Конструктор одного из частных заводов, исполняющих оборонный заказ, был уволен. И… обратился сразу к Верховному главнокомандующему с обвинением в адрес собственного начальства, что то срывает важнейшую оборонную разработку. Кто прав, кто нет, решат компетентные люди. Но что это признак ненормальности в нашем оборонно-промышленном комплексе – вне сомнения…
Александр Цыганов
Главный конструктор завода "Буревестник" не побоялся обратиться к высшему военному руководству страны, чтобы обвинить уже своё собственное руководство в срыве оборонного заказа на его предприятии.
Смелость и отвага? Или вопиющее нарушение всех формальных и неформальных правил поведения в военной и оборонно-промышленной среде?
Мы смелые, смели и нас не…
"И нас не смелИ", - пелось в старой, но очень неплохой песне про студенческие стройотряды. Яростный строй гитар и так далее.
И вот информационную среду взбаламутила новость, что некий главный конструктор некоего завода "Буревестник" храбро написал лично президенту, он же Верховный главнокомандующий, Владимиру Путину письмо. В нём Пётр Трошин, как звали возмутителя спокойствия, объявил, что на его заводе
был самовольно отменён указ министра обороны Сергея Шойгу и сорвана новейшая отечественная разработка.
Речь идёт об интересной, но, в общем, как считают специалисты, довольно локальной и ограниченной разработке – подводном буксировщике. То есть об устройстве, похожем на маленькую торпеду, с аккумулятором, электродвигателем и винтом, который передвигается под водой и способен транспортировать груз или человека.
Лёлик в "Бриллиантовой руке" на подобном передвигался.Правда, на "Буревестнике" создали аппарат более передовой, современный и, главное, как утверждают на заводе, полностью из отечественных комплектующих. Что, правда, опять вызывает настороженность специалистов, так как с электродвигателями у отечественного производства имеются серьёзные проблемы.
Но, так или иначе, подводный буксировщик "Спрут" в опытовом варианте создан – руководство "Буревестника" даже утверждает, что в инициативном порядке и за свой счёт. Скорость развивает до 8 км/ч (4,5 узла), работает на глубинах до 60 м, время для подзарядки батарей относительно небольшое. Конкурентные немецкие аппараты Bonex Infinity RS и Rotinor RD2 развивают скорость только до 3 и 4 узлов, а по массе превосходят российский 34-килограммовый буксировщик на 6 и 8 кг соответственно.
В общем, создан хороший вариант для доставки подводного пловца до места работы, будь то цель для диверсии или же, наоборот, контроль и охрана объекта от подводного диверсанта. Более того, тот самый опытовый образец устройства был представлен на форуме "Армия-2020" и получил там хорошие отзывы министра обороны России Сергея Шойгу и главкома ВМФ Николая Евменова. Соответственно, после этого заводу было поручено создать партию таких аппаратов.
Но последовали увольнения
Далее всё становится не очень ясно. Оказывается, автора письма, главного конструктора завода "Буревестник", в ноябре уволили. Без объяснения причин, утверждает Трошин. И это увольнение срывает новейшую отечественную разработку:
В результате проектные работы прекращены, планы сорваны, испытания отменены,
– цитирует РБК письмо конструктора.
Новый гендиректор предприятия Сергей Старостин выдавил с завода главного инженера Константина Богдана и технического руководителя Елену Глгатян, утверждает Трошин. Причины, по которым это случилось, сам Старостин не называет, но при этом утверждает, что создание буксировщика – заслуга всего коллектива, а не отдельных личностей.
Не из-за этой, конечно, нехитрой мысли, но из-за отражённого в ней принципа история с письмом приобретает ещё и выраженный этический характер. По сути, Пётр Трошин воззвал к самому Верховному главнокомандующему с призывом защитить себя и своих коллег от несправедливого увольнения, восстановить на работе. А срыв поручения министра обороны здесь – лишь аргумент в свою пользу: мол, без меня аппарат доделать, довести до ума и выпустить будет некому. Что, согласимся, вызывает уже не только этические, но и практические вопросы. Как то: а что, вся разработка лишь в головах у уволенных специалистов? Документации нет? Чертежей не делали? Права работодателя на результаты интеллектуальной деятельности не оформляли? Чем конкретно так уникален конструктор Трошин, что без него важная оборонная разработка остановится?
Собственники и собственность
Есть в этой истории ещё одно немаловажное обстоятельство: завод "Буревестник" – частное предприятие. Причём далеко не единственное такое в оборонно-промышленном комплексе. И это обстоятельство отдельно подчеркнул один из компетентных экспертов, знакомых с положением в отрасли, в беседе с Царьградом.
