На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 419 подписчиков

Свежие комментарии

Как создавались аэропланы?

Когда человек довольно хорошо освоил полёты на воздушном шаре, он стал задумываться о том, чтобы полностью покорить небо и перемещаться по нему не только по воле ветра.

Первый полёт Флайера-1 17 декабря 1903 г., пилотирует Орвилл Райт, Уилбер Райт — на земле

Первый полёт Флайера-1 17 декабря 1903 г., пилотирует Орвилл Райт, Уилбер Райт — на земле  Фото: Джон Т. Дэниелс, ru.wikipedia.org

Известно, что уже в конце ХIХ столетия было спроектировано несколько десятков летательных аппаратов тяжелее воздуха.

В Северной Америке созданием самолётов (аэропланов) занимались братья Райт. И делали это они в режиме строжайшей секретности. Дело в том, что братья Райт сразу нацелились на коммерческую составляющую своих изысканий. Они составили для себя внушительный список организаций и людей, которых мог бы заинтересовать новый летательный аппарат.

Первый полёт аэроплана братьев Райт состоялся 17 декабря 1903 года. Их агрегат имел два винта, вращавшихся в противоположных направлениях. Сами винты были деревянными. Шасси у самолёта не было, а запускался (взлетал) он с помощью специально сконструированной деревянной катапульты.

Интересно, что в ходе своих конструкторских изысканий братья Райт создали не только аэроплан. Для того чтобы аппарат мог подняться в воздух, ему необходим был двигатель.

Так вот, в то время ни одна мастерская не взялась за изготовление двигателя мощностью 12 лошадиных сил, который бы весил «всего» 80 кг. Пришлось предприимчивым братьям самим засучить рукава и создать ещё и двигатель для своего летательного аппарата.

Портрет братьев Райт на юбилейном почтовом блоке, 1978 г.

Портрет братьев Райт на юбилейном почтовом блоке, 1978 г. Фото: Мадьяр почта, ru.wikipedia.org

В Старом Свете, понятное дело, инженерная мысль не стояла на месте, и тоже придумывали различные аэропланы. Разный был и подход к их созданию.

Если в Америке работы велись скрытно, с прицелом на скорую коммерческую выгоду, то в Европе создание аэропланов приняло вид какого-то шоу или яркого соревнования. Газеты здесь частенько давали объявления о полётах на аэропланах, и многим (даже не обывателям) казалось, что новый летательный аппарат — просто забава, нечто вроде качелей или велосипеда.

Известно, что, не найдя понимания в Америке, один из братьев Райт (Уилбер) переместился в Европу в поиске столь нужных ему хороших денежных контрактов.

И вот в 1908 году через русского военного атташе он предложил Главному инженерному управлению русской армии купить у него 10 аэропланов оригинальной конструкции. За это Уилбер хотел получить 200000 рублей. Ещё столько же он рассчитывал взять за процесс обучения пилотов.

Уилбер Райт

Уилбер Райт Фото: Библиотека Конгресса, ru.wikipedia.org

В ту пору особого доверия к аэропланам, конечно, не было. Однако рассмотрение предложения американца состоялось.

И вот на заседании начальник воздухоплавательного парка генерал Кованько сказал, что предложение господина Райта чересчур обременительно для русской казны. Достаточно будет, утверждал он, если парку выделят 75000 рублей и авиадвигатели, а уж его офицеры сами выстроят нужные аэропланы.

Как ни странно, предложение Кованько получило одобрение, и весной 1909 года в Гатчине начались работы по созданию аэропланов. Через полгода они вроде как были готовы, и один из них даже поднялся в воздух. Однако это не развеяло скептицизм армейских чиновников по поводу новых летательных аппаратов.

Оно и понятно. Аэропланы того времени были капризными, плохо управлявшимися и с минимумом комфорта. Казалось, что у них не будет будущего. Всё изменилось летом 1909 года.

За несколько месяцев до этого английская газета «Дейли мейл» учредила солидный приз в 1000 фунтов стерлингов тому авиатору, который пересечёт Ла-Манш.

Памятный плакат 1909 г., выпущенный по случаю исторического перелёта Блерио через Ла-Манш

Памятный плакат 1909 г., выпущенный по случаю исторического перелёта Блерио через Ла-Манш Фото: ru.wikipedia.org

И таким авиатором стал француз Луи Блерио, который 25 июля 1909 года пересёк пролив между Англией и Францией и открыл эпоху практической авиации.

Вот теперь стало понятным, что аэропланы при своей кажущейся ненадёжности кое на что способны.

Луи́ Блерио́

Луи́ Блерио́ Фото: ru.wikipedia.org

Самолёт «Блерио ХI», на котором был пересечён Ла-Манш, тут же стал легендой и вызвал массу подражаний. К примеру, первый серьёзный перелёт из Москвы в Петербург русский лётчик Васильев совершил именно на «Блерио ХI».

А. А. Васильев в кабине своего «Блерио-XI» перед стартом

А. А. Васильев в кабине своего «Блерио-XI» перед стартом Фото: авиару.рф

В общем, после триумфального для аэропланов лета 1909 года началась новая эпоха самолетостроения.

Автор: Максим Мищенко

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх