Небо… Небо надо мною —
Прямо в сердце льётся весть:
Есть на свете неземное,
Нескончаемое есть....
Зинаида Миркина
На Руси есть традиции, великая культура, которую мы должны беречь и всячески поддерживать, у русов есть альтернатива попсовым концертам. Например, Алексей Архиповский...
Когда я впервые услышала игру этого музыканта, я была поражена , что обычный "лубочный" инструмент, который некоторые музыканты называют "треугольной доской", звучал как арфа, гитара, клавесин, скрипка. ..Описать его исполнение просто невозможно, его нужно слушать.
Так трогательно, душевно, сентиментально до слёз! И так талантливо всего на трёх струнах... на нашем примитивнейшем русском инструменте..
«Балалаечник Алексей Архиповский стал сенсацией сразу же после первого появления перед широкой публикой. Он в буквальном смысле сорвал гитарный (!) фестиваль в ЦДХ, где выдал 10-минутный сольный номер, продемонстрировав потрясающее музыкальное и актерское мастерство. Это был настоящий театр виртуозной игры и головокружительных исполнительских кунштюков, мимики и жеста. Многие слушатели сравнивали Архиповского ни много, ни мало - с самим Хендриксом!»Журнал «Audio Video»
Алексей Архиповский родился 15 мая 1967 года в г. Туапсе Краснодарского края. Страсть к музыке передалась от отца, который в детстве играл на гармошке, а в 50х годах на аккордеоне. В возрасте 9 лет поступил в музыкальную школу по классу балалайка. За время учебы неоднократно участвовал и был призером городских и краевых конкурсов.
По окончанию музыкальной школы дал первый сольный концерт из двух отделений. В 1982 году поступил в ГМУ им. Гнесиных на отделение народных инструментов по специальности балалайка в класс Зажигина Валерия Евгеньевича. В 1985 году получил звание Лауреата на 3 Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах. По окончанию училища, с 1989 года работал солистом в Смоленском русском народном оркестре под управлением В.П. Дубровского.
Именно там начались первые эксперименты в области новых выразительных возможностей балалайки-соло. В 1998 году был приглашен солистом в Государственный Академический русский народный ансамбль «Россия» под руководством Л.Г.Зыкиной. Вместе с ансамблем много гастролировал в России и за рубежом.
На одном из концертов ему дают поручение удержать зал на 5 минут, пока идет подготовка следующего номера. Он так завел зрителей, что его не отпускали 20 минут. Так Архиповский получил право на соло в оркестре. С «Россией» он объездил немало стран и городов, наработал знакомства, но чувствовал, что пора выходить в сольное плавание. Центр Стаса Намина предоставил ему такую возможность, и с 2002 года Архиповский начал работать один.
С 2003 года музыкант примыкает к движению «Этносфера», растет популярность – его выступления собирают залы. Начиная с 2007 года известность артиста все увеличивается, он участвует в крупных проектах: кинофестиваль Тарковского, открытие Евровидения 2009 года, церемония открытия Олимпийских игр в Ванкувере (в «Русском доме»), международные фестивали джазовой, блюзовой, этнической и современной музыки. Музыкант сотрудничал с известными музыкантами, например, с Дмитрием Маликовым.
Алексей Архиповский считает свой треугольный инструмент кладезем тайн и загадок, подобным загадочной пирамиде Хеопса. Он не устает их разгадывать, а значит – удивлять свою благодарную публику новыми находками и открытиями. «Я не считаю себя балалаечником в общепринятом смысле… И к балалайке я отношусь не как к русскому народному инструменту, а как к инструменту, на котором можно делать все что угодно», – признается исполнитель
Его нередко сравнивают с Паганини или Хендриксом – музыкантами, которые перевернули сознание слушателей, заставив по-новому взглянуть на возможности скрипки и гитары. Архиповский также создал другой стиль игры на балалайке, совмещая аутентичные, гитарные и свои оригинальные приемы извлечения звука с революционным новшеством – «электрификацией» инструмента.
Как фокусник Архиповский извлекает из своего инструмента утренние позывные советского времени и мелодии из фильмов о Шерлоке Холмсе и Штирлице, задумчивую классику, страстное фламенко и ревущий рок. Гитаристы всего мира принимают его за своего – Архиповского упорно зазывают на все гитарные фестивали, закрывая глаза на трехструнность его инструмента. На Корсику он вообще был приглашен в качестве «первого русского гитариста» - видимо, корсиканцы считают, что гитара у русских выглядит имено так. Недавний дуэт, зажигательный, вдохновенный джем балалаечника Архиповского с Томми Эммануэлем, одним из лучших в мире гитаристов, убедил публику в полном созвучии двух великих.
Универсальный музыкант, свободный от стилевых и жанровых рамок, Архиповский – желанный гость на фестивалях классической, этнической, фольклорной и джазовой музыки, а также на концертных площадках, число которых стремительно растёт, как в России, так и за рубежом. В 2011 году виртуоз попал в российскую книгу рекордов в номинации «лучший в мире балалаечник».
Маэстро начинает играть, и ты забываешь, что в его руке трёх(!)струнная балалайка. Кажется, что звучит полнозвучный ансамбль гитаристов: вот и звук кастаньет слышится где-то совсем близко, и женские каблучки отбивают страстный ритм фламенко… А сейчас ты уносишься куда-то, услышав вдалеке тихую мелодию андалузского романса… Но ведь всё это – «проделки» виртуоза-балалаечника, который… да-да, «один из нас, только гений
ПРЕКРАСНАЯ ПОДБОРКА ОТЛИЧНЫХ ПЕЙЗАЖЕЙ ПОД ОТЛИЧНУЮ МУЗЫКУ В ИСПОЛНЕНИИ М А С Т Е Р А :
Его исполнение соединяет в себе несоединимое, смешав все стили и направления, выискивая на международной музыкантской палитре единственно нужную краску или полутон её. Когда хрустальные дождевые капли («Дождик») слетают со струн балалайки музыканта, подсознание напоминает тебе о зыбких пейзажах импрессионистов или о не менее хрупких звуках господина Дебюсси, что витают где-то за пределом второй реальности, в высших слоях атмосферы, куда не долетают запахи и какофония повседневно-серого жития.
Авторская музыка композитора Архиповского переполнена цитатами, которыми он ненавязчиво и очень корректно оттеняет ту или иную тему. Это может быть Бах или Таривердиев, фрагментик «Jingle Bells» или наша «Барыня», которая звучит в его исполнении в привычном классическом варианте. Алексей говорит, что цитаты в его произведениях – не импровизация и не домашние заготовки. Это – его разговор с балалайкой, причем, очень камерный разговор, с глазу на глаз. И только балалайка знает, что сейчас хочет сказать её хозяин, потому охотно и легко отзывается той или иной репликой.
У маэстро две балалайки: 1902 и 1928 года рождения. Он понимает, что такой нагрузки, как при нём, его инструменты не испытывали никогда, а потому с большим уважением относится к их выносливости.
Мастер Семён Налымов, прозванный русским Страдивари, в 1894 году создал первый инструмент, в пропорцию которого было заложено золотое сечение. Василию Андрееву удалось сделать балалайку настолько популярной в России, что игрой на ней гордился цесаревич Алексей
Помнится, Н.В. Гоголь в «Мёртвых душах» говорил о балалайке на Руси как о «красе и потехе ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щеголя, и подмигивающего, и посвистывающего на белогрудых и белошейных девиц, собравшихся послушать его тихоструйного треньканья». Такой и была изначально «русская красавица», в названии которой уже слышится то ли балаканье, то ли бряцание.
И на таком языке может поговорить со своей сударушкой Алексей Архиповский, когда захочет разбередить старинные струны одного из своих уникальных инструментов, вспомнив вместе с ними родные им переливы да переборы. И тогда под трёхструнное мерцание заколосятся поля, залитые послеполуденным солнцем, и шёлковый ветерок пролетит над ромашковым полем тёплым тихим утром, а потом спрячется в берёзовой тени, чтобы посмотреть, как прозрачно-жёлтые бабочки порхают над сочным клевером, оттеняя собой малиновое звучание волшебницы.
По тому, как он чувствует изображаемый им мир, музыканта можно назвать художником или поэтом, хотя привычное «Маэстро», в самом высоком значении этого слова, уже заключает в себя обе ипостаси, в которых артист совершенно органичен. Но ведь он ещё и философ, и, может быть, философ – в первую очередь, потому что, если тебе нечего сказать и ты живёшь в резонанс с миром, то никакая, даже самая виртуозная техника тебе просто не будет нужна.
Когда играет Алексей Архиповский, открывается истина, потому что его молитвами, идущими от самого сердца музыки, осеняется наше в р е м я, которому сегодня особенно необходимы неподдельные искренность и чистота.
Когда слышишь музыку этого мастера - слышишь целый мир! Нет, никогда не оскудеет Россия талантами!
Источник:
https://en.wikipedia.org/wiki/Alexey_Arkhipovsky
https://www.facebook.com/Alexei-Arkhipovsky-151018568257671
Свежие комментарии