От этих снимков веет теплотой, уютом и спокойствием. Тут чувствуется внутренняя сила и целеустремленность людей, которые жили в довольно суровых условиях русского Севера.
Да и жили тут по-особенному. Например, тут не было крепостного права, земля принадлежала крестьянам, они сами распоряжались своей судьбой и многие были богатыми даже по купеческим меркам.
Поэтому предлагаю взглянуть на фотографии Архангельской губернии, сделанные более 100 лет назад.
Здесь бескрайние леса встречаются с суровыми водами Белого моря. Эти места всегда манили путешественников и исследователей своей первозданной красотой и самобытной культурой. Здесь, на краю Российской империи, время, казалось, текло по-особому, сохраняя древние традиции и уклад жизни, почти нетронутые современной цивилизацией.
Уникальные фотографии, которые вы увидите, словно окна в прошлое, приоткрывают завесу тайны над жизнью трёх удивительных народов: трудолюбивых крестьян, бесстрашных поморов и загадочных самоедов.
Николай Аверьянович Шабунин родился в Мезенском уезде Архангельской области в семье священника. Учился в Академии Художеств и в мастерской профессора Репина. Но прославился не только своими картинами, но и фотографиями, на которых запечатлел быт поморов и других жителей региона.
Со своей малой родины художник уехал в 1880 году и через 25 лет вернулся для того, чтобы задокументировать традиции и обычную жизнь людей. Он предпринимал целые экспедиции и путешествовал по полгода, стараясь добраться до самых скрытых уголков области.
При этом художник отмечал, что старый быт постепенно уходит, поэтому своей целью ставил сохранение истории о традициях и том, как жили люди.
Вот что он пишет:
«Много тут ещё непочатых глухих углов с симптомами первобытного духа русской жизни, памятники которого, как, например, постройки, разные предметы церковного обихода, во множестве ещё можно найти по глухим углам, часто забытые и заброшенные. В некоторые из этих глухих мест можно пробраться только летом водою, а в некоторые — только зимою на оленях. Там немало сокрыто различных документов далёкого исторического прошлого. Там, на краю света, остановилось, ибо дальше некуда было идти, историческое прошлое древней Москвы и великого Новгорода. То — моя родина».
По результатам этих экспедиций в 1905 и 1906 годах было выпущено 5 фотоальбомов, которые стали настоящим отражением эпохи. К сожалению, автор никак не подписывал снимки и даже не указывал, в каких именно населённых пунктах они сняты.
Смотрите, какой большой дом. А теперь вспомните, в каких небольших деревянных домиках жили в то время в остальной части России.
Жили очень большими семьями — все поколения под одной крышей.
И топили "по-чёрному". Но благодаря продуманному устройству печки и потолка весь дым поднимался кверху и в "жилой" части копоти не было. Зато в таком доме были намного меньше потери тепла.
Кстати, обратили внимание, что на снимках почти нет травы и деревьев? А сейчас в какую деревню ни приедешь, всё в траве и кустах. Всё дело в том, что траву съедал домашний скот: коровы и козы — лучшие газонокосилки. А деревья вырубали, ведь в случае пожара они могли его только усугубить.
На этой фотографии — зверобойная лодка и её экипаж. Очевидно, что фотография постановочная, и фотограф хотел показать, как они готовятся к ночёвке: сама лодка накрывается пологом, рядом на треноге — котелок, в котором готовится ужин.
Принято считать, что крестьяне всегда были бедными, но вы только посмотрите на наряды этих девушек: меха, речной жемчуг.
Девушки на его фотографиях просто прекрасны. Понятно, что для снимка надевали всё самое лучше и праздничное, что было. Но ведь в других регионах тоже. И там наряды совсем не такие роскошные.
Напомню, это просто крестьянки. Даже не купчихи. Хотя архангельские крестьяне очень часто побогаче купцов были.
Ну красота же!
А вот так выглядел головной убор с жемчугом в реальности. Фото сделано в музее Ломоносова на Курострове. Кстати, сравните его с головным убором девушки с предыдущего снимка. Только мне кажется, что они одинаковые даже в мелочах и деталях?
Обратите внимание, что у многих на ногах кожаные сапоги. И это в то время, как в деревнях центральной России крестьяне ходили в лаптях или босиком.
А вот эта фотография не выглядит постановочной: смазанные фигуры в правой части кадра намекают, что там идёт какое-то движение. Может быть, танец, праздничная или траурная процессия, на которую смотрят все присутствующие.
На очень многих снимках — одни женщины и дети. И это тоже неспроста. Всё дело в том, что мужчины отправлялись на промыслы и отсутствовали дома по полгода. В это время всем заправляли женщины.
И ведь отлично справлялись, кстати.
А вот и фотография проводов на промыслы:
Вообще быт на Севере был устроен по-особенному. И жизнь местных крестьян достаточно сильно отличалась от жизни крестьян в средней полосе России, но это отдельная история. И об этом я ещё обязательно расскажу, не переключайтесь!
Свежие комментарии