, существуют и сейчас
В них перевоспитывают зависимых. Но, ходят слухи, что используют старинные методы - скудное содержание, телесные наказания и тяжелую работу. Что это - пособ помочь ближнему своему или бессовестный способ найти для себя бесправных рабов под благовидным предлогом? Не знаю, пусть каждый решит для себя сам.
Человечество при всем своем безудержном прогрессе едва ли ушло дальше древних греков с точки зрения морали и отношения к ближнему своему.
Свежие комментарии