На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 358 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВераВерная
    Вот и порадуемся немножко, спасибо за добрые вести.Больше не добрень...
  • Игорь Васиков
    Сейчас начнут сказки рассказыватьПоявились подробн...
  • Виктор Галкин
    Хоть что то доброе на ночь)Больше не добрень...

Начало.

Чернышев Андрей

Чернышев Андрей Как-то так сложилось, что служба моя на атомных подлодках начиналась в таком ритме, что специальность свою я сумел изучить без особенных затрат организма, с которыми сталкивается...

Как-то так сложилось, что служба моя на атомных подлодках начиналась в таком ритме, что специальность свою я сумел изучить без особенных затрат организма, с которыми сталкивается средний вчерашний курсант при попадании в семью подводников, а применить полученные знания пришлось в самом начале службы.


…Пока  экипаж, в который я попал по распределению, «автономстовал», уйдя в море ещё до моего прибытия в гарнизон, мы с группой таких же, как я, «святых» специалистов военного дела болтались по гарнизону, несли какие-то придуманные нам наряды, шумными ватагами питались в дивизионной столовой - камбузе, вечерами искали себе жильё. А днем - постигали всё те же учебники, только не за училищной партой, а в учебном центре под руководством старых мичманов - наставников.

Число живущих по этому сценарию постоянно уменьшалось. Одни встречали свои экипажи из походов, другие - из отпусков, третьи - с учёбы в центрах ВМФ. И все они тут же растворялись в обыденности флотского бытия. На их лицах при встрече уже не светилась былая бесшабашность, улыбка становилась более усталой, и цвет молодецкого лейтенантского лица из румяного превращался в сероватый.

Мой экипаж в октябре вернулся благополучно в базу и был встречен  на пирсе командованием - с традиционным жареным поросёнком, и нами - молоденькими офицерами - с трепетом и волнением.
Всех нас тут же затолкали под радостные возгласы прибывших из автономки бывалых коллег  внутрь субмарины, и чего-то даже поручили сделать, понимая, что толком мы ещё ничего сделать не сумеем, скорее - навредим. Но, день был праздничный - возвращение в базу! - и все стремились домой, к семьям, друзьям, к уюту береговых жилищ и благам цивилизации…

…Кстати, потом, спустя годы, я заметил, что подходя в очередной раз к родной базе, все в первую очередь обращали свои взоры на трубу гарнизонной ТЭЦ. И, в зависимости от её состояния, испытывали или полнейшую радость от встречи с землёй, или - подпорченное удовлетворение от окончания похода. Дым над трубой позволял рассчитывать на тепло в доме, и, главное, на горячую ванну или душ, чего всегда очень хочется любому жителю севера. А уж измученному подводным царством «военмору» - особенно!.. Ну, а его отсутствие рисовало в воображении тазики с водой и торчащими из них кипятильниками, и стучащие от холода и вожделения зубы в уютных квартирках северного городка…

...Так вот. Засунули нас в корпус подлодки, напоручали всякого, с условием - "руками ничего не крутить, не включать, и не отвинчивать!». Потом оставили вахтенную смену - и молниеносно исчезли в каменистом пейзаже пригнувшихся к заливу сопок.
Помню, я с таким старанием выполнил то, что поручили именно мне и, тоскуя по семье, которой обзавелся незадолго до выпуска из училища,  и которая все училищное время проживала далеко от Питера, высунул свою лейтенантскую головушку в люк первого отсека. Оглядел акваторию, пирс, залив,тропинку в посёлок, и тут увидел смотрящие на меня в упор глаза старпома. Все его звали - «Орёл», видимо за пронзительный взгляд всегда сильно вылупленных глаз.
- Куда, лейтенант? - прозвучало  с нескрываемой неприязнью к «зелёности» моего статуса в экипаже.
-  Домой, товарищ капитан второго ранга! Все задания выполнены!
- Домой, говоришь? Да был я дома - не фиг там делать! - резюмировал старпом,  - Давай вниз, работать!
Я нырнул в люк и торчал внизу без дела ещё пару часов. И покинул борт тогда,  когда силуэт уходящего после автономки домой старпома растворился уже в темноте полярной осени.
…И передал наш экипаж субмарину второму экипажу. Потом, похлопав молодых лейтенантов по плечу, и повесив на них любимый личный состав, который оставался в казарме - слинял в отпуск.
А мы, перемешивая дежурства и всё ту же учёбу в центре, вяло ждали их возвращения.
Но тут, как я теперь понимаю, на моё счастье, на удачу - вышел приказ отправить вместе со вторым экипажем в автономку пятерых молодых лейтенантов первого экипажа. «Дабы дурака не валяли, а изучали специальность. И чтоб к возвращению - сдали на самостоятельное управление!» - изрёк начальник штаба дивизии.
И мы - ушли в море.
А там, в море, в течение почти трех месяцев нас никто особенно не трогал. Потому что свои специалисты были на месте, всё, что положено,   они знали, умели и выполняли прилежно. А «пассажиры», как нас называла почти вся команда, могли только мешать  и путаться под ногами. Поэтому каждый из нас установил себе собственный ритм жизни, главным пунктом в котором было: «А что я скажу по возвращению? Как освоил военное дело?».
Я, честно скажу, может быть от боязни выглядеть дураком, или от воспитанной ещё в училище потребности к изучению своей профессии, а может быть и от скуки в замкнутом пространстве отсеков,  занялся изучением специальности. Днем - до обеда, когда весь экипаж нёс вахту, учился, тренировался, отрабатывал борьбу за живучесть и прочее -  я спал. После обеда я «затаривался» литературой, которую осваивал сидя в пустой каюте, никому не мешая, а ночами - лазил по отсекам, трюмам и «шхерам», надоедал вахтенным мичманам и матросам и искал в чреве корабля те «штучки», про которые читал днём.

