Как бизнес теряет деньги от нежелания клиентов брать трубку.
Российский бизнес теряет ежегодно более 236 млрд руб. из-за телефонного спама. К таким выводам пришли аналитики из Института экономики роста им. П.А. Столыпина (ИЭР), изучив экономическое влияние негативных кибервызовов на финансовые показатели компаний и поведение пользователей. Минцифры уже подготовило проект закона о создании общей базы промаркированных телефонных номеров компаний, а сотовые операторы начали обмениваться базами данных промаркированных номеров для обеспечения кибербезопасности абонентов и помощи бизнесу в идентификации при звонке клиенту.
Бизнес не может дозвониться
За последние 8 лет в России число преступлений, совершенных с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, выросло в 11 раз. По данным МВД, почти половина таких преступлений совершается с помощью телефонной связи. Более 77% абонентов из числа опрошенных получают спам-звонки, а 94% респондентов сталкивались с телефонными мошенниками. Такие данные приводятся в отчете Института экономики роста им. П.А. Столыпина «КиберЩит: «Экономика безопасности бизнеса и граждан в мире цифровых коммуникаций», презентация которого прошла в Столыпинском клубе.
Авторы отчета изучили проблему кибербезопасности с точки зрения экономики, оценив временные и финансовые издержки, которые несут все участники процесса коммуникации — сотовые операторы, абоненты и бизнес-сообщество. По их оценкам, с учетом количества занятых в экономике по итогам 2023 г. и размера средней зарплаты, финансовые потери для компаний и организаций из-за спама и мошенников достигают суммы свыше 236,2 млрд руб. в год.
Как отмечает исполнительный директор Института экономики роста им. П.А. Столыпина Антон Свириденко, кибервызовы (спам, мошенничество, фейки) стали одним из важных экономических факторов, влияющих на компании, которые оказывают сервисные услуги (службы доставки, и пр.). Зачастую они просто не могут дозвониться до своих клиентов, так как люди перестали брать трубку при звонках с незнакомого номера.
Авторы исследования считают, что кибербезопасность в телекоммуникациях стала самостоятельным экономическим феноменом, который влияет на лояльность абонентов сотовой связи и операционную эффективность компаний. Так, в разы снизились продажи и у телемаркетинговых компаний, которые продают товары и услуги посредством телефонных обзвонов — они тратят впустую около 50% своего времени. Роботизированные спамерские звонки оказывают ненужную нагрузку на сети мобильных операторов, а их абоненты испытывают недовольство.
«Рынку телекома необходимы решения, которые будут выгодны всем сторонам. Наше исследование показало, что ими могут стать сервисы маркировки входящих звонков», — рассказал Антон Свириденко. По его словам, это решение появилось в ходе поиска способов снижения непродуктивных издержек, которые могли бы применяться во всей сфере кибербезопасности, так как количество усилий, денег и трафика, уходящего в пустоту — очень высоко.
По словам руководителя аналитического направления Институт экономики роста имени П.А. Столыпина (ИЭР) Сергея Васильковского, система маркировки входящих вызовов полезна всем участникам рынка телекома — сотовым операторам, абонентам и бизнесу.
С ним согласен и заместитель генерального директора компании «Вымпелком» Максим Зайков, который отмечает, что у абонента есть право не брать трубку на ненужные ему звонки, но для этого он должен понимать, кто звонит.
Во время дискуссии в Столыпинском клубе были приведены данные, что пик кибермошенничества пришелся на сентябрь 2022 г., и последние два года число таких преступлений неуклонно снижается. Во многом это связано и с действием федеральных властей. Так, с 2023 г. в России начала работу система «Антифрод» — государственная платформа для борьбы с телефонным мошенничеством и блокировки звонков и смс-сообщений с подменных номеров, внедрение которой прошло при большой поддержке со стороны операторов. Как напомнил заместитель генерального директора компании «Вымпелком» Максим Зайков, еще в 2021 г. на ПМЭФ вся большая четверка сотовых операторов подписала документ о присоединении к разрабатываемой антифрод-платформе. «С тех пор количество телефонных мошенничеств с использованием подмены номера снизилось в разы», — отмечает представитель «Билайна».
Следующий шаг — это появление общей базы промаркированных номеров компаний. Технически ее создание возможно, так как все мобильные операторы владеют технологией mobile id, благодаря которой можно промаркировать любые номера.
На очереди внедрение юридической нормы. Как рассказал участникам Столыпинского клуба директор Департамента государственного регулирования рынка телекоммуникаций Минцифры РФ Дмитрий Тур, регулятором уже подготовлен законопроект, в соответствии с которым должны быть промаркированы все звонки от юрлиц, а также массовые звонки, критерии которых определит правительство. Сотовые абоненты будут получать маркировки входящих звонков бесплатно, а юрлиц обяжут предоставлять сведения о себе оператору связи. В результате этого нововведения будет создана объединенная база данных, в которой операторы смогут обмениваться «этикетками» звонков. Участники дискуссии Столыпинского клуба оценили и объем рынка мобильной маркировки в 20 млрд руб. с учетом средней годовой стоимости услуги маркировки звонков в 900–1000 руб.
На российском рынке телекома такая маркировка звонков уже предоставляется как услуга крупными сотовыми операторами. Например, сервис «Этикетка», который позволяет компаниям и брендам подписывать свои звонки, есть у «Билайна». Он доказал свою эффективность — сервисом пользуются уже более 1500 юрлиц. Всего с его помощью было промаркировано свыше 250 млн звонков.
Как объяснил «Эксперту» Максим Зайков, более всего в маркировке своих звонков заинтересованы компании из финансового сектора. «Наша задача как оператора обеспечить защиту и нести ответственность за каждый такой подписанный звонок, гарантируя, что передаваемая информация верна. Но выстроить комплексную защиту от спама и мошенничества для всего российского рынка можно, только объединив усилия операторов и крупных игроков рынка», — подчеркнул заместитель генерального директора компании «Вымпелком» Максим Зайков. По его словам, в коллаборацию по обмену базами промаркированных звонков уже вступили еще два оператора «большой четверки».
Автор: Надежда Померанцева
Свежие комментарии