На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 496 подписчиков

Свежие комментарии

  • K50952
    И особенно в этом отметились так называемые пророссийские блогеры укр. происхождения.Лавров: расшифров...
  • Вовладар Даров
    Требовать ушлепки будут у себя на гей парадах!США в ООН требуют...
  • Регина Толстоброва
    Ох уж эта нефть...Мимо кассы. Что с...

Каспий, как всё-таки будем делить кладезь богатств, возможностей и проблем?

Уникальное творение природы, превратилось в набор экологических, экономических, политических и даже военных противоречий. Учитывая растущее значение водоёма для мировой логистики Текстильные новости разбирались почему стороны пока не договорились и почему вряд ли договорятся в ближайшем будущем.

Небольшой исторический экскурс

До распада СССР, море было поделено с Ираном, которому досталось 13,8 % морской территорий, пропорционально береговой линии, остальное было советским.

В 1991 году права на воду (Землю крестьянам! Фабрики рабочим! Моря матросам!), получили 5 государств и началась делёжка. Во многом наводили копоти Туркменистан (Туркменбаши хотел оттяпать лишних 600 кв.км) и Иран (об этом отдельно), но конфликт предотвратила нормативная база Советского Союза, которая давала хоть какую-то точку опоры.

До 1998 повестку раздела Каспийского моря не поднимали, каждая из сторон разрабатывала нефтегазовые месторождения вдоль береговой линии. Но после 2000 года амбиции начали зашкаливать. Иран Туркмения и Азербайджан затеяли игру в покер и ставки выросли максимально.

Отсутствие согласованной деятельности по освоению водоёма привело к тому, что экологические проблемы начались уже в 1994 году, притормозив разногласия. Стало меньше рыбы и «море» начало стремительно мелеть. Проблема усадила Высокие Договаривающиеся стороны за стол переговоров, но первые встречи были исключительно по протоколу басни Крылова.

Лебедь тащил границу в одну сторону, Рак пятясь тянул на себя, а Щука откусывала квадратные километры и щёлкала зубами, когда ей «Ставили на вид».

А тут ещё экология проблем подкинула. На фото слив канализации города Дербент прямо в Каспий. И прямо у одного из городских пляжей. В 1990 это не было особенной проблемой, но с ростом числа бытовой химии, сами понимаете к чему это приводит...

В итоге сложился странный Status quo (действующее (соглашение) положение дел), против которого ни одна из пяти стран не против по отдельности, но все вместе недовольны разделом этого доходного огорода.

А за что боремся, спросите Вы и мы ответим...

Давайте познакомимся с этим водоёмом:

  • Крупнейший на Планете (370 тыс. км²) по площади, внутренний (не имеющий сообщения с Мировым океаном), уникальный запас воды с промежуточным индексом солёности (что-то среднее между рекой и океаном);
  • Уровень ниже Океана на 27 метров (всего пять внутренних водоёмов ниже);
  • Максимальная глубина 1 130 метров, что сформировало уникальную экосистему типа «река – море», и запасы ВБР одни из наиболее доходных в мире.
ВБР это водно-биологические ресурсы. Браконьеры отлично знают этот термин, как и то, что приносит максимальный доход. Это чёрная икра, дикие осётровые, белуга, каспийский сом, кутум и шемая (рыба, близкая к лещу, но без его надоедливых костей).

Согласно законам РФ запрещено ловить рыб, занесённых в Красную Книгу

Белуга и осётр в списках, но если их выловили в иранской зоне, предъявить претензию некому. Забавно, но коммюнике про ограничение добычи ВБР не поддержали Иран, Азербайджан и Туркмения. Впрочем, Туркмения рыбу в Каспии практически не ловит.