Братья-моряки! Как благодарен я Вам, всем, кто выдержал мою назойливость и педантичность! Кто лазил вместе со мной по всем закоулкам подлодки и щедро делился всеми своими знаниями! Если бы не Вы, не так бы всё сложилось в моей судьбе…

...Таким вот образом я к концу автономки освоил специальность, сдал механику все зачёты, получил исписанный оценками и скрепленный печатью зачетный лист, который выложил перед своим,  родным уже,  начальством прямо в день прибытия в базу.
А начальство сказало: «Молодец». И в первый же день после принятия корабля от «отвоевавшего» своё, второго экипажа, назначило меня дежурным по кораблю. А ведь я мечтал - в послепоходовый отпуск, который обязан был быть у каждого после автономки.
И за это -  спасибо! Ибо через глотание слёз, скрипение желваков и недосыпание организма и сложилась так удачно моя служба!

… Прошло месяца два-три и мы уже со своим экипажем ушли в автономку. Во вторую для меня, но, по сути - в первую. Все лейтенанты уже не были пассажирами, а исполняли свои должности в соответствии с корабельным расписанием и забыли о первом походе, как забываешь о  первых выученных тобой словах.
…Корабль, в обычном, размеренном ритме шёл в толще океана, разрезая носом чёрную глубину северных широт. Глубина иногда менялась, чем вносила разнообразие в его будни, и несколько меняла телодвижения экипажа, чтобы не превратить его жизнь в монотонный конвейер.
Вахты менялись на тренировки, тренировкам на смену приходили занятия про специальности, потом учения и отработки мероприятий… По понедельникам обязательно случались политзанятия, по наличию которых в распорядке дня определялась смена недель. По субботам и воскресеньям показывали фильмы в битком набитой кают-компании, Одна смена  меняла другую и отправлялась, в зависимости от времени суток, на обед-ужин-завтрак-вечерний чай или спать, или под рёв сигнализации бежала на свои боевые посты для отработок, учений…..

...В четыре утра меня сменил на пульте управления электроэнергетикой старшина команды  электриков.  После завтрака я побрёл по отсекам, осматривая работающие механизмы и раздавая задания вахтенным электрикам. Потом нырнул на трап в центральный пост, доложил о результатах вахтенному механику, и радостно устремился в каюту. Меня ждал сон!

В первые три автономки спится сладко, очень легко и крепко. Это потом уже начинает мучить бессонница.
На ходу, скинув ПДУ (портативное дыхательное устройство), без которого по кораблю нельзя даже шагу шагнуть и сбросив куртку, я плюхнулся на нижнюю в каюте койку и торопливо стянул брюки и майку.  В каюте было  душновато, но уж очень хотелось спать. Дремота  стояла во всех клеточках моего организма. Лихо, по-лейтенантски, подтянулся на руках и взлетел на свою, расположенную на втором ярусе, койку. Организму оставалось всего несколько сантиметров «до счастья»…
…Рёв сигнала аварийной тревоги не дал телу упасть на койку. Рефлекторно было  схвачено ПДУ, напялены тапки. Подумалось: «Точно в моём отсеке!».
Из динамика связи неслось
- … пожар в шестом отсеке! Горит…!
Ноги машинально несли меня к переборке между пятым отсеком - где была моя каюта, и тем - шестым - которым я командовал и в котором что-то стряслось.

Закон подводного братства - если беда, задраивайся в отсеке и борись. Сам. Вместе с теми, кто остался с тобой. Ни ты оттуда не имеешь права выйти, ни к тебе никто не войдёт! Иначе погибнет весь корабль!

