На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 415 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валентин Громов
    а ты кто а знаю жопализ🤮«Осталось недолго...
  • В В
    Идиоты. Чтобы до русских дошло, надо три моста взорвать. Давайте, не ленитесь.Daily Express,Вел...
  • Игорь Прийма
    Страшно аж жуть... !😂Daily Express,Вел...

«Чистое небо»: женщина и мужчина

Чистое небо

Этот большой (по качеству, размаху замысла и смысловому содержанию) фильм называют затерявшимся шедевром. Он не относится к самым знаменитым картинам своей эпохи, хотя вполне мог бы быть таковым. Вероятно, это произошло из-за того, что семидесятые годы фильм попал «на полку» и почти не демонстрировался в кино и на телевидении: в картине явно прослеживалась тема сталинского послевоенного террора, что не соответствовало настроениям того времени.

 

О картине и её роли в советском кинематографе опять вспомнили только с наступлением перестройки. Кроме того, возможно, некоторая неровность фильма, непропорциональность его частей, и местами прямолинейность прописных истин на грани назидания, агитки - в ущерб художественности не способствовали полной шедевральности картины.

 

О фильме немало писали. Его рассматривали с точки зрения впервые поднятых в кино исключительно важных вопросов, связанных с ХХ съездом КП. Одно из наиболее ярких кинопроизведений хрущёвской «оттепели», оно само стало метафорой этой «оттепели», хотя замысел был явно гораздо шире, (и даже сцены ледохода изначально не было в сценарии, она была добавлена после просмотра Фурцевой). Фильм оценивали как произведение, затрагивающее проблему доверия к человеку, как  доказательство, что человек не «винтик» и не «щепка», которая летит, когда лес рубят. Говорили о фильме, показавшем человеческую судьбу, человеческое счастье - огромную ценность, то «частное», что было невероятно значительно для режиссера (Григория Чухрая), размышлявшего на эту тему не в одной своей работе. Но хотелось бы поговорить о центральных фигурах картины, о героях, о женщине и мужчине.

 

«Чистое небо» (1961) - фильм-воспоминание. Долгий отрезок жизни, полнометражная, весьма длинная лента, а оказывается, все укладывается в десять минут! Женщина, главная героиня, жена летчика-испытателя наблюдает за полетом самолета, и перед ней пролетает почти вся ее жизнь.

 

Просмотр фото

Канун войны. Старшеклассница Саша Львова (Нина Дробышева) без памяти влюбляется в летчика Алексея Астахова (Евгений Урбанский). Красавец и любимец женщин поначалу не замечает невзрачную девушку, но со временем начинает видеть ее по-новому, и у них завязывается роман. Уже идет война, Алексей уходит на фронт. А Саша, вопреки истине о том, что первая любовь обычно не бывает последней, ждет его. Война заканчивается, давно отгремели салюты великой Победы, а от Астахова нет вестей. Но любящее сердце отказывается верить в гибель любимого. Саша ждет, отвергая соблазны, отметая сомнения, свои и чужие. И судьба вознаграждает ее за преданность - муж возвращается домой.

 

Просмотр фото

Но, как бывший военнопленный, Астахов исключен из партии, лишен любимого дела и Звезды Героя. Сломленный несправедливостью, он начинает пить. И только беззаветная любовь жены, ее твердый характер, вера в мужа поддерживают Алексея и пробуждают в нем новые силы.

Просмотр фото

 

Из одного только описания видно, что «Чистое небо» - фильм о женщине и для женщин. Но язык не поворачивается назвать его мелодрамой, несмотря на то, что именно так чаще всего определяют эту картину. Уж слишком заметен перевес в сторону драмы: война, «женская доля», судьба мужчины, солдата, вся наша страна на стыке времен, если хотите. Да, история рассказана героиней, рассказана по-женски, то есть более чувственно, с большим надрывом, чем это принято у мужчин, но это не мелодрама в расхожем понимании слова. Да, в течение фильма очень легко пролить невероятное количество слез, но это не те сиропные слезы, которые проливают недалекие особы в результате откровенного манипулирования их чувствами создателями мыльных опер. Здесь просто невозможно не заплакать, например, в сцене ожидания женщинами поезда с солдатами - мужьями, отцами, братьями. Заплакать от того,чем заканчивается это ожидание, от этого дикого, кричащего, многоликого женского отчаяния. Это одна из сильнейших сцен в картине. (Она не является определяющей для развития сюжетной линии, но стала знаменитой). Над «Чистым небом» будет рыдать женщина мудрая, думающая и чувствующая, знающая цену счастью и горю, любви и одиночеству. И эти слезы будут показателем высокого качества фильма, оценкой мастерства его создателей, а не просто сантиментами слабого пола.

 

Просмотр фото

Мужскую тему в картине ведет Евгений Урбанский. Это просто квинтэссенция мужчины: он обладает всеми качествами, присущими нынешним мачо, кроме одного - нарциссизма. И если уж говорить о популярном нынче гендере, то в этом «женском фильме» психология героя раскрыта ничуть не хуже психологии героини (и насколько слабее героини, кстати говоря, выглядит герой!). Это и такое характерное мужское ожидание увидеть на свидании яркую красавицу и просто физическая невозможность заметить серого невзрачного воробышка, только вчера спорхнувшего со школьной скамьи. Это и спокойный, само собой разумеющийся героизм, самоотверженность и дисциплина в военное время, когда враг определен и понятен. Метания ни за что наказанного и униженного человека, впадения в крайности, задетые мужское самолюбие и солдатская гордость. Обида на несправедливость, неуверенность, страх. Тоска по небу. Отчаяние, надежда, радость. Счастье полета... И вся эта палитра чувств вплоть до тончайших оттенков передана одним актером.

Просмотр фото

 

Безусловно, ничем не хуже сыграли героев второго плана Наталья Кузьмина, Виталий Коняев, юный Олег Табаков, Тамара Носова. Через дополнительные штрихи, внесенные ими в картину, через эпизоды с их участием и мелкие детали глубже показана жизнь, какой она может быть в разных вариантах у разных людей.

 

Высококлассная работа режиссера, автора сценария (Даниила Храбровицкого), оператора (Сергея Полуянова) и актеров получила множество наград в СССР и за рубежом. Картина была лучшей в 1961 году по опросу журнала «Советский экран» и стала лидером проката 1962 года (2 место, 41,3 млн. зрителей). А наивный (с современной точки зрения) идеализм и хэппи-энд «по-советски» никак не перевешивают достоинств «Чистого неба» и не умаляют его значимости.

 

Людмила Сысоева  

http://www.nashfilm.ru/sovietkino/5439.html

Картина дня

наверх