Часть 1
В статье предлагается обсудить довольно популярную тему интернет-споров — образование в Российской империи. А конкретно — бесплатное обязательное начальное (а может быть, даже среднее) школьное образование, вроде бы введенное еще Николаем II.
Андре Анри Даргелас, «Кругосветное путешествие», 1906 г. Фото: Общественное достояние
На это любят ссылаться поклонники царской России (они же — обычно, по совместительству, антисоветчики), утверждая: если бы не революция, году так к 1920-му население России было бы поголовно грамотным. И вообще темпы экономического роста были таковы, что России буквально светило великое будущее, его даже просчитали… гипотетически, конечно.
Согласно этим прогнозам, не случись событий 1917 года, Российская империя годам, кажется, к 1940-м стала бы едва ли не доминирующей экономически державой мира. Способствовали тому высокие темпы промышленного роста, а с начала ХХ столетия они подкреплялись и растущим уровнем массового образования. Вот о нем и попробуем вкратце вспомнить.
Наверное, очевидно, что экономическое развитие — это, прежде всего, промышленность. А для промышленности требуются образованные кадры. Но, во-первых, нельзя подготовить, допустим, из рабочего инженера с нуля, без имеющегося базового образования. Да и собственно квалифицированный рабочий должен быть хоть сколько-то образован.
Впрочем, и в сельском хозяйстве образование не помешает. Экстенсивное развитие к тому времени давно себя исчерпало. А интенсификация означает использование техники, новых сортов сельхозкультур, современных агротехнологий.
На рубеже веков в Российской империи полным ходом шла первая индустриализация. Здесь и вспоминают указ Николая II о введении всеобщего бесплатного образования. Инициативе, позже большевиками, вроде бы, позаимствованной у царской России. И в которой просто не возникло бы необходимости, если б эти самые большевики не свергли царя.
Революция, 1905 г. Фото: Неизвестный художник, общественное достояние
Хотя большевики свергали скорее тех, кто сверг царя… это неважно. Все равно они виноваты в том, что мы потеряли прекрасную Россию. И один из популярнейших аргументов здесь — указ от 1907 года, благодаря которому Российская империя должна была стать страной образованных людей.
Попробуем разобраться?
Осознание необходимости повысить образовательный уровень населения пришло задолго до Николая II. Первый серьёзный шаг к демократизации образования сделал Александр I «Положением об устройстве учебных заведений» (1803). Образование стало бессословным, а начальное — бесплатным.
Да, оно включало элементарную грамматику, начальные знания арифметики и Закон Божий. Но при тотальной неграмотности это было колоссальным шагом вперед. А вот в уездных училищах преподавались, в частности, священная, церковная и всеобщая история, русский язык, геометрия, география, черчение, рисование.
Плюс могли вводиться
дополнительные курсы для обучения тем искусствам и наукам, знание которых наиболее способствует успехам в оборотах торговли и в трудах промышленности.
Учреждалось 6 университетов, по числу учебных округов, с перспективой создания университетов в каждой губернии. Масштабно для страны, в которой до того был единственный университет — Московский! Университеты получили автономию с выборностью профессоров и ректоров.
Здание Московского университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади. Гравюра нач. XIX века Фото: Фёдор Яковлевич Алексеев, общественное достояние
Важнейший момент: вводилась преемственность учебных программ. Региональный университет готовит программу для губернских гимназий, выпускники которых затем придут в этот университет учиться. Аналогично на этапе «гимназия — народное училище», и далее — до церковно-приходских школ.
Это почти единый образовательный стандарт — кажется, впервые в мире!
Правда, в 1810-х годах с подачи графа С. С. Уварова в программы гимназий вносятся существенные изменения. Ряд естественных и практических предметов убирают, вводя/делая акцент на истории и географии и языках, прежде всего древних.
1828 год, новый гимназический устав формулирует две основные задачи гимназий:
А теперь чуть статистики.
Важным этапом (1864 г.) стала организация земских учреждений местного самоуправления, в функции которых входит, в т. ч., начальное народное образование.
Д. Е. Жуков, «Провалился», 1885 г. Фото: Общественное достояние
К пресловутому 1913 году, вершине расцвета Российской империи, в стране насчитывается 2000 гимназий и школ с порядка 800 тыс. учащихся в средних учебных заведениях; 117 вузов (63 государственных, 54 частных и общественных). Из них — 10 университетов. Меньше, чем в ведущих странах мира, притом что численностью населения Россия отнюдь им не уступала.
Но постепенно процесс идет.
Как ни странно, значимую роль в развитии системы образования сыграл такой известный консерватор, как обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. В ведении Синода находились церковно-приходские школы — самые распространенные и доступные образовательные учреждения.
В 1870-х их число уменьшается: часть переходит в подчинение Министерства просвещения, часть к земствам.
В 1884 году с подачи Победоносцева двух- и четырех-годичные ЦПШ начинают организовываться при каждом приходе.
Портрет Константина Петровича Победоносцева, государсвенного деятеля России. Около 1896 г. Фото: Деньер Г., общественное достояние
Главная их цель — воспитание лояльных подданных, но ведь и об образовании не забывали:
Научить детей читать, писать, считать и начаткам учения Православной Церкви — вот основная задача церковно-приходских школ. Если они успешно исполнят эту задачу, то этим самым окажут великую услугу делу просвещения народа. Более даровитые и любознательные дети перейдут в дальнейшие училища. Усвоившие себе только простую грамотность имеют возможность с течением времени дополнить свое образование самостоятельным чтением Священного Писания, книг исторических, по сельскому хозяйству, географии, гигиене. (М. Катков, публицист и издатель)
В стране с поразительно низким уровнем грамотности — уже немало!
С другой стороны, Победоносцев сыграл роль и при разработке циркуляра «О сокращении гимназического образования», больше известного как циркуляр о кухаркиных детях, целью которого было ограничить доступ детей из низших слоев общества к среднему и высшему образованию.
И, в общем, сработало: за 10 лет число учеников гимназий уменьшилось на 16%. Правда, при этом на почти 15% выросло число обучающихся в реальных училищах. И лишь на рубеже веков выпускники реальных училищ получили доступ в университеты — и то лишь на физико-математические и медицинские факультеты.
М. М. Есин, «В. И. Ленин — гимназист. На Волге». 1950-е гг. Фото: Общественное достояние
Вернемся к начальному образованию.
Правда, это «средняя температура по больнице»: грамотность колебалась от 80% в прибалтийских губерниях и 40% в Московской, до менее чем 20% в Курской, Орловской, Смоленской, Пензенской… и 14,6% в Псковской.
Много это или мало с учетом всех, действительно прилагавшихся, усилий? Полагаю, это каждый оценивает сам…
Есть данные из другого источника. Военно-статистический ежегодник за 1912 год указывает, что число нижних чинов, прошедших обучение в каких-либо школах — 10,74%, грамотных (умеющих читать и писать) — 41,5%, умеющих только читать — 24%.
Грамотность в Российской империи — это умение как-то, хотя бы по слогам, читать и писать.
Фото: Annie Spratt on Unsplash
Хотя мы немного проскочили вперед. Указ, с которого мы начали, относится к 1908−1912 годам. Точнее, мог бы относиться. И вот это «мог бы» многое меняет…
Продолжение следует…
Автор: Александр Смирнов
© Школа жизни
Свежие комментарии