
Традиционный анекдот в тему:
Фирма по продаже пылесосов нанимает очередного торгового агента, совсем ещё мальчика. Его приставляют перенимать опыт к самому опытному продажнику. Тот дал ему 10 пылесосов на пробу и говорит:
- Если за день продашь хотя бы один, толк будет.
К обеду паренёк возвращается пустой.
- Я всё продал!
- Каааак!!!! Я за день максимум три продаю!
- Ну я стучусь в квартиру когда открывают делаю вид, что позвонил нечаянно и собираю вещи. После чего говорю хозяйке "Мадам, я хотел предложить вам наш самый лучший пылесос, но ваша соседка сказала, что вы не можете его себе позволить".
Раньше говорили, что рынок - это место, где собираются два не совсем умных человека: один продаёт, второй покупает. Увы, сегодня рынок - это место, где идёт настоящая борьба умов, одни пытаются впарить задорого то, что стоит копейки, вторые купить за копейки то, что стоит дорого. Как итог... про то, что мы получили сегодня и поговорим.
10 лет назад мой коллега по работе решил "крутнуться". Но не так, как это понимает большинство современных купи-продаев в виде спекуляции, а замутить собственное производство меховых шапок. Но поскольку он был на госслужбе ему этого делать было категорически низзя.
Тогда он придумал хитрый и, как он думал, беспроигрышный план: он шьёт шапки и сдаёт на реализацию соседке, у которой в самом крутом ТЦ города был собственный меховой салон с итальянскими (как думали покупатели) шубами. На удивление дело пошло очень хорошо, по вечерам он шил меховые шапки из норки, песца, лисы и всего остального, что бегает из пушистого по лесу.
Раз в неделю шапки сдавал знакомой и, как правило, к концу недели они уже были проданы все и хозяйка бутика стучала копытом, мол, давай шей скорей!
Ну, и Сергей начал трудиться на ниве повышения благосостояния семьи даже по ночам. Коллеги по работе даже шутили, мол, что не спится? о народе по ночам думаешь? Он же шил шапки покруче, чем профессиональные швеи на фабриках. Жена помогала кроить, он разрабатывал модели и шил, шил, шил...

Но однажды чёрт его дёрнул зайти к знакомой в её "итальянский" бутик. Той не было на месте и он решил пройтись, посмотреть как и где продаются его творения. А посмотреть было на что, от их вида у него выкатился глаз... правый... или левый... хотя, скорее, даже оба.
Свои шапки он сдавал на продажу примерно по 1200-1500 рублей, в магазине же они лежали... угадайте... по 10-15 тысяч. Разница была в 10 раз! Правда место его личного ярлыка на шапке значилось "Made in Italy".
Сама хозяйка в личном разговоре объяснила такую наценку высокой арендой за бутик.
И это была чистая правда!
Аренда и тогда и сейчас съедает львиную долю прибыли любого "реального" магазина. Четыре года назад, когда наша мастерская выбирала строить собственное помещение вне города или искать арендное помещение... мы ездили по городу ВООООООТ с такими глазами, так как за необходимую нам площадь пришлось бы отдавать каждый месяц от 80 до 120 тысяч рублей!
Поэтому мы построили своё помещение!
И это был верный выбор, так как за 4 года аренды мы бы отдали минимум 4,5 миллиона, а строительство мастерской обошлось нам всего лишь в 2,5.
Поэтому появление маркетплейсов многие предприниматели восприняли как ману небесную: никакой аренды, работа с покупателями напрямую, завёл свой магазинчик, заполнил витрину и отправляй товары счастливым покупателям. Так как издержки минимальны, товары можно продавать дешевле и больше, всем прямая выгода.
Так?
Так! Да, не так!

