Трудно переоценить значение для российской микроэлектроники зеленоградского «Микрона»: изначально советского флагмана производства интегральных схем, а теперь и российского.
Чего только стоит разворачивание этим предприятием массового производства микроконтроллеров для банковских карт Национальной платёжной системы МИР. Это тот самый случай, когда хочется сказать: и что бы мы без него делали? А ведь «Микрон» после ухода западных платёжных систем действительно справился на отлично. Мы как само собой разумеющееся воспринимаем возможность работы карт как контактным, так и бесконтактным способом. А ведь за этой возможностью, передовой даже по современным мировым меркам, стоит дуальный чип MIK51BC16D зеленоградской разработки (и производства).
Сейчас «Микрон» работает на полную мощность: транспортные карты, SIM-карты, RFID-метки для торговых систем. Это стало возможным благодаря своевременной закупке полупроводниковой производственной линии франко-итальянской STMicroelectronics. Производство было запущено в 2012 году, а в 2014 году зеленоградская компания уже выпустила двухъядерные процессоры «Эльбрус-2СМ» отечественного разработчика ЗАО «МЦСТ». Примечательно, что микрочипы производились по техпроцессу 90 нанометров — рекордные для российской микроэлектроники. Да и производство банковских чипов (по техпроцессам 180 нм) стали возможными благодаря производственной линии STMicroelectronics, имеющей в своём составе в том числе фотолитографы знаменитой голландской ASML.
Но вот что действительно осталось не на виду, так это значимая роль, которую сыграло в разворачивании передовых для России производственных мощностей АО «Роснано». В принципе, удивительного в этом ничего нет. Само название этой госкомпании говорит о том, что она не чужда нанотехнологий. А где ещё нанотехнологии могут проявить себя в полный рост как не в полупроводниковой промышленности? «Роснано» вошло в проект по созданию данного полупроводникового производства в 2009 году, ну, а в 2017 году из проекта вышло, продав свою долю АФК «Система». Примечательно, что на фоне критики, которая нередко звучит в адрес этой компании, инвестиция в ГК «Микрон» себя более чем оправдала.
И не только в «Микрон». Все мы гордимся достижениями ставропольского «Монокристалла», крупнейшего в мире производителя синтетеических кристаллов. Без сапфирового стекла не обходится ни производство светодиодов, ни силовых полупроводников, ни элитных швейцарских часов. Но опять же немногие знают, что когда встал вопрос о существенном расширении производства, именно «Роснано» подставило плечо ставропольцам.
Да, в «Роснано» было много чего: никому не нужный планшет с гибким экраном, раскладной велосипед, провальное производство поликристаллического кремния в Иркутской области. Мы об этой стороне деятельности этой организации хорошо осведомлены. Но ведь были и «Микрон», и «Монокристалл», и созданная при участии «Роснано» группа компаний «Хевел»: единственный российский производитель солнечных батарей полного цикла — от ячеек и модулей до промышленных электростанций.
В конце концов была отечественная газовая турбина ГТД-110М Инжинирингового Центра «Газотурбинные технологии» мощностью 110 МВт. Кстати турбина — это тоже про нанотехнологии: термобарьерные наноструктурированные покрытия российской компании «Плакарт», также партнёра «Роснано», позволили существенно повысить эксплуатационный ресурс изделия.
Компании, осуществляющие финансовую поддержку предприятиям, работающим в сфере высоких технологий, безусловно необходимы. Есть страны, те же США, где этим занимается прежде всего частный капитал. Есть Китай, в котором финансирование в значительной степени осуществляется посредством государственного «Большого Фонда». В нашей стране эту функцию взяло на себя «Роснано». Сможем ли мы предложить нашим инноваторам что-то более эффективное — покажет время. Но без финансовой поддержки, в том числе гомударственной, в области высоких технологий далеко не уедешь.
Свежие комментарии