Но тут, находясь в полусознательном состоянии от впервые случившейся в жизни аварии, я услышал голос командира пятого отсека:
- Командир шестого в пятом! Создано противодавление, выполнены мероприятия по борьбе за живучесть!
Из динамика резко, после небольшой паузы, раздался голос механика:
- Пропустить командира шестого в шестой отсек!

Выполнили необходимые действия, включились в изолирующие противогазы, отогнали всех лишних в четвертый отсек и далее в нос… Отдраили переборочную дверь…
Я первый раз в жизни осознал, что смерть может быть  ощутимой. Она смотрела на меня матовой стеной пространства шестого отсека, тихонько вибрируя под воздействием избыточного давления, созданного в пятом отсеке… Это на меня смотрел дым.
Но, на самом деле - это была всего лишь частичка мгновения. Я нырнул в люк, дверь моментально захлопнулась за моей спиной и кремальера опустилась…
 Поначалу мне казалось нереальным, что можно двинуться внутрь отсека. Казалось, что матовая стена имеет твёрдость, а сквозь стены я проходить не умел.
Отсек урчал механизмами, спрятанными за этой стеной, из «молока» вынырнуло одетое в маску противогаза лицо вахтенного.
- Горит блок регенерации компрессора, в отсеке 12 человек! Средства защиты на всех! - просипел он в маску. Но я услышал.
Число оставшихся в отсеке меня поразило. В нём во время обычного несения вахты должны быть всего двое, а тут - двенадцать. Видимо после вахты кто-то задержался, кто-то не успел проскочить из кормы в нос на отдых, а кто-то просто «трепался с корешами» в отсеке, где относительно тихо и можно разговаривать на разрывая связки. Но - их было двенадцать!
Я понимал, что такое количество - это проблема. Средств защиты хватало, но только сейчас. Если находится дольше двадцати минут - нужно переснаряжать противогазы - менять регенеративные патроны, которых хватает как раз на двадцать минут,  а запасных мало…. И ни за что, ни при каких обстоятельствах субмарина не должна была всплывать на поверхность, даже при аварии. Иначе - обнаружение нашего места «врагами» и почти «расстрел» командира за срыв боевой задачи…
Ни черта не видя перед собой из-за заполнившего всё «молока», я спустился на среднюю палубу к связи и доложил, положенную информацию,   в центральный пост…

...Потом, мы вывели всех лишних в соседний отсек, соблюдая сверхосторожность и не прекращая ликвидировать пожар. Он бушевал не долго. Больше беды приносил дым, влезший во все щели,  механизмы и устройства. Он не давал дышать, а, значит,  выключиться из средств защиты. Но главная опасность была в том, что если это «молоко» переползёт в соседние отсеки и распространится по всему кораблю - последствия могут быть трагическими…
Оставшиеся в отсеке четверо, включая меня, были в деле. Один запустил компрессор, чтобы откачивать мутный и опасный воздух в свои баллоны, второй - сквозь весь этот дым продолжал управлять механизмами реакторного отсека, который был прямо за кормовой переборкой, третий - что-то делал рядом с местом аварии, дабы не разгорелось с новой силой, и замерял концентрацию окиси углерода - того самого смертельного угарного газа. А я - метался между связью, клапаном подачи воздуха в  отсек и барометром, который стоял на нижней палубе.
Мне нужно было по определенной программе следить за снижением давления в отсеке, что делал гудящий в трюме компрессор, а потом разбавлять его свежим воздухом из баллонов высокого давления, которые располагались за бортом прочного корпуса субмарины и служили для обеспечения её всплытия с глубины. Нельзя было снижать ниже определенной величины, чтобы это не сказалось на нас, и чтобы не заглох компрессор, и нельзя было поднимать давление выше нужного предела - по тем же причинам. Голова, гудевшая от всего этого,  не сообразила, что барометр переносной и его можно взять с собой подмышку и находиться рядом с клапаном «воздух в отсек» открывая и закрывая его по показаниям барометра. И я прыгал сайгаком с верхней палубы на нижнюю, к прибору, с нижней - на верхнюю, к клапану. Спустя какое-то время я уже не успевал и, подлетая к барометру,  понимал, что уже нужно крутить клапан, а до него ещё нужно сделать несколько прыжков.
Глаза налились кровью, в висках стучало, мутило… Радовало только то, что «молоко» стало превращаться в дымку, в туман, потом, казалось вовсе исчезло. Но угарный газ, согласно прибору, был ещё в очень  «предельной величине» и снимать противогазы никак было нельзя.
 Время превратилось в бесконечность…
Каждые двадцать минут я собирал всех на верхней палубе, у клапана «воздух в отсек» и давал команду на смену регенеративных патронов. Количество их быстро уменьшалось...

