В XIX веке в высшем обществе России среди прочих блистали две дамы, которые обладали самым большим состоянием в стране. К тому же, эти женщины, каждая в свое время, прослыли первыми красавицами. Младшая из них, Зинаида Николаевна Юсупова, приходилась внучкой старшей и была названа в честь своей бабушки, унаследовав и красоту и состояние и отдельные черты характера.
Отдельного разговора заслуживает каждая из них. Сегодня мы говорим о Зинаиде Ивановне.Она прожила очень интересную жизнь. Родилась в начале XIX века и умерла за несколько лет до его завершения, вобрав в себя всё, на что был он богат.
Юсуповой Зинаида была не по рождению. Родная фамилия её была Нарышкина, а помимо крови этого рода в ней соединялись и Римские-Корсаковы, и Строгановы.
Долго блистать ей в девичестве на великосветских балах не довелось, так как она была выдана замуж в 17 лет за человека, который был в два раза её старше, к тому времени уже вдовцом, но наследник богатейшего российского рода. Но как человек Борис Юсупов был совершенно заурядной личностью: невысокого ума, но при этом дерзок и не особо контролирующий свои речи. При этом, ему доверили быть церемонимейстером нового императора Николая. Так, на глазах Зинаиды происходила смена курса России, а она сама стала завсегдатаем всех дворцовых праздников. А благодаря своей красоте и общительности - завоевала многие высокородные сердца.
Зинаида после смерти дочери узнала о том, что согласно семейному преданию Юсуповых, до 26 лет доживает лишь один из детей. К этому времени у них рос сын Николай. Зинаида столь серьезно отнеслась к предсказанию, что для спасения ребенка и недопущению новых жертв зареклась рожать впредь от мужа. По обоюдному согласию они отказались от близости и стали жить раздельно фактически свободными людьми.
Молодая женщина полностью отдалась всепоглощающему амурному миру столицы. Она блистала на балах даже после аварии, будучи с костылём, который она умело сделала частью своего туалета так, что он придавал дополнительного шарма её образу.
Первым ярким её романом стали отношения с Николаем Жерве, сыном действительного статского советника и другом Лермонтова. Но влиянием Юсупова Жерве отправлялся по службе всё дальше от Петербурга, до тех пор пока не умер на Кавказе.
Своего рода романтическим приключением стал её роман с народовольцем Исаковым. Эти отношения послужили рождению легенды, что из которой правда - неизвестно. Её любимый за свою деятельность был заключен в тюрьму в Финляндии, Юсупова купила рядом недвижимость и за определенную плату ночами вывозила возлюбленного к себе. А после смерти Исакова, забрала тело к себе домой в Петербург, где он был забальзамирован и упокоен. Говорят, что это тело обнаружили в потайной комнате уже после революции.
Правнук Зинаиды Ивановны Феликс Юсупов постоянно упоминал, что за ней настойчиво ухаживал Император Николай Первый, даже предлагал в подарок загородное имение, чтобы видеться там тайно. Но после смерти супруга княгиня Юсупова обладала таким состояниям, что не нуждалась ни в каких подарках и уж тем более в богатых покровителях. Более того, она не преминула продемонстрировать это. Построила себе в Царском селе резиденцию, очень похожую на ту, что сулили ей в качестве подарка за благосклонность. Она сама могла выбирать себе любовь, не оглядываясь ни на кого.
Официальный муж её к тому времени умер, а Зинаида нашла себе француза, который младше её был на 20 лет. Он был простой капитан. Юсупова сделала его графом, подарила замок, ну и вышла за него замуж. Но счастья этот брак не принес, граф де Шово рано умер, а более того завещал свой замок некоей даме. Тут источники разнятся, то ли была женщина эта сестрой его, то ли любовницей. Тем не менее, Юсупова не оставила внезапно объявившейся даме дорогой сердцу замок, а выкупила его, правда гораздо выше его реальной рыночной стоимости. В любом случае, таинственная получатель наследства озолотилась.
Зинаида Ивановна теперь превратилась в почтенную парижскую даму, сохраняя при этом элегантность и черты, напоминающие о той юной красавице, блиставшей в начале ныне уходящего века. Она не оказала никакого влияния на жизнь страны, все эти годы играла только с собственной судьбою. Её навещали внучка Зинаида с правнуком Феликсом, который уж точно озадачится в будущем своей ролью в истории России.
Свежие комментарии