Страны западного сообщества, непосредственно граничащие с Россией, продолжают возводить перед рубежами РФ «железный занавес». На сей раз они запретили въезд любым автомобилям с российскими номерами. Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия и Норвегия действуют в логике продолжающейся «холодной войны 2.
0» и ставят задачу максимального усложнения допуска граждан «враждебной державы» (то есть, РФ) на территорию Евросоюза. И это уже доставляет россиянам серьёзные неудобства – в первую очередь, жителям Калининградской области.Литовская Республика одной из первых объявила о запрете на въезд автомобилей с российскими номерами. Правда, в Вильнюсе уточнили, что запрет не распространяется на калининградцев, которые, в соответствии с ранее заключенными договорами имеют право передвигаться между своей областью и остальной Россией по литовской территории. Сами калининградцы сообщают, что раз на раз не приходится – иногда их через литовские КПП пропускают, иногда нет. То есть все зависит от произвола того или иного чиновника. Так, несколько ехавших вместе калининградцев, у которых возникли проблемы на границе, рассказали, что литовцы не пропускали их автомобиль с российскими номерами потому, что он, мол, не был поставлен на учёт.
Калининградец Кирилл уверял, что машина новая, только что куплена, а в разъяснении Еврокомиссии об этом ничего не говорится. «Это называется временным ввозом, когда машину гонит не собственник. Мы вас не впускаем, вы можете обжаловать», – аргументировал литовский пограничник. «Отказать во въезде можно, если въезжающий не располагает надлежащими документами, подтверждающими цель и условия пребывания. Я располагаю, я еду домой по своей прописке», – пытался убедить литовца россиянин. «Утром приезжайте. В 9 часов будет начальник поста, ему и объясняйте. Если он скажет пропустить, значит, пропустим», – ответил сотрудник КПП. Только на следующий день после встречи с начальником погранперехода россияне смогли въехать в Литву.
Заслон российским автомобилям на северо-западных рубежах РФ начали строить после скандальных рекомендаций Еврокