Автор уже писал, как яростно и забавно начал изучать современное информационное пространство ещё в студенческие времена. Как я был свидетелем влияния информационных и PR-технологий, которые буквально трансформировали реальность, превращая некогда толковых певцов и актёров в откровенных фриков. А зачем напрягаться, если путём незатейливых манипуляций можно сделать «звездой» и лидером мнений хоть Ивлееву, хоть Монеточку (признана иноагентом).
И как-то в очередной раз я лицезрел на одном из фестивалей, как на сцену выходит новый «полуфабрикат» пугачёвской «фабрики». От одного вида этого «полуфабриката» просто разило халтурой на грани слияния Жанны Агузаровой и Бориса Моисеева в худших итерациях оных.
Я тогда спросил знакомого радийщика, неужели такое слушают? И получил самый яркий ответ для того времени:
— А при чём здесь «слушают»? Это продвигают и продают…
И тут уже интересно, т. к. если можно вот такое несуразно-клоунское продвинуть и продать, то уже кого-то «задвинуть» и «слить» можно намного легче. И уж точно не стоит думать, что эти технологии используют исключительно для каких-то сценических скоморохов или при продаже баночки колы. Грамотной информационной травлей, которую ныне называют cancel culture, можно обрушить целые отрасли промышленности. Как говорится, если работает в относительно чистой коммерции, то почему бы не апробировать в политике как самой циничной и лицемерной форме коммерции и шоу-бизнеса. И это не преувеличение…
А «нам» не надо!
Когда речь заходит об обрушении промышленности, то в первую очередь вольно или невольно на первый план выходит фигура Анатолия Чубайса. И это понятно. Толик за время своей бурной деятельности успел вывести из государственного регулирования почти 50 процентов электростанций. К 1995 году держава лишилась благодаря реформам почти половины своей промышленной собственности. Активы продавались иностранным компаниям, в том числе активы предприятий военно-промышленного комплекса, также связанного с авионикой, что привело к утечке технологий, а позже и банкротству предприятия как конкурента. Кстати, со времён «святых 90-х» само число рабочих аэродромов как необходимой инфраструктуры для нашей авиации сократилось… в четыре раза.
Но не стоит думать, что наши западные «друзья» делали ставку в уничтожении России только на когорту «младореформаторов». Запад никогда не кладёт все яйца в одну корзину. И когда ему дают разгуляться в той или иной взятой за горло стране, то Вашингтон и его сателлиты через подконтрольные СМИ принимаются обрабатывать не только элиты, но и общественность.
И результат этого виден даже на обывательском уровне. Так, к концу нулевых годов «зелёная» истерия вовсю шагала по планете. Чему, кстати, немало помог Альберт Гор со своим фильмом «Неудобная правда» об изменении климата, который он выпустил в 2007 году. Правда, потом стало известно, что Альберт заранее вложил миллионы в так называемые зелёные технологии. Совпадение, наверное.
И вот на волне этой истерии одна моя подруга безапелляционно заявила, что необходимо срочно остановить… новороссийские цементные заводы! Мол, чадят, дышать мешают и вообще неэстетично это всё.
Пытаться переубедить барышню или просто начать спорить я даже не думал. Дама уже получила диплом экономиста, ворковала на все темы свысока, а потому этот контраст говорил о глубоко ушибленном сознании извне. Аргументы о важности рабочих мест, о том, что одно рабочее место на крупном предприятии косвенно или непосредственно кормит от двух до пяти человек, о прямой зависимости любой страны от цемента, не менее важного, чем топливо, бессмысленны. Там, где поселилась иррациональная мода, рацио не место.
И заметьте, что суть таких настроений бывает только деструктивной, ведь на развитие требуется труд. Поэтому деструктив более чем заразен. Для него не требуется сильный носитель.
Нет, я, конечно, не могу утверждать, что такая информационная манипуляция, засевшая в черепной коробке бывшей студентки, является точечной и намеренной, как не могу утверждать, что против цементных заводов родного города вели целенаправленную войну. Впрочем, и отрицать этого не могу.
Скорее всего, это был акт создания «правильной» атмосферы, а многострадальные новороссийские цементные заводы просто попались под руку юной экоактивистке. Просто-напросто унавоживали почву, дабы последующие ростки иррациональной деструкции давали всходы быстрее. И ростки появились, порой в самых неожиданных местах.
На этот раз постучали в двери отечественной авиационной промышленности, точнее, решили постучать непосредственно по этой самой промышленности.
Авиацию хотят приземлить?
Последние дни ноября отметились несколькими ЧП с самолётами Sukhoi Superjet 100. Вечером 24 ноября самолет Sukhoi Superjet 100-95LR совершил жесткую посадку в Турции и загорелся. А вот утром того же 24 ноября другой Superjet совершил аварийную посадку, выполняя рейс Минеральные Воды — Уфа — Красноярск. Чуть больше повезло Sukhoi Superjet авиакомпании «Россия», который благополучно совершил посадку в Москве и уже на земле была обнаружены следы течи гидрожидкости и разрушение гидравлического трубопровода.
Не успели несчастные пассажиры пропустить по чашечке успокоительного чая, а борзописцы в Сети, не ставшие ожидать официального расследования и заявлений специалистов, буквально запели по Sukhoi Superjet отходную. Мигом припомнили самолёту все его ЧП, начиная со старта эксплуатации.
Поковырялись сальным перышком в трагедии 2012 года, когда в ходе демонстрационного полета потерпел крушение предсерийный экземпляр. Погибли 45 человек. Вспомнили и катастрофу 2019 года, когда при аварийной посадке в аэропорту Шереметьево не обошлось без жертв, увы.
В принципе, такой «журналистский» припадок был похож на некий сеанс садомазохизма. Мелькали фразы «провальный Sukhoi Superjet 100», «опасно для жизни» и т. д.
И конечно, в лучших традициях информационных войн прицепом к ЧП с Superjet пошли проблемы с МС-21 ПАО «Корпорации “Яковлев”». Не успевший толком «взлететь», МС-21 подвергся буквально информационному срезанию крыльев. Его укоряли в высокой стоимости, напомнили небольшое ЧП, когда в 2021 году в ходе испытательного теста машина выкатилась за пределы ВПП, и неспособности конкурировать с Airbus и Boeing. Последнее особенно забавно, учитывая санкции, не позволяющие выйти нашим машинам на рынки западных стран.
И не нужно было быть PR-специалистом, чтобы и по накалу публикаций, и по контенту их самих понять, что развязана самая настоящая информационная война. И целью были не просто два различных проекта среднемагистрального пассажирского самолёта, а вся авиационная промышленность и даже сама Москва, не сумевшая обойти санкции. Это звучало рефреном.
Отдельно забавен тот факт, что бойцами в этой информационной войне были порой и отнюдь неангажированные люди. Просто, как автор и указывал, почва унавожена профессионально.
И, быть может, автору можно было бы с лёгкостью бросить сакраментальное «мнительный ты, Сидор, стал, ой мнительный», если бы не одно весомое но. Информационная атака на отечественный авиапром уже имела место в нашей истории. И не так давно.
Либо засланные, либо тупенькие…
Считаю верхом наглости объяснять, почему для России так важно иметь собственный пассажирский авиационный флот. Мы огромная держава, которая без надёжного авиационного флота, как части общей транспортной инфраструктуры, физически не может быть единой — это бесспорно.
Однако когда я упоминаю «собственный флот», то имею в виду авиацию отечественного производства. И это не имперские «замашки», а объективная реальность. Напомню, что уже в начале марта 2022 года компании Boeing и Airbus (американская и объединённая европейская, соответственно) в рамках санкционной политики прекращают и техническое обслуживание купленных Россией самолётов, и поставку запчастей, и, конечно, продажу новых крылатых машин.