Завод "Буревестник", расположенный в Гатчине под Санкт-Петербургом, отметил он, занимается выпуском специфической, но больше вспомогательной для флота продукции – судовой арматуры, охладителей, теплообменных аппаратов и так далее. Буксировщики для водолазов он стал делать не так давно. Принадлежит на две трети государственному Центру технологий судостроения и судоремонта (ЦТСС). Долю в 13% акций контролирует бизнесмен, владелец и совладелец компаний "Армалит", "Арматок" (50%), "Аскольд "Восточные Ворота", "Аскольд" Олег Волков.
Завод "Буревестник" – предприятие, в прошлом входившее, как и все остальные, естественно, в контур предприятий государственных номерных заводов, обслуживавших ВМФ, – рассказал специалист в ответ на вопросы Царьграда. – Волнами происходит смена собственников. Его бывший директор, в 90-е годы его возглавлявший и ушедший с него на повышение, Юрий Яров, ставший первым заместителем главы Администрации президента, а потом первым президентом Объединённой судостроительной корпорации. В прошлом году произошла очередная смена собственников.
В последние годы завод не благоденствовал, несмотря на то что это одно из крупнейших предприятий в стране, производящих арматуру и теплообменники для кораблей и судов, отметил собеседник Царьграда. До прошлого года в его продукции не фигурирует ничего, связанное с буксировщиками водолазов, спецназовцев подводных и так далее. И потому несколько странно, что главный конструктор завода занимается темой, которая для завода непрофильная.
С другой стороны, понятно, почему завод взялся за непрофильное производство. "Вместе с проблемами, которые испытывает ВМФ, имеется снижение финансирования флотского гособоронзаказа, – пояснил эксперт. – Соответственно, кусочек пирожка, на который претендует завод "Буревестник", а его основная продукция связана прежде всего с ВМФ, в меньшей степени с МЧС и прочими морскими направлениями силовых органов, он тоже от этого уменьшился. У меня нет пока данных, что и как происходит на заводе, но примечательно, что крупным акционером "Буревестника" является собственник "Армалита" и ещё одного предприятия на Дальнем Востоке, которое тоже производит арматуру и близкие изделия. Не исключено, что он и стоял за назначением господина Старостина директором, который уволил в свою очередь вот этих ребят".
Ничего особенного, просто личное?
Как признался специалист, в силу этических причин настоявший на анонимности, смущает в этой истории не столько она сама, сколько сам фундамент, на котором она возникла.
Всё, что связано со средним и малым, скажем, контуром обеспечения гособоронзаказа, находящимся в частных руках, – заметил он, – это, в общем, сфера достаточно высокой коррупциогенности. Многое здесь имеет корни из высококриминальной среды 90-х годов, и с начала нулевых вся эта мешанина уж точно не перешла в зону белых, пушистых, высокоответственных и законопослушных исполнителей современного гособоронзаказа. Всё это в целом наносит мутную водичку вокруг всего этого дела.
"Взглянем, скажем, на само изделие, на подводный буксировщик, – указал на следующий оборот дела собеседник Царьграда. – Это сверхузкая специализация, очень небольшая. Несколько десятков аппаратов в распоряжении флота – это более чем достаточно, это его максимальная потребность. В общем, это не Бог весть какая крупная проблема, но многовато шума было вокруг относительно небольшой темы.
И то, что главный конструктор завода прыгает сразу на уровень Верховного главнокомандующего со своей относительно очень узкой темой, – это вообще-то нарушение определённых канонов. Питер, в общем, место, где можно до людей из окружения Путина дойти через 2-3 рукопожатия. То, что этого не случилось, что человек сразу, презирая определённые традиции, каноны, да и просто требования уставов…
Хотя он не военный человек, но всё-таки это военная организация, это организация, обеспечивающая Вооружённые силы, ВМФ в том числе, и нарушения такого рода здесь не приветствуются точно. Выносить грязное бельё, тем более сразу переходя на максимальные обороты и самый громкий уровень звука, здесь не принято. Как минимум донести своё беспокойство, обиду, свои резоны и несогласие с этим решением можно было, не вынося это в публичную плоскость. Но этого не случилось".
"То, что тема инструментария для подводных диверсантов стала публичным разменным камнем в некой информационной кампании, что и имя Путина приплетено ко всему этому делу, говорит не в пользу тех, кто это дело всё инициировал, – резюмировал эксперт. – И вывод здесь следует очевидный. Такие вещи, такие отношения, такие контуры, связанные с обороной и государственным оборонным заказом, должны находиться не на длинном поводке, где запутаны доли участия, ответственности и контроля, а в прямой собственности со стороны государства. Чтобы было понятно, где находится надёжная рука Федеральной службы безопасности, где интересы заказчиков и кураторов от государства. И где все резоны бизнеса должны соизмеряться с резонами государственных интересов".
Свежие комментарии