Теперь официально объявлено: 16 июня они встретятся в Женеве. Вождь "свободного мира" и президент России. Для чего? Чтобы признать поражение США и попытаться начать новые отношения – такова реальная повестка дня встречи Владимира Путина и Джо Байдена.
Андрей Перла
В конце 1980-х встреча Рейгана и Горбачёва означала поражение и сдачу в плен СССР – так тогда называлась Россия. В 2021-м встреча Байдена с Путиным означает поражение и сдачу США, страны, которая больше не может быть первой в мире и не видит путей к тому, чтобы остаться одной из первых, что было бы логично. По той же причине, что погубила СССР, – из-за сдачи собственной элиты, которая больше не верит в идеалы, на которых эта страна стоит.
Паника в стане власовцев
Приятнее всего в эти дни читать всё ещё отечественных и уже эмигрировавших "либералов" и "освободителей". Редкие из них, как несгибаемый русофоб Александр Морозов из "Института Немцова", находят в себе силы написать, что после Женевы ничего не изменится и Запад продолжит санкциями давить на Россию. Гораздо популярнее точка зрения типа "гипс снимают, клиент уезжает". Едва ли не лучший либеральный политолог Лилия Шевцова выразила боль современных власовцев:
Коллективный Запад отступает. Требования дать России отпор уступают место выжиданию либо доброжелательности.
Тут надо отметить, что у этой точки зрения гораздо больше аргументов. В самом деле, вот германский министр иностранных дел Хайко Маас заявляет:
Мы не заинтересованы в участии в этой конфронтационной шумихе. В наших приоритетах стоят добрососедские отношения с Россией.
Более того, дальнейшие санкции могут, полагает Маас, сыграть России на руку.
Не только российские либералы, но и лидеры стран НАТО оказались потрясены последним заявлением президента Франции, который вдруг (как будто бы ни с того ни с сего, но на самом деле, очевидно, по точному расчёту) сообщил, что санкции против России неэффективны.
Макрон таким образом дал пас не столько российскому лидеру (не надо иллюзий, он не "прогнулся перед Путиным", он действует в своих интересах), сколько лидерам других стран ЕС. Та же Лилия Шевцова с грустью указывает:
На саммите ЕС 24-25 мая "стратегическая дискуссия" по России завершилась туманными формулировками. Их цель – сказать всё в целом и ничего в особенности. В очередной раз Брюссель отложил доклад ЕС по России на июнь.
Почему на июнь – понятно. Потому что ЕС ничего решать не может и не хочет, а ожидает решений от американского старшего брата.
Отступление на всех американских фронтах
Этот старший брат твёрдости позиции отнюдь не демонстрирует. Собственно, наоборот: в последние месяцы создаётся впечатление, что Джо Байден и его администрация под несмолкающие речи о свободе, демократии и американских ценностях только и делают, что сдают позиции.
Самая масштабная сдача, естественно, – это отказ от расширения санкций против "Северного потока – 2", то есть согласие США на достройку и запуск этого трубопровода.
https://vk.com/video-75679763_456260896
Это отказ от самой удобной формы поддержки украинского политического режима, который, теряя контроль над газовым транзитом из России в Европу, теряет средства к существованию.
Байден идёт на это не от хорошей жизни: он понимает, что продолжая бороться с "Северным потоком", он борется не столько с Россией, сколько с Германией. Но давая Германии возможность создать нормальные торговые и партнёрские отношения с Россией, Байден фатально ослабляет Америку, НАТО и вынужден отступать ещё по нескольким направлениям.
Перед встречей с Владимиром Путиным американский президент фактически только и делает, что демонстрирует миролюбие. Он отказывается признать, что трубопровод Colonial Pipeline в США отключили русские хакеры (хотя эти самые хакеры были притчей во языцех его предвыборной кампании и он мог просто повторить тогдашние обвинения).