А спустя некоторое время даже компания Embraer, производящая самолёты в Бразилии, т. е. в стране, которая всеми силами пытается избежать украинского капкана, тоже ввела ограничения на поставки запасных частей и техническое обслуживание. Ну такой он «свободный рынок» — свободен, пока хозяин не скажет «к ноге».
И, что особенно значимо для нашей гражданской авиации, гораздо более 50 процентов общего флота были укомплектованы именно самолётами западных компаний. К тому же старая мантра «младореформаторов», что «всё купим за ресурсы», подвела не только к черте почти полной зависимости от зарубежных производителей, но и к проблемам собственного производства. Ведь часть комплектующих русских лайнеров SSJ-100 и МС-21 именно иностранная. Впрочем, сейчас на планете вообще нет стран, готовых к полному циклу производства гражданских лайнеров, но достичь максимально возможной независимости в стране с такими ресурсами вполне по силам.
Вроде бы все эти факты очевидны и цель ясна, особенно после возвращения Крыма, когда первые санкции полились как из рога изобилия. Однако внутри самой России началась настоящая артподготовка по новым проектам отечественных самолётов гражданской авиации, чтобы одни сняли с эксплуатации, а другие и вовсе не пустили в серию.
Участвовали в этом артобстреле как проверенные «профессиональные» прозападные СМИ вроде ныне закрытого «Эха», так и мелкотравчатые персонажи уровня блогеров, которые продаются по рублю ведро в базарный день. Так, в ряды информационных «артиллеристов», к примеру, затесался такой знатный авиационный эксперт и урбанист (или урбанарий, тут не разберёшься), как иноагент Илья Варламов.
А после трагической гибели Sukhoy SuperJet-100 в аэропорту Шереметьево в 2019 году доморощенные формальные либералы просто в радостной истерике зашлись, так сказать, сбросив все маски. И автор даже не смеет на себя примерять лавры некоего разоблачителя откровенной информационной атаки на нашу авиационную промышленность, потому что в те дни на эту атаку указали многие.
К примеру, журналист Олег Лурье в социальной сети прямо указал на либеральных «инфовоинов»: «Подонки с “Эха Москвы” зашлись в радостной истерике по поводу авиакатастрофы с “Сухой Суперджет”. Плюют дальше, чем видят. У “птенцов Венедиктова” наступили счастливые дни: чем больше смертей, тем у них больше праздник».
Доморощенные либеральные эксперты с тех пор не снижали накала по насаждению аэрофобии исключительно по треку отечественного авиастроения. При этом делали они это чисто манипулятивными методами, жонглируя данными, на что в 2023 году указал авиаэксперт и основатель портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин, рассуждая о состоянии Sukhoy SuperJet-100: «Авторам невдомек, что 2021 год — это первый год эксплуатации этого типа в “России” (авиакомпания. — Авт.), в течение которого и было поставлено большинство машин. То есть в начале года летало ноль самолетов, в конце года — 66, а в конце 2022 года — 75. Получается, что при этом количество инцидентов с иностранными воздушными суднам, наоборот, сократилось: 31 в 2020 году, 29 в 2021 и всего 20 в санкционном 2022, но на этом авторы внимания, конечно, не акцентируют».
Я, конечно, не авиаэксперт, но с последней частью по поводу авторских акцентов спорить просто нельзя. Конечно, не акцентируют! За это не только не платят, за объективность и работы в наших «неполживых» структурах можно лишиться…
А откуда заказ?
Конечно, автора могут упрекнуть в том, что наша «оппозиция» просто зашлась в русофобской истерике только по причине патологической ненависти к России как государству и Путину как личности. Даже если завтра Путин запретит на законодательном уровне засовывать спицы в электрические розетки, я совсем не уверен, что наши релоканты и оставшиеся на хозяйстве иноагенты не проведут очередной челлендж по массовому поражению электрическим током.