Когда сил практически уже не осталось, а концентрация газа не позволяла ещё снять маски противогазов, подошло время к очередной смене патронов, и я снова собрал всех троих рядом с собой.
По моей команде один за другим стали менять патроны матросы. Один, другой, третий… Процедура не сложная. Нужно просто вдохнуть глубоко из старого патрона, отсоединить от него трубку противогаза, сорвать заглушку -крышечку с запасного патрона, подсоединить к нему противогаз и выдохнуть. А дальше - дыши.
И когда очередь дошла до меня, я всё так и сделал. Но в момент, когда нужно было сорвать заглушку, я вдруг понял, что она опломбирована, проволокой, как это и должно быть, но толщина этой проволоки весьма приличная, и мои руки сорвать эту проволоку не могут. Я уже вдохнул и отключился от старого патрона, глаза начали вылезать из орбит и я понял, что задерживать дыхание больше не могу…  сейчас выдохну,  и вдохну уже из отсека… В голове поползли положенные в этой ситуации чёрные мысли…
Матросы крутили эту несчастную проволоку - она не поддавалась. Патрон был последним, заменить было нечем, а воздух в легких готов был взорваться.

Братцы-матросики! Слава Вам и поклон!
Один из них исчез на мгновение из-под моего тускнеющего взора,  и возник рядом, сжимая плоскогубцы. Где он смог найти их в этой ситуации - он и сам, наверное, не смог бы объяснить...

Заглушка полетела в сторону, я, уже ничего не соображая, воткнул шланг в положенное отверстие… Нет, я не вдохнул, я втянул в себя половину объема этого отсека. Втянул в себя жизнь, выдохнув смерть и прикрыв ей доступ в мои лёгкие…
Потом… Всё потом кончилось…
Я сидел на каком-то трансформаторе, сняв маску, опустив обессиленные руки, утирая пот и размазывая грязь. Бойцы-соратники сидели рядом в тех же позах. Битва была выиграна. Воздух соответствовал норме, компрессор уже молчал, устав от спасения людей, и только с легким свистом пела воздухом из пятого отсека переборочная дверь, через которую в отсек вошел командир…
Я  только тут заметил, что воевал я в одних трусах и противогазе. Регенеративный патрон, тот самый, меняя который я чуть не ушел в мир иной, при своей работе нагревается чертовски. Под него конструкторами приспособлена поролоновая прокладка, чтобы не обжечь грудь. Но в этой суете, в этой борьбе за всё и всех, за жизнь против смерти, видимо все эти защитные устройства поотлетали к чертовой матери, а на их месте, под цилиндром патрона, на моей груди багрянцем горело обожженное лейтенантское тело. Ровненьким таким прямоугольником. Но болеть грудь стала только спустя сутки. Когда включился мозг, пришло осознание произошедшего и оценка неслучившегося.

…И все равно - спасибо! Спасибо этой науке, первой в свободном полете самостоятельного лейтенантства. Она тоже научила многому. А главное - научила не боятся. Если не можешь сам - есть рядом братья-матросики, мичманы, офицеры, которые  спасут тебя, экипаж, подлодку. Потому как - нельзя быть в подводном экипаже в одиночку.

… И всё-таки, повезло мне с началом свое офицерской карьеры.
Повезло с людьми и кораблями. Повезло с вовремя пришедшим осознанием себя в ТОМ мире и ТОГО мира вокруг себя…

После этого крещения пришёл пусть и маленький пока, но авторитет среди собратьев по прочному корпусу. Пришло отношение коллег, как к равному.
 За всем этим было много чего ещё. Были и пожары и «пробоины», были загазованности и даже борьба с радиацией. Бывало всякое. В разные годы и в разное время.
 Но та, первая авария, и руки незапомнившегося мне матроса, который, просто выполняя положенные в критических ситуациях действия, спас мою жизнь, даже не осознавая что он сделал - остались в моем мозгу до сих пор.

...Да, как-то так сложилось начало моей службы...
 В самом начале пути мне удалось изучить свою нелёгкую специальность и чрево субмарины в первом "пассажирском" плавании, что не многим удавалось. Потом, уже во втором походе,пришлось на собственной шкуре ощутить ценность братства и свою способность бороться за всех, впервые встретив смерть.
Я стал почти профессионалом до того, как многие из моих вчерашних однокашников освоило науку подводного флота. Они, конечно, раньше или чуть позже, тоже получили «своё» и стали  матёрыми офицерами, как и положено.
 Но у них, у каждого, своя история.  И пусть они сами об этом расскажут.
 Думаю - зачитаемся!

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Картина дня

наверх