Но хакеры, положим, труднодоказуемы, а вот что мешало Байдену возложить на Россию ответственность за "плохое поведение" Белоруссии? Опять-таки прямо в момент обострения конфликта сказать "это Путин виноват" означало бы, очевидно, заработать несколько очков. И у себя на родине показать избирателям твёрдость, и усилить свою позицию перед переговорами не мешает. Но Байден открытым текстом говорит: "Россия тут ни при чём, Путин ни при чём". Что это означает? Да просто он посылает России сигнал – Белоруссия ваша, мы не претендуем, мы не будет за неё бороться. Санкции против Белоруссии, к которым не "пристёгнута" Россия, означают, что Россия может забирать Белоруссию.
Надо сказать, что Джо Байден "сливает" не только ещё не начавшиеся переговоры с русским лидером. Нет, всё гораздо веселее и масштабнее: он отступает вообще по всем возможным фронтам.
Для русских самое показательное – это, конечно, решение уйти из Афганистана. Невозможно отделаться от мысли, что Байден – это американский Горбачёв, президент, который признал поражение в локальной войне и таким образом дал понять, что СССР признаёт поражение в войне холодной. Но и Афганистан, получается, не главное, главное – это Израиль.
Президент-демократ со своей администрацией не оказывает своему союзнику на Ближнем Востоке должной поддержки. Израиль вынужден прекратить войну с ХАМАСом, заявляя о своей победе, но понимая, что на самом деле потерпел поражение.
https://vk.com/video-75679763_456261315
Заметим, это происходит в тот самый момент, когда Россия начинает получать очевидные военно-стратегические дивиденды от своего присутствия в Сирии. И, кстати, гонять по этой самой Сирии американцев силами российской военной полиции – мимоходом.
Было бы ошибкой думать, что отступление Запада связано только или даже в первую очередь с твёрдой позицией России. Да, наш лидер демонстрирует готовность "выбить зубы" всем, кто посягает на российские интересы. Но Запад отступает не столько перед нашей силой, сколько под воздействием собственной слабости. Байден не может не оглядываться на своих избирателей, избирателей демпартии США – а они, например, настроены против Израиля. Объективные интересы США им не интересны. А вот левые догмы требуют Израиль осудить, а палестинцев поддержать. Те же догмы требуют ослаблять экономику страны и её социальную ткань, вводя повсюду квоты для цветных и малограмотных. Те же догмы требуют сдавать преступникам полицию (как иначе расценить все эти процессы, на которых полицейских судят за насилие по отношению к явным преступникам-неграм?) и ослаблять армию. Трудно сказать, какова личная позиция очень пожилого американского президента, но позиция его спонсоров и его избирателей вынуждает его капитулировать.
Не стоит радоваться раньше времени
Интересно, что в сложившейся ситуации патриотические и лояльные по отношению к Государству Российскому политологи занимают гораздо более умеренную позицию, чем либералы. Если "освободители" паникуют, то серьёзные аналитики призывают не впадать в ажитацию и разъясняют, что успехи успехами, но не надо считать нынешнее отступление Америки последним и решающим. Так, политолог Алексей Наумов осторожно замечает:
Пойдя по "Северному потоку" на не слишком большую уступку немцам (и так, в общем, неизбежную), Байден даже укрепил позиции проамериканских политиков в Германии. России же в этом вопросе никто поблажек не делал – символически корабли, участвующие в возведении газопровода, всё равно подпадут под санкции.
Он же считает, что лучше всего определить новую стадию взаимоотношений России и США как "возврат к уважению":
Уважению и пониманию, что страны друг без друга существовать не могут. Причём возврат именно американский, Россия в неизбежности сосуществования не сомневалась, в отличие от новой администрации в Вашингтоне.
Осторожная, исключающая эйфорию позиция – вот то, что, по-видимому, должна демонстрировать сегодня российская политика и отдельные политики перед лицом явных и несомненных успехов. Лучше не слишком порадоваться промежуточной победе, чем обмануться.
Свежие комментарии