На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Фирстова (Таран)
    Ильдус Мамлеев, мы - это кто? Большей чуши не то что написать, даже представить невозможно! Полная ахинея...США настаивают на...
  • Людмила Фирстова (Таран)
    Вы считаете себя более компетентным, чем наш президент? Какая высокая самооценка...Вы готовы начать ядерную войну?США настаивают на...
  • Людмила Фирстова (Таран)
    А вы ципсошник, видно по аккаунту на 100%! Пошёл вон с сайтаМодель Дронова. П...

Как создавались аэропланы?

Когда человек довольно хорошо освоил полёты на воздушном шаре, он стал задумываться о том, чтобы полностью покорить небо и перемещаться по нему не только по воле ветра.

Первый полёт Флайера-1 17 декабря 1903 г., пилотирует Орвилл Райт, Уилбер Райт — на земле

Первый полёт Флайера-1 17 декабря 1903 г., пилотирует Орвилл Райт, Уилбер Райт — на земле  Фото: Джон Т. Дэниелс, ru.wikipedia.org

Известно, что уже в конце ХIХ столетия было спроектировано несколько десятков летательных аппаратов тяжелее воздуха.

В Северной Америке созданием самолётов (аэропланов) занимались братья Райт. И делали это они в режиме строжайшей секретности. Дело в том, что братья Райт сразу нацелились на коммерческую составляющую своих изысканий. Они составили для себя внушительный список организаций и людей, которых мог бы заинтересовать новый летательный аппарат.

Первый полёт аэроплана братьев Райт состоялся 17 декабря 1903 года. Их агрегат имел два винта, вращавшихся в противоположных направлениях. Сами винты были деревянными. Шасси у самолёта не было, а запускался (взлетал) он с помощью специально сконструированной деревянной катапульты.

Интересно, что в ходе своих конструкторских изысканий братья Райт создали не только аэроплан. Для того чтобы аппарат мог подняться в воздух, ему необходим был двигатель.

Так вот, в то время ни одна мастерская не взялась за изготовление двигателя мощностью 12 лошадиных сил, который бы весил «всего» 80 кг. Пришлось предприимчивым братьям самим засучить рукава и создать ещё и двигатель для своего летательного аппарата.

Портрет братьев Райт на юбилейном почтовом блоке, 1978 г.

Портрет братьев Райт на юбилейном почтовом блоке, 1978 г. Фото: Мадьяр почта, ru.wikipedia.org

В Старом Свете, понятное дело, инженерная мысль не стояла на месте, и тоже придумывали различные аэропланы. Разный был и подход к их созданию.

Если в Америке работы велись скрытно, с прицелом на скорую коммерческую выгоду, то в Европе создание аэропланов приняло вид какого-то шоу или яркого соревнования. Газеты здесь частенько давали объявления о полётах на аэропланах, и многим (даже не обывателям) казалось, что новый летательный аппарат — просто забава, нечто вроде качелей или велосипеда.

Известно, что, не найдя понимания в Америке, один из братьев Райт (Уилбер) переместился в Европу в поиске столь нужных ему хороших денежных контрактов.

И вот в 1908 году через русского военного атташе он предложил Главному инженерному управлению русской армии купить у него 10 аэропланов оригинальной конструкции. За это Уилбер хотел получить 200000 рублей. Ещё столько же он рассчитывал взять за процесс обучения пилотов.

Уилбер Райт

Уилбер Райт Фото: Библиотека Конгресса, ru.wikipedia.org

В ту пору особого доверия к аэропланам, конечно, не было. Однако рассмотрение предложения американца состоялось.

И вот на заседании начальник воздухоплавательного парка генерал Кованько сказал, что предложение господина Райта чересчур обременительно для русской казны. Достаточно будет, утверждал он, если парку выделят 75000 рублей и авиадвигатели, а уж его офицеры сами выстроят нужные аэропланы.

Как ни странно, предложение Кованько получило одобрение, и весной 1909 года в Гатчине начались работы по созданию аэропланов. Через полгода они вроде как были готовы, и один из них даже поднялся в воздух. Однако это не развеяло скептицизм армейских чиновников по поводу новых летательных аппаратов.

Оно и понятно. Аэропланы того времени были капризными, плохо управлявшимися и с минимумом комфорта. Казалось, что у них не будет будущего. Всё изменилось летом 1909 года.

За несколько месяцев до этого английская газета «Дейли мейл» учредила солидный приз в 1000 фунтов стерлингов тому авиатору, который пересечёт Ла-Манш.

Памятный плакат 1909 г., выпущенный по случаю исторического перелёта Блерио через Ла-Манш

Памятный плакат 1909 г., выпущенный по случаю исторического перелёта Блерио через Ла-Манш Фото: ru.wikipedia.org

И таким авиатором стал француз Луи Блерио, который 25 июля 1909 года пересёк пролив между Англией и Францией и открыл эпоху практической авиации.

Вот теперь стало понятным, что аэропланы при своей кажущейся ненадёжности кое на что способны.

Луи́ Блерио́

Луи́ Блерио́ Фото: ru.wikipedia.org

Самолёт «Блерио ХI», на котором был пересечён Ла-Манш, тут же стал легендой и вызвал массу подражаний. К примеру, первый серьёзный перелёт из Москвы в Петербург русский лётчик Васильев совершил именно на «Блерио ХI».

А. А. Васильев в кабине своего «Блерио-XI» перед стартом

А. А. Васильев в кабине своего «Блерио-XI» перед стартом Фото: авиару.рф

В общем, после триумфального для аэропланов лета 1909 года началась новая эпоха самолетостроения.

Автор: Максим Мищенко

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх