На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 617 подписчиков

Свежие комментарии

  • Пульхерия Djem
    Так он уже в сша.Поэтому и мигранты под предводительством демократов  выступили.ЭДПН вышло на нов...
  • Игорь Ямкач
    Интересно, а как там Макаревич, который не может жить в стране, которая нападает на другую страну?ЭДПН вышло на нов...
  • Владимир Акулов
    В  современной  войне  побеждают   ТЕХНОЛОГИИ и  деньги   ,  а  не  молитвы...Иран  проиграет  ,  к  сожалению...Персидские этюды:...

Как в России вводили всеобщее образование и что из этого вышло?

Часть 1

В статье предлагается обсудить довольно популярную тему интернет-споров — образование в Российской империи. А конкретно — бесплатное обязательное начальное (а может быть, даже среднее) школьное образование, вроде бы введенное еще Николаем II.

Андре Анри Даргелас, «Кругосветное путешествие», 1906 г.

Андре Анри Даргелас, «Кругосветное путешествие», 1906 г.

Фото: Общественное достояние

На это любят ссылаться поклонники царской России (они же — обычно, по совместительству, антисоветчики), утверждая: если бы не революция, году так к 1920-му население России было бы поголовно грамотным. И вообще темпы экономического роста были таковы, что России буквально светило великое будущее, его даже просчитали… гипотетически, конечно.

Согласно этим прогнозам, не случись событий 1917 года, Российская империя годам, кажется, к 1940-м стала бы едва ли не доминирующей экономически державой мира. Способствовали тому высокие темпы промышленного роста, а с начала ХХ столетия они подкреплялись и растущим уровнем массового образования. Вот о нем и попробуем вкратце вспомнить.

Наверное, очевидно, что экономическое развитие — это, прежде всего, промышленность. А для промышленности требуются образованные кадры. Но, во-первых, нельзя подготовить, допустим, из рабочего инженера с нуля, без имеющегося базового образования. Да и собственно квалифицированный рабочий должен быть хоть сколько-то образован.

Впрочем, и в сельском хозяйстве образование не помешает. Экстенсивное развитие к тому времени давно себя исчерпало. А интенсификация означает использование техники, новых сортов сельхозкультур, современных агротехнологий.

На рубеже веков в Российской империи полным ходом шла первая индустриализация. Здесь и вспоминают указ Николая II о введении всеобщего бесплатного образования. Инициативе, позже большевиками, вроде бы, позаимствованной у царской России. И в которой просто не возникло бы необходимости, если б эти самые большевики не свергли царя.

Революция, 1905 г.

Революция, 1905 г. Фото: Неизвестный художник, общественное достояние

Хотя большевики свергали скорее тех, кто сверг царя… это неважно. Все равно они виноваты в том, что мы потеряли прекрасную Россию. И один из популярнейших аргументов здесь — указ от 1907 года, благодаря которому Российская империя должна была стать страной образованных людей.

Попробуем разобраться?

Осознание необходимости повысить образовательный уровень населения пришло задолго до Николая II. Первый серьёзный шаг к демократизации образования сделал Александр I «Положением об устройстве учебных заведений» (1803). Образование стало бессословным, а начальное — бесплатным.

Да, оно включало элементарную грамматику, начальные знания арифметики и Закон Божий. Но при тотальной неграмотности это было колоссальным шагом вперед. А вот в уездных училищах преподавались, в частности, священная, церковная и всеобщая история, русский язык, геометрия, география, черчение, рисование.

Плюс могли вводиться
дополнительные курсы для обучения тем искусствам и наукам, знание которых наиболее способствует успехам в оборотах торговли и в трудах промышленности.

Учреждалось 6 университетов, по числу учебных округов, с перспективой создания университетов в каждой губернии. Масштабно для страны, в которой до того был единственный университет — Московский! Университеты получили автономию с выборностью профессоров и ректоров.

Здание Московского университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади. Гравюра нач. XIX века

Здание Московского университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади. Гравюра нач. XIX века Фото: Фёдор Яковлевич Алексеев, общественное достояние

Важнейший момент: вводилась преемственность учебных программ. Региональный университет готовит программу для губернских гимназий, выпускники которых затем придут в этот университет учиться. Аналогично на этапе «гимназия — народное училище», и далее — до церковно-приходских школ.

Это почти единый образовательный стандарт — кажется, впервые в мире!

Правда, в 1810-х годах с подачи графа С. С. Уварова в программы гимназий вносятся существенные изменения. Ряд естественных и практических предметов убирают, вводя/делая акцент на истории и географии и языках, прежде всего древних.

1828 год, новый гимназический устав формулирует две основные задачи гимназий:

А теперь чуть статистики.

Важным этапом (1864 г.) стала организация земских учреждений местного самоуправления, в функции которых входит, в т. ч., начальное народное образование.

Д. Е. Жуков, «Провалился», 1885 г.

Д. Е. Жуков, «Провалился», 1885 г. Фото: Общественное достояние

К пресловутому 1913 году, вершине расцвета Российской империи, в стране насчитывается 2000 гимназий и школ с порядка 800 тыс. учащихся в средних учебных заведениях; 117 вузов (63 государственных, 54 частных и общественных). Из них — 10 университетов. Меньше, чем в ведущих странах мира, притом что численностью населения Россия отнюдь им не уступала.

Но постепенно процесс идет.

Как ни странно, значимую роль в развитии системы образования сыграл такой известный консерватор, как обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. В ведении Синода находились церковно-приходские школы — самые распространенные и доступные образовательные учреждения.

В 1870-х их число уменьшается: часть переходит в подчинение Министерства просвещения, часть к земствам.

В 1884 году с подачи Победоносцева двух- и четырех-годичные ЦПШ начинают организовываться при каждом приходе.

Портрет Константина Петровича Победоносцева, государсвенного деятеля России. Около 1896 г.

Портрет Константина Петровича Победоносцева, государсвенного деятеля России. Около 1896 г. Фото: Деньер Г., общественное достояние

Главная их цель — воспитание лояльных подданных, но ведь и об образовании не забывали:

Научить детей читать, писать, считать и начаткам учения Православной Церкви — вот основная задача церковно-приходских школ. Если они успешно исполнят эту задачу, то этим самым окажут великую услугу делу просвещения народа. Более даровитые и любознательные дети перейдут в дальнейшие училища. Усвоившие себе только простую грамотность имеют возможность с течением времени дополнить свое образование самостоятельным чтением Священного Писания, книг исторических, по сельскому хозяйству, географии, гигиене. (М. Катков, публицист и издатель)

В стране с поразительно низким уровнем грамотности — уже немало!

С другой стороны, Победоносцев сыграл роль и при разработке циркуляра «О сокращении гимназического образования», больше известного как циркуляр о кухаркиных детях, целью которого было ограничить доступ детей из низших слоев общества к среднему и высшему образованию.

И, в общем, сработало: за 10 лет число учеников гимназий уменьшилось на 16%. Правда, при этом на почти 15% выросло число обучающихся в реальных училищах. И лишь на рубеже веков выпускники реальных училищ получили доступ в университеты — и то лишь на физико-математические и медицинские факультеты.

М. М. Есин, «В. И. Ленин - гимназист. На Волге». 1950-е гг.

М. М. Есин, «В. И. Ленин — гимназист. На Волге». 1950-е гг. Фото: Общественное достояние

Вернемся к начальному образованию.

Правда, это «средняя температура по больнице»: грамотность колебалась от 80% в прибалтийских губерниях и 40% в Московской, до менее чем 20% в Курской, Орловской, Смоленской, Пензенской… и 14,6% в Псковской.

Много это или мало с учетом всех, действительно прилагавшихся, усилий? Полагаю, это каждый оценивает сам…

Есть данные из другого источника. Военно-статистический ежегодник за 1912 год указывает, что число нижних чинов, прошедших обучение в каких-либо школах — 10,74%, грамотных (умеющих читать и писать) — 41,5%, умеющих только читать — 24%.

Грамотность в Российской империи — это умение как-то, хотя бы по слогам, читать и писать.

Как в России вводили всеобщее образование и что из этого вышло?

Фото: Annie Spratt on Unsplash

Хотя мы немного проскочили вперед. Указ, с которого мы начали, относится к 1908−1912 годам. Точнее, мог бы относиться. И вот это «мог бы» многое меняет…

Продолжение следует…

Автор: Александр Смирнов
© Школа жизни

Ссылка на первоисточник
наверх