В ближайшее время российским РЛС удастся распознавать больше целей, нежели могут запустить «потенциальные партнёры» в США
Покровский Александр
Наши партнёры должны знать: их настигнет ответный удар. Потому что все их ракеты мы обнаружим. Так сказал гендиректор Научно-исследовательского института дальней радиосвязи Кирилл Макаров в интервью РИА Новости.
Звучит, спору нет, уверенно и обнадёживающе. Тем более что речь идёт о полном перекрытии границ России радиолокационным «занавесом», предназначенным для обнаружения межконтинентальных баллистических ракет. Которые стоят на вооружении партнёров, да. И которые «партнёры» в состоянии однажды запустить.
В общем, можно констатировать: выражение «потенциальный партнёр» как саркастический парафраз от реальной роли США как потенциального противника России действительно ушло в массы. Ибо, согласимся, слова: «Существующее ныне радиолокационное поле, это должны знать все наши партнёры, обнаружит любую межконтинентальную баллистическую ракету, и агрессора настигнет ответный удар» – наглядно отражают настоящий уровень отношений с Америкой.
Ну а чтобы, живя с волками, всё же оставлять за собой возможность не выть по-волчьи, а шутить по-человечьи, необходимо заранее обезопасить свою землю от острых «партнёрских» клыков. Об этом и рассказал Кирилл Макаров.
Боевое дежурство. Фото: Pravda Komsomolskaya / Globallookpress
Перекрытие есть. Но оно должно быть двухдиапазонным
Что важно: дыры в прикрывающем страну радиолокационном поле, что возникли в результате недолгого, но разрушительного правления «эффективных менеджеров», удалось снова закрыть.
На сегодня такое поле создано, и оно замкнуто, – подтверждает очевидно разбирающийся в теме глава НИИ дальней радиосвязи. – Но задача была поставлена Верховным главнокомандующим создать двухдиапазонное поле – метровое и дециметровое. На сегодняшний день есть участки метрового поля, есть – дециметрового. А сейчас для того, чтобы осуществить полное перекрытие, мы создаём свою станцию в Мурманске, а РТИ имени Минца завершает создание станции в Воркуте.
Ну и дальше – те самые слова про то, что партнёр матёрый будет бит повсюду и везде…
По словам Макарова, сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в России создано и уже сегодня вполне позволяет обнаружить любую межконтинентальную баллистическую ракету. Но развитие на месте не стоит, идёт как создание новых средств нападения, так и совершенствование возможностей систем слежения за угрозами и защиты от них.
«Последние наши разработки – это дециметровые станции высокой заводской готовности», – рассказал специалист. Это, напомним, станции, которые строятся поблочно, быстро, из модулей, сделанных на предприятии-сборщике.
Обнаружение на дальних подступах
Второе направление – это создание станций загоризонтного обнаружения. Это такие, которые для обнаружения баллистических ракет пользуются сигналами, отражёнными от ионосферы. Радиолучи, напомним, распространяются по прямой, а Земля, как известно, имеет форму шара. Но её окружает слой атмосферы, сильно ионизированный благодаря воздействию космических лучей. Это и есть ионосфера, и она отражает радиолуч, подобно тому, как поверхность воды отражает запущенный «блинчиком» камень. А потом он отражается от земли, снова от ионосферы и так далее. Это и даёт возможность заглянуть за горизонт.
«Сейчас мы создаём семейство загоризонтных РЛС типа "Контейнер", – поведал руководитель НИИ ДР. – Первая станция прошла предварительные испытания и находится на государственных испытаниях. Мы надеемся, что до конца 2019 года первый "Контейнер" будет передан Вооружённым силам».
Фото: podorojniy / Shutterstock.com
Как отметил Макаров, РЛС «Контейнер» предназначена для обнаружения всех типов аэродинамических целей, к которым относятся «самолёты боевой, стратегической авиации, крылатые ракеты, гиперзвуковые летательные аппараты и так далее». Согласно ТТХ этих станций нового поколения, они в состоянии одновременно сопровождать 5 тысяч воздушных объектов.
Быстрее и дешевле
Всего планируется установить четыре таких станции – на западе, на востоке, на юге и на северо-западе. Первая из них уже заступила на опытно-боевое дежурство в Мордовии.
Но такие станции – их ещё называют станциями пространственной волны – хоть и дают картинку за 3-4 тысячи километров, требуют большого количества энергии и, главное, денег.
Этот недостаток призван компенсировать другой вид РЛС – типа «Подсолнух»: станции так называемой поверхностной волны для обнаружения кораблей и воздушных объектов. Они основаны на эффекте своеобразного «прилипания» радиоволн к поверхности земли или воды. Тот же «блинчик», только отражаемый от одной плоскости. Из-за чего «работает» недалеко, на 200-300 км, но зато станция недорогая, технологичная. Развёртывается за 10 дней, а обслуживать её могут всего три человека.
Станции типа «Подсолнух» уже находятся в эксплуатации, стоят на трёх направлениях – на Дальнем Востоке, на Каспии и на Балтике,
– рассказал Кирилл Макаров.
Фото: MOD Russia / Globallookpress
Существует ещё радиооптический комплекс распознавания космических объектов «Крона». Он занимается детальным мониторингом космического пространства, находится на боевом дежурстве и сегодня обеспечивает автономное обнаружение и определение траекторных параметров низкоорбитальных космических объектов, каталогизацию их характеристик, распознавание новых искусственных спутников Земли, как следует из официальных релизов Министерства обороны России.
«Кроме того, мы занимаемся разработками новых направлений – это радиофотоника и связанные с ней технологии, а также терагерцовое излучение, – заявил Макаров. – Мы работаем над определённой станцией для обнаружения низколетящих целей, в числе которых – дроны, способные нести угрозу».
Таким образом, русские учёные и конструкторы заглядывают сегодня за горизонт не только в прямом, но и в научном, перспективном смысле. Ведь та же радиофотоника отменяет пресловутую «стелс»-невидимость как класс – благодаря ей можно будет не просто видеть цель, а видеть, что делает, скажем, пилот в кабине F-35 и какого цвета у него глаза. Ну а то, что один «Контейнер» в состоянии загодя увидеть 4 тысячи целей, означает, что будет своевременно обнаружен запуск не только всех 652 развёрнутых у США баллистических носителей, но и большая часть армады крылатых ракет нашего матёрого «потенциального партнёра».
Свежие комментарии