Британские ученые поставили под сомнение выводы Европейского агентства по безопасности продуктов питания (EFSA) об аспартаме, подсластителе, который чаще всего обозначается на продуктах как Е-951. Они считают, что его безопасность не доказана. Специалисты не уверены в корректности выводов и аналогичного американского агентства. Учитывая то, что весь мир уже с конца прошлого века употребляет аспартам, правду хочется знать всем
Копейкина Виктория
Этим летом известный научный журнал Archives of Public Health опубликовал статью британских ученых Элизабет Досон и Эрика Миллстоуна из Университета Сассекса. Эксперты изучили документы, на основании которых аспартам был в очередной раз разрешён в Европейском союзе в 2013 году. Это 154 научные работы, 73 из которых, где говорится об опасности подсластителя, Европейское агентство по безопасности продуктов питания (EFSA) проигнорировало, посчитав неубедительными. Однако Досон и Миллстоун считают, что многие из этих исследований куда более весомы, чем те, что называют аспартам безвредной добавкой. Досон и Миллстоун усомнились в адекватности действий экспертной панели EFSA и потребовали пересмотреть процедуру оценки продуктов в агентстве.
Если бы экспертная панель применила те же критерии, которые она использовала для оценки исследований в поддержку аспартама, к работам, указывающим на его опасность, она была бы вынуждена признать, что эти работы содержат достаточно данных для признания этого вещества не соответствующим требованиям безопасности,
– сказал профессор Миллстоун в интервью порталу Foodnavigator.com. Он призвал Европейский союз приостановить разрешение на использование аспартама, а EFSA – перестать при принятии решений заниматься политически мотивированной интерпретацией и избирательным подходом к научным данным.
Что известно об аспартаме?
Аспартам – заменитель сахара, очень дешёвый в производстве, один из его компонентов получают в том числе из трансгенной бактерии. Впервые этот продукт был разработан компанией G. D. Searle. Долгое время этой фирмой и её подразделением Nutrasweet, занимающимся непосредственно аспартамом, владела биотехнологическая корпорация Монсанто. Сейчас аспартам производится под разными брендами, так как патент на него в США истёк в 1992 году, а в Европейском союзе ещё раньше.
Фото: BARRUS / Shutterstock.com
Этот подсластитель используется не только в низкокачественных дешёвых газированных напитках, но и в известных диетических газировках, в кондитерских изделиях разной стоимости. Он есть практически во всех жевательных резинках, его можно встретить в медикаментах и даже в маринованных огурцах. В целом аспартам является компонентом тысяч потребительских продуктов питания и напитков, продающихся по всему миру. И Россия – не исключение.
На сайте Роспотребнадзора об аспартаме говорится следующее:
Один из первых синтетических подсластителей. Малокалориен. Термически нестоек, его нельзя использовать в горячих блюдах. Выпускается в форме быстрорастворимых таблеток (1 таблетка заменяет 3-4 чайные ложки сахара (17-18 граммов) и порошка, которые добавляются в напитки и кондитерские изделия. Торговые наименования: Сусли, Сукрадайет, Сладис Люкс, Гинлайт, Милфорд цикламат, Милфорд аспартам, Новасвит, Blues, Дулко, Свистли, Сластилин, Сукразид, Нутрисвит, Surel Gold, Шугафри. Максимально допустимая суточная доза – 3,5 г.
В чём проблема аспартама?
За время одобрения этого продукта в США в 1981 году только там на аспартам в Управление по контролю за продуктами питания и лекарственными препаратами (FDA) поступили тысячи жалоб. Утверждается, что ни на одну пищевую добавку ведомство не получало столько нареканий.
И действительно, в независимых исследованиях, которые не были приняты в расчёт американскими и европейскими регуляторами, подтверждено, что длительное применение таблеток этого подсластителя вызывает головную боль, ухудшение зрения, звон в ушах, бессонницу и аллергию. У животных, на которых тестировался сахарозаменитель, наблюдались даже случаи возникновения рака мозга.
