На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 505 подписчиков

Грузовики переходят на водородные топливные элементы.

Когда речь заходит об экологически чистых транспортных средствах, электрические автомобили на водородных топливных элементах на сегодня, пожалуй, являются единственной реальной альтернативой электромобилям на тяговых аккумуляторных батареях.

На дорогах мира уже сегодня можно встретить десятки тысяч водородомобилей, которые при работе выбрасыают только водяной пар.

Но если в области легковых авто машины на водороде пока даже близко не составили мало-мальски серьёзную конкуренцию своим собратьям на электрических батареях (главным образом из-за дороговизны водородного топлива и соответствующей инфраструктуры), то перспективы в области грузовых авто и автобусов у водорода куда как более широкие.

Грузовые авто, работающие на водороде, во многих странах уже не редкость: Hyundai Xcient на водородных топливных элементах. Изображение: JoachimKohler-HB, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Прежде всего это связано с большим весом аккумуляторных батарей: в легковом электромобиле он обычно составляет от 500 кг до тонны. Совсем немало, надо сказать. Но легковые авто, как правило, эксплуатируются частными владельцами в личных целях. А вот грузовики и автобусы имеют коммерческое предназначение. Вес мощной тяговой батареи грузовика измеряется в тоннах. И возить вхолостую такой груз владельцам совсем не хочется. Другое дело авто на водородных топливных элементах: и вес, и объём стека топливных элементов многократно меньше аккумуляторной батареи. Ну, а о весе газообразного водорода в баке автомобиля говорить вообще не приходится.

На мировых выставках автопрома всё чаще можно встретить грузовые водородомобили: японская Hino Profia Z на Japan Mobility Show 2023. Изображение: Comyu, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org

К тому же в случае с коммерческими грузоперевозками время — деньги. Заправка авто водородом по времени сопоставима с заправкой дизельным топливом. А чтобы как следует подзарядить батареи, придётся подождать: на сегоднящний день не менее часа. В общем, причин интереса грузоперевозчиков к водороду более, чем достаточно. К тому же они небезосновательно подозревают, что набирающая силу экологическая повестка вряд ли предоставит им возможность беззаботно отсидеться со старыми добрыми дизельными двигателями внутреннего сгорания.

По миру уже вовсю «бегают» поезда на водородных топливных элементах: французский Alstom. Изображение: DanielK, CC BY-4.0, commons.wikimedia.org

Ну, а раз так, то всегда найдутся компании, сделавшие ставку на возможный «водородный переход». Среди них — японская Toshiba Energy Systems и американская Nimbus Power Systems. Недавно эти компании объявили о совместной разработке нового поколения чистого водородного топливного элемента с целью использования в крупных мобильных устройствах: грузовых автомобилях, автобусах и стационарных установках. Учитывая, что и на железных дорогах мира всё чаще можно встретить «водородные поезда», то спрос на водородные элементы, похоже, будет расти.

Кстати, такие поезда планируют производить и у нас: над этой задачей работают «Русатом Оверсиз» (дочернее предприятие «Росатома»), «Трансмашхолдинг» и «РЖД». Первые водородные поезда планируют запустить на Сахалине. Будем надеяться, что и водородные топливные элементы для этих новинок будут производиться в России.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Картина дня

наверх