Россия подождет, пока в США определятся, что могут предложить по Украине, пишет Time. Без этого никто не заставит Путина начать переговоры. Так что первый шаг ему навстречу предстоит сделать Трампу.
Саймон Шустер (Simon Shuster)
Россия подождет, пока в США определятся, что могут предложить по Украине, пишет Time.
Без этого никто не заставит Путина начать переговоры. Так что первый шаг ему навстречу предстоит сделать Трампу.Владимир Путин не помчался сломя голову. Комментировать исход президентской гонки в США он предоставил своему пресс-секретарю, который заявил, что поздравлять Дональда Трампа с победой Кремль не планирует. Если США действительно хотят мирного соглашения, обещанного Трампом в ходе кампании, то русские дали понять, что его еще придется заслужить — и цена для Украины будет особенно высока.
“Посыл такой: захотите соглашения — приползете за ним на коленях, — говорит специалист по российской политике из Новой школы Нина Хрущева. — Путин чувствует, что партию с Трампом он начинает с позиции силы”.
Таким образом российский президент стал исключением среди европейских лидеров. В среду многие из них поспешили выступить с лестными заявлениями и клятвами сотрудничать с администрацией Трампа. Кремль же сухо отметил, что США и Россия по-прежнему находятся в состоянии войны “как прямо, так и косвенно”, тогда как условия Путина по прекращению конфликта, как заявил его пресс-секретарь, “остаются неизменными и хорошо известны в Вашингтоне”. Действительно, за последние несколько лет Россия выдвинула ряд условий для прекращения боевых действий на Украине. Большинство из них администрация Байдена отвергла наотрез, видя в них ультиматумы, а не добросовестные попытки переговоров.
Так, в декабре 2021 года, всего за несколько месяцев до ввода российских войск на Украину, Байден обратился к Путину с предложением обсудить обширное соглашение по международным делам, начиная от ядерной и кибербезопасности и заканчивая будущим Европы и альянса НАТО. В ответ Путин, по сути, показал ему средний палец. Если Байден хочет встречи с Путиным, заявили в Кремле, то США должны задать встрече подобающий настрой и полностью вывести свои силы из Восточной Европы, отступив на позиции, которые занимали до его прихода к власти. Как тогда выразился представитель российского МИДа, “США нужно собирать манатки и отправляться на рубежи 1997 года”.
США отвергли эту идею с ходу. Вместо саммита Белый дом пригрозил санкциями, которые парализуют российскую экономику. С тех пор периодические попытки Путина завязать отношения с американцами сильно различались по тону и содержанию в зависимости от того, как в тот момент складывались боевые действия на Украине. В тяжелую для русских минуту осенью 2022 года, когда им грозило третье подряд унижение на поле боя, риторика Путина заметно смягчилась. Он даже называл украинцев “партнерами”, подчеркнув, что Россия всегда была открыта для переговоров о прекращении боевых действий.
Однако эти разговоры сошли на нет в прошлом году, когда ситуация обернулась в пользу России. В ультиматуме, выдвинутом в июле, Путин потребовал, чтобы Украина вывела войска из четырех частично оккупированных областей. Он также призвал Запад снять все санкции против России. Трамп в ходе предвыборной кампании выразил готовность рассмотреть это требование, заявив, что санкциями надо пользоваться “очень благоразумно”, чтобы защитить мощь доллара в мировой экономике. Когда его спросили, поддерживал ли он связь с Путиным в последние годы, Трамп отвечать отказался. Но президент США поступил бы “мудро”, сказал он, если бы вел переговоры с русскими.
Ни для кого не секрет, чего Путин рассчитывает добиться на таких переговорах. Исходя из его заявлений последних лет, он хочет нейтрализовать Украину в военном отношении, перекрыть ей все пути в НАТО и получить постоянный контроль над ее южными и восточными регионами. Ни Трамп, ни его близкие советники не говорили о готовности удовлетворить эти требования. Избранный вице-президент Джей Ди Вэнс в ходе предвыборной кампании заявил, что по условиям мирного соглашения нынешняя линия фронта может превратиться в “демилитаризованную зону”, которая будет “сильно укреплена”, чтобы “русские не вторглись на Украину”.
Украинцы восприняли эту идею в штыки. Президент Владимир Зеленский назвал ее “чересчур радикальной”, хотя она и близко не соответствовала требованиям Путина. Другие деятели в окружении Трампа наметили для России гораздо более жесткие условия. Майк Помпео, бывший госсекретарь и директор ЦРУ в первой администрации Трампа, призвал ужесточить санкции, снять все ограничения на применение американского оружия на Украине и запустить программу ленд-лиза стоимостью 500 миллиардов долларов, чтобы помочь украинцам закупить необходимое им оружие у американских производителей.
“Надеюсь, мы выберем правильную стратегию”, — сказал Помпео журналу Time в ходе сентябрьского визита в Киев. Хотя с начала боевых действий Конгресс в общей сложности одобрил более 174 миллиардов долларов помощи Украине, президент Байден все “разбазарил”, добавил Помпео. “Слишком медленно, слишком мало, слишком поздно, слишком осторожно”, — подытожил он.
Учитывая разброс мнений в лагере Трампа и отсутствие внятной стратегии по прекращению конфликта, русские, скорее всего, выжидают и следят, на чем администрация в итоге остановится. Заключать сделку они не торопятся. По всей линии фронта, особенно в Донбассе, российские войска в этом году медленно, но уверенно продвигаются вперед, перед захватом уничтожая города артиллерией и авиабомбам. <…>
“На Путина никто не давит, чтобы он вел переговоры”, — говорит бывший высокопоставленный американский чиновник, который поддерживает контакты на высоком уровне как в Вашингтоне, так и в Москве. “Если Трамп захочет договориться с Путиным, русские наверняка проявят интерес, — говорит он. — Уверен, они прощупывают множество вариантов. Но они не станут отвечать, пока США не определятся с тем, чтó они могут предложить”. Иными словами, это Трампу предстоит сделать первый шаг навстречу Путину.
Свежие комментарии