Фото: www.globallookpress.com
Царьграду удалось найти следующую информацию: по данным профессора университета штата Огайо Ральфа Уолтона, из 164 исследований, посвящённых аспартаму, 74 профинансированы его производителем – компанией NutraSweet. Независимые исследования обнаруживают чёткую связь между употреблением аспартама и «синдромом отключения сознания». Об этом рассказывалось в книге «Короли и капуста. Что они никогда не расскажут о генной инженерии», выпущенной в 2000 году Международным Социально-экологическим союзом.
Если учесть, что автором аспартама была компания GD Searle, выпустившая первые в мире противозачаточные таблетки, не совсем легально протестировав их на женщинах из стран третьего мира и психически нездоровых лицах, проигнорировав побочные эффекты, то вряд ли что-то могло помешать фирме проделать то же и с аспартамом. Однако если аспартам когда-нибудь запретят, то это, скорее всего, не повлияет на бизнес его создателей. Всем известна история с запретом средства против вредителей ДДТ, после которого его производитель компания Монсанто вывела на рынок ещё массу новых продуктов, а потом совершила выгодную сделку по слиянию с компанией «Байер».
Как аспартам появился на рынке
История одобрения аспартама в США, конечно, не обошлась без скандалов. В 1977 году государственные обвинители из Министерства юстиции Сэм Скиннер и Вильям Конлон получили задание возбудить иск против фирмы G. D. Searle за недобросовестность при проведении исследований аспартама. Но обвинители внезапно начали действовать в интересах обвиняемых и дело «умерло» за истечением срока давности. Статья о расследовании работы Скинера и Конлона была опубликована в «Уолл Стрит Джорнал» через много лет, в 1986 году. Но к тому моменту аспартам уже был одобрен для использования в ряде продуктов.
Интересно, что в 1980 году Общественный совет по расследованиям всё же проголосовал за отказ от использования аспартама до тех пор, пока не будут проведены дополнительные исследования его способности вызывать опухоль мозга. Но этого не произошло, и к 1996 году аспартам уже был разрешён во всех видах продуктов.
Большую роль в регистрации подсластителя сыграл специалист FDA Артур Хэйс, проигнорировав рекомендации возглавляемой им рабочей группы.
Интересно, что вскоре после одобрения FDA аспартама для газированных напитков, в 1983 году, Артур Хэйс оставил ведомство из-за обвинений в профессиональном несоответствии и был принят на работу в качестве консультанта по связям с общественностью в известную своей работой со «сложными» клиентами PR-фирмы Burson Marsteller. Его клиентом стала компания G. D. Searle.
Фото: Monika Wisniewska/ Shutterstock.com
В различных источниках много написано о том, что на аспартам наговаривают, и он проверен более, чем любой другой подсластитель. Но можно ли стопроцентно доверять заключению рабочей группы, руководитель которой мог быть заинтересован в скорейшем одобрении этого вещества, да ещё и не являлся профессионалом?
Кстати, своей популярностью сахарозаменители, первым из них был сахарин (тоже выведенный на рынок компанией Монсанто), обязаны войне. Во время Первой мировой сахара попросту не хватало, и порошок, случайно открытый американцем, выходцем из России, пришелся как нельзя кстати. Потом, правда, выяснилось, что он может вызывать рак мочевого пузыря у подопытных животных, и в некоторых странах его запретили, а в США он маркируется как потенциально опасный. В России он по-прежнему используется. При этом утверждается, что было всего одно исследование, указывающее на канцерогенность сахарина, и что оно было проведено на животных с больным мочевым пузырём. Если это так, то почему распространение этого вещества всё же ограничили, а аспартам, несмотря на многочисленные негативные результаты исследований, запретить не удалось?
Некоторые эксперты считают, что аспартам очень не нравится производителям сахара, и поэтому они на него наговаривают. Но как же так получилось, что с сахарином сахарному лобби справиться частично удалось, а с аспартамом нет?
Всё же не стоит противопоставлять сахар и его заменители. Про вред сахара тоже известно немало, при этом никто не пытается отрицать его негативное воздействие на здоровье. Как бы там ни было, производители будут продолжать искать новые формы сахарозаменителей, а традиционные сахарные заводы будут продолжать функционировать.
Важно лишь одно: потребители должны иметь подлинную информацию о том, что покупают и едят.
Свежие комментарии