Однако если какое-нибудь ехидство в социальной сети на пару строчек от очередного прозападного адепта может быть естественным поведением, то вот крупные якобы аналитические и якобы объективные материалы в либеральных СМИ федерального уровня выходят только по предварительной оплате заинтересованной стороной. А интересанты у наших либералов всегда одни — страны коллективного Запада во главе с США.
При этом опыт ликвидации именно авиационной промышленности у конкурентов и даже формально союзников посредством информационного давления у США есть немалый.
Так, Вашингтон самыми незамысловатыми методами помножил на ноль военную авиацию… Великобритании! Напомню, что в 50-х годах Британия объективно считалась крупной авиационной державой. В мире гремели такие авиационные бренды, как Hawker Aircraft, Saunders-Roe, Vickers, Westland Aircraft и т. д. Однако начавшаяся в 1961 году экономическая рецессия подкосила производителей. А в таких ситуациях обычно на помощь приходит государство с заказами для вооружённых сил.
И тут оказалось, что после получения ядерного оружия Лондоном им потребовались средства доставки, в частности авиация. Перед авиапромышленниками забрезжила надежда. Компаниям Vickers-Armstrong и English Electric, которые позже объединили в British Aircraft Corporation, доверили начать разработку ударного и разведывательного самолёта, способного нести ядерное вооружение. Самолёт получил название TSR.2. В 1964 году состоялся первый полёт перспективного самолёта, который был высоко оценён комиссией.
Однако уже на стадии разработки проекта в британских СМИ развернулась настоящая травля не только проекта, который называли сверхдорогим и тупиковым, но всей авиационной промышленности Британии. Ловкие «акулы пера», надо полагать безвозмездно, даже принялись корить глав авиационных предприятий в сверхдоходах, играя на чувстве обделённости в среде обывателей. Это особенно умиляет, учитывая, что Британия целиком и полностью капиталистическая страна с колониальным прошлым.
Увидев, что электорат начинают грамотно накручивать, завибрировали и зависимые от выборов политики. Одновременно с этим в СМИ заговорили о предложении «союзника» США продать по сходной стоимости F-111 от General Dynamics. И пока наэлектризованная толпа билась в истерике, британский проект TSR.2 в 1965 году отправили на помойку, соответственно, вместе с британской же военной авиационной промышленностью.
Правда, выскочили очень толстые обстоятельства. Рецессия к этому моменту только усилилась, курс фунта стерлинга существенно просел, а цена американского самолёта, который продвигали как раз как дешёвый вариант, улетела за пределы атмосферы.
В итоге англичанам пришлось отказаться от F-111 и заказать более доступные американские F-4 Phantom II, которые, в свою очередь, уже не могли удовлетворить все потребности ВВС Британии. А сейчас Королевские ВВС и вовсе укомплектованы либо техникой американского производства, либо машинами совместного производства со странами Евросоюза.
И тут встаёт главный вопрос: как защититься от информационной манипуляции в нашем-то современном мире, в котором информационная иллюзия довлеет над реальностью? Конечно, сейчас уже введён закон об иноагентах, несколько подчистили информационное пространство на уровне СМИ, порой добиваются точечных чисток в интернете. Но, увы, всё это разовые, исключительно травоядные меры, у которых нет главного — фундаментальности и последовательности.
Чтобы наш собственный отечественный гражданин невольно не стал инструментом, нам необходима объективная практика применения доктрины информационной безопасности России. Формально, конечно, данная доктрина на бумаге существует. Но даже сам факт её формального появления показателен. Так, данная доктрина утверждена указом президента Российской Федерации только в… 2016 году. Хотя сами разговоры о необходимости создания данной доктрины велись ещё с середины нулевых. Автор тогда только студентом был, а преподаватели профильных предметов нам все уши прожужжали, что столь необходимый документ вот-вот появится. Прошло с тех пор более 10 лет!
Остаётся узнать, сколько ещё потребуется лет, чтобы доктрина заработала полноценно и эффективно.
Свежие комментарии