Да, не спорю по некоторым позициям покупать на маркеплейсах выгоднее и удобнее, чем в реальных магазинах. Люди голосуют рублём, именно поэтому предприниматели бутиков в ТЦ сегодня стоят грустными. Ведь у них такой же товар как на Озоне или Ягодках, но стоит он дороже. Раньше с одного бутика можно было жить двум семьям, иметь дом, машину, сегодня это дело на грани убытка.
Но так ли уж выгодно продавать и покупать на маркетплейсах?
Покажу конкретный пример от которого вы ахнете.
Наша мастерская использует клей прозрачный "Контакт". Вот такой:

Вещь бесподобная!
Клеит стекло изумительно, капнул капельку, приложил и уже через 10 минут не оторвать. Помимо прочности есть у него оно очень важное качество: при запекании в печи изделий из стекла он не оставляет разводов и чёрных следов. То есть риск испортить дорогие часы или тарелку минимален.
Раньше мы покупали его на оптовой базе на окраине города.
Стоил он не дорого порядка 55 рублей.
Потом подорожал до 60... до 65... 70... 85.
За 30 миллилитров отдавать 85 рублей как-то дороговато, но, скрепя сердце и прочие внутренние органы, мы покупали. Девать-то некуда. Хотя из-за большой нагрузки и непрерывных мастер-классов уходил он у нас коробками.

Полгода назад магазинчик закрылся и пришлось искать этот клей по городу.
А его нет!
Нет и всё. Хозяйственные и оптовые магазинчики закрылись, те кто ещё держится, возят обычный Момент "Кристалл", который как раз изделия из стекла и портит.
Как вариант остались только маркетплейсы. Полез сначала на Вайлдбериз:

А там, мама дорогая!
Вместо 85 рублей он стоит в самом дешёвом магазинчике - 132 и это ещё со скидкой.
У некоторых селлеров он вообще под 300!
На Озоне ситуация не лучше:

Золотая середина - 205 рублей за всё тот же тюбик клея в 30 мл.
И тут мне в голову приходит мысль: а разве производитель напрямую не продаёт такой клей? Написал на завод, а они мне в ответ:
- Мужик, ты что больной, у нас свой магазин запущен, можно купить хоть от 1 тюбика. Только зарегистрируйся.
Полез к ним на сайт, зарегистрировался.
Знаете сколько он стоит, если брать в розницу?
85 рублей!
А если оптом?
Только не падайте...
(Тут идёт непередаваемая игра слов с использованием местных идиоматических выражений)... 63 рубля!
То есть спекули, купили клей с бесплатной доставкой по 63 рубля и продают его по 130 со скидкой и по 200 без скидки!

Как-то рассказал об этом своему знакомому, который давно и успешно ведёт магазин на Вайлдбериз. Он усмехнулся и говорит:
- Ты чего? Все так делают! Я сам закупаю у наших же на заводе массу для мозаики в мешках, фасую по 1 килограмму, ставлю свою наклейку и продаю х10. У меня огромное количество знакомых, которые покупают оптом на Садоводе и продают с ещё большей наценкой. Тем и живут!
- Но ведь это спекуляция в чистом виде?
- Нееее, дорогой, купил дёшево - продал дорого, это обычный бизнес. Конкурентов у нас нет, люди считают, что в интернете дёшево. Я тебе даже больше скажу, зайди в любой маркет со своего телефона через приложение и просто через компьютер, где ещё ничего не покупал. Цены будут разные! Это динамическое ценообразование, когда новичков заманивают ценой пониже, а старых клиентов, которые плотно сели на покупки уже заманивать не надо. Поэтому всё, нормальной цены ты уже никогда не увидишь. Купишь только по той, которую ТЕБЕ ДАДУТ!
Кроме того, как выяснилось из разговора, комиссии онлайн-площадок для продавцов выросли примерно до 40% за товар, продажу, налог, вывод денег, доставку, склад, приёмку и штрафы.
Поэтому многие предприниматели, которые хоть что-то производят САМИ в России просто не могут себе позволить торговать на маркетплейсах. Особенно это касается изделий ручной работы. Мастера и ремесленники, делающие работы РУКАМИ, не выдерживают конкуренции с перекупщиками, которые купили за 70 рублей на Али, Шейне, ТаоБао и продали по 800-900 на наших площадках.
Кто-то скажет, что один тюбик клея не показатель. Однако стоит посмотреть, что творится с бижутерией, деревом, керамикой, канцтоварам, инструментами, материалами для строительства, изделиями типа 1000 мелочей и т.д. Про авторские работы говорить не приходится, уникальные работы просто не могут пробиться среди массы серийного ширпотреба.
И ещё один неочевидный минус, мы получили огромный пласт спекулянтов, которые ничего произвести сами не только не могут, но и не хотят. На завод, производство или в фермеры они тоже не пойдут, так как там... нужно работать. Намного проще...
Свежие комментарии