Нормативы касаются как размера особей, так и общей массы улова. Практически по всей России он не должен превышать 5 кг на человека в сутки. Запрещено ловить рыб, занесенных в Красную книгу. Если такая попалась на крючок, ее надо аккуратно освободить и отправить в водоем. Что касается лососевых и осетровых, то на них есть рыбалка на частных водоемах, где эти виды разводят специально и берут плату за возможность порыбачить. В некоторых местах запрещен даже вылов раков. Так что, рыболовы из России частые гости в территориальных водах Ирана...

За что боремся?

  • Каспий – крупнейший по площади (370 тыс. км2) внутриконтинентальный водоем на Земле.
  • Оценочные запасы нефти и газа – более 15 млрд тонн, или 8 триллионов долларов США в ценах 2023 года.
  • Оценочные возобновляемые запасы ценных видов рыб (кроме осетровых): кефаль, лещ, карп, окунь, лосось, сазан, судак около 24 000 тонн в год. А вот улов осетровых составляет до 80 % от мировой добычи.
  • Также разведаны до глубин в 230 м., залежи углеводоров (~ 11 млрд. тонн) - целина, глубже дОбыча пока нерентабельна, но как говорят эксперты, их там очень много.

И Каспийское море для Казахстана, Туркменистана и Азербайджана – логистическая золотая жила, которую ещё предстоит освоить, «присев на транзит» и зарабатывая для своих стран на жадноватых европейцах.

Суть проблемы?

Поделить не могли все это достояние, из-за отсутствия правового статуса водоема.

Если делить по справедливости, то Иран получает меньше всех, причём лишается самых ценных районов в смысле добычи чёрной икры и осетровых...

Т.е. озера делятся между странами по одному принципу, моря – по-другому. Каспий, является фактически озером, которое геологи считают морем, географы - озером.

Так вот Иран, настаивал на том, чтобы деление было по «озерному», или как еще его называют по принципу кондоминиума. – т.е. поровну, каждой стране по 20 % Каспия. Ниже немного статистики, по которой Вы поймете почему остальные страны были против.

На береговой линии Каспия расположены пять государств:

• на северо-западе и западе — Россия (Астраханская область, Дагестан и Калмыкия; протяженность береговой линии 695 км);

• на востоке и северо-востоке — Казахстан (2320 км);

• на юго-востоке — Туркмения (1200 км);

• на юго-западе — Азербайджан (955 км);

• на юге — Иран (724 км).

Азербайджан, Казахстан и Туркменистан включили в свое предложение метод "модифицированной срединной линии" (линия, каждая точка которой находится на равном удалении от соответствующих ближайших точек на побережьях этих государств).

Россия предлагала разделение недр и шельфа Каспийского «моря», а не «озера».

Так мы договоримся по Каспию или?

Только в 2018 году, в Казахстанском Актау (бывш. Шевченко) 5 стран, наконец-таки определили статус и разграничение морских просторов по нескольким направлениям:

За Россией закреплено 19% дна (шельфом его можно будет признать когда мы решим, море это или озеро) Каспийского моря, за Казахстаном – 29%, за Азербайджаном – 20%, за Ираном – около 14%, за Туркменистаном – около 18 %.

Помимо этого, стороны согласований еще ряд важных моментов:

  • Каждая страна закрепляет за собой 15 морских миль территориальной воды, + 10 м.м. рыбной зоны (здесь есть противоречие с Морским правом, но! Если Каспий окажется озером, то про это пока стороны решили не вспоминать).
  • Стороны согласовали проведение научных исследований по улучшению экологии Каспия, выяснения причин обмеления и геологическим изысканиям. Коммерческие исследования по разведке новых месторождений страны могут вести только в пределах своих территориальных вод (или экономических при согласии соседа).

Прикаспийские государства могут развивать ДВУНАПРАВЛЕННУЮ инфраструктуру (трубопроводы и кабеля) по дну моря в свободном режиме без согласия ДРУГИХ сторон, единственным требованием является – соблюдение международных экологических стандартов.

Однако есть две проблемы: сейсмическая опасность и отсутствие судов, способных уложить трубу на дно моря.

Ну и пункт, по которому у России и Ирана, что называется «отлегло», нельзя размещать любые вооружённые силы стран, не имеющих прямого доступа к Каспию.

СССР поддерживал военное присутствие на Каспии, один проект экранолёта чего стоит, но за этим не стояло военных целей. Иран постоянно добавляет на акваторию военные суда и это начало беспокоить не только западное коллективное меньшинство...

И да, Каспий - "Официально признали водоёмом, окруженным сушей, не имевшего выхода к Мировому Океан в обозримом (геологическом) прошлом".

Формально сохранили название «Море», но Иран зарезервировал своё мнение, Тегерану очень хочется прирезать чуток «акватории», если Каспий признают озером.

Что мы имеем в сухом остатке?

Азербайджан.

Нефтегазовые месторождения – ключевой источник дохода в бюджет страны.

То, что сейчас Алиев масло мажет на бутерброд с икрой, это попытка задобрить Россию из-за ситуации с Нагорным Карабахом и к Каспию отношения не имеет. Пока.

Но нельзя не отдать дОлжное, в Баку научились сохранить баланс между дОбычей нефти и привлечением туристов...

А вот судоходство в стране уже много лет подряд показывает отрицательную динамику. За десяток лет, падение выручки составило больше 17%.

И о возможности стать хабом для Китайского проекта «Один Пояс, Один Путь» также можно забыть, как и о транзитном потенциале Турция-Центральная Азия. Перевозить нечем в долгосрочной перспективе.

Также пострадают фермерские хозяйства, а Азербайджан – во многом страна аграрная, в итоге вопросы продовольственной безопасности станут приоритетом для будущего страны.

Так что Азербайджан щедро оплатил 12 судов класса река-море (балкеры, сухогрузы, контейнеровозы и пассажирские суда на подводных крыльях). Но это всё ещё надо построить.

Казахстан.

Прежде всего, Каспийское море – источник питьевой воды, у города Актау работает опреснительный завод, с мощностью опреснения до 25 тыс. куб. метров соленой воды в сутки. Власти страны не скрывают обеспокоенность ситуацией, если завод просто не сможет получать воду, так как площадь опустынивания увеличивается.

Уже сейчас приходится постоянно добавлять трубы, чтобы добраться до воды, она стремительно уходит и от берегов Казахстана.

В порту Актау дноуглубительные работы стали ежегодной рутиной, иначе даже суда с осадкой всего 4 - 6 метров до пристани не дойдут...

Туризм на каспийском побережье начали активно осваивать лет 5 назад, вложив огромные деньги, пригласив отечественных и зарубежных инвесторов, в основном из Турцмм. И курорты в Актау засияли, кое где даже «all-inclusive» появился. Но если тенденция на масштабное обмеление не прекратится, в Актау останется только «Зомби туризм», это когда туристов водят по местам былой счастливой жизни, а ныне мертвым территориям.

Как и туризму, морской инфраструктуре в Казахстане особое внимание стали уделять в течение последних пяти лет. Модернизировали порт Курык, провели туда коммуникации и инфраструктуру, и все для того чтобы потом это мягко интегрировать опять же в «Один пояс, Один путь».

Россия.

Нефть и газ можно добывать без проблем в любом случае, в некотором смысле, как говорят эксперты (не все), снижение уровня воды в бассейне выгодно нефтедобывающим компаниям, легче бурить на мелководье.

Но остаётся обмеление судоходных каналов, проблема с береговой линией и отсутствием портов (нет воды - нет порта).

Глядя сверху кажется что Великая Река Волга, впадая в Великое озеро (море) Каспий как и раньше несёт воды... А на деле глубины в дельте 2-3 метра, ил, песок и половину ширины дельты Волги уже можно перейти вброд...

Туркменистан.

По оценкам специалистов, в Туркменистане наблюдается самое большое ухудшение ситуации. Официального признания от Ашхабада мы конечно не услышим. Но опустынивание, и засуха – то что проходит сейчас вся Центральная Азия, не оспоримые вещи. И никто не даёт оптимистичных прогнозов. Ухудшение есть и проблема будет усиливаться.

Но опустынивание вызванное полным водоразбором Амударьи, частично СырДарьи, приводит к засухам по всей Средней Азии и способно вызвать конфликты нового уровня. Туркмены не раз ставили на место афганцев, но когда к власти пришли талибы и решили достроить плотину, ситуация стала критической.

Правда официальный Ашхабад (простой народ не в счёт) заботит совсем другое. Для Туркменистана «Транскаспийский» газопровод, потенциальный, является что-то вроде экономической панацеи. Туркменистан, напомню, занимает 4-е место в мире по доказанным запасам газа.

А вот со сбытом этого энергоносителя у страны проблемы. Туркмения отлично качает газ в Иран. Частично в Узбекистан, где его «обесцвечивают» прокачивают через Казахстан в Европу, или в Китай, не гнушаясь просить "Газпром" наращивать объёмы прокачки.

При этом интеграция Транскаспийского маршрута с TANAP (тот, что из Азербайджана через Грузию и Турцию в Европу идет) смогла бы без малого озолотить Туркменистан. И спрос есть, и цена высока, только вот никто не спешит вкладываться в строительство этого газопровода по дну Каспийского моря. Азербайджан долго ждал от Ашхабада результата, в итоге уже сам Алиев в этом году признался, что пока этим планам не суждено сбыться, а в одиночку финансировать Туркменские поставки газа он не намерен.

Иран.

Да те же проблемы у Исламской Республики что и у всех, добавьте к общему списку еще и международные санкции, плюс территориальные претензии к Азербайджану.

Западные ограничения, наложенные на Иран, частично снизили технологические возможности в освоении залежей нефти и газа в Персидском заливе. И "помогать" конкурентам (Туркмении и Азербайджану) Тегеран явно не собирается. Напротив, Иран сейчас становится главным тормозом в достижении договорённостей и Кремль по каким-то соображениям не спешит их устранить, хотя и может.

Лирическое завершение

 

В 2023 Каспий неожиданно стал узловой точкой, между Европой, Азией и Ближним Востоком, а у России есть шанс порулить. Но вот вопрос, а будет кому рулить, учитывая, что все кинулись претендовать на пост Президента?

Если подвести итоги, это прискорбно с одной стороны, страны, дружившие раньше начинают ставить выше общих интересов свои экономические и политические интересы, никак не замечая потенциальной экологической угрозы извне и обоюдной выгоды.

Наш Президент отметил этот вопрос на Прямой Линии

  • Пока не поздно объединить усилия в предотвращении новой «Аральской трагедии».
  • Ещё не поздно реализовать все транспортные, инфраструктурные и экономические проекты.
  • Идеи, методы, желания и возможности у каждой из 5 прикаспийских стран различаются, но цель одна, точнее две – разбогатеть самим, и не дать умереть Каспийскому морю.

Если прочитать между строк, то становится ясно, разделка "тушки" Каспия далека от мирного и окончательного решения. И как тут не согласится с выводом:

Мы видим проблемы, обмеление, только одна из них, в районе российских берегов скопилось столько иловых отложений, что туда даже рыба не заходит. Экология этого озера (!!!) пока непонятна нашим учёным, я с ними говорил на эту тему. Иран предлагает землечерпалки, в Туркмении и Азербайджане многие озабочены проблемой. Главное мы должны понять – Каспийское море наше общее пространство, акватория, с помощью которой мы можем решить любые проблемы логистики в направлении Юг – Север и обратно (с)

Надеемся решим, а пока Иран снова начал нападки на Азербайджан, что исключает договорённости даже в 2024 году, без вмешательства России и Казахстана...

Поживём - увидим чем дело кончится, если к тому времени уровень "моря" не упадёт настолько, что исключит судоходство...

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Картина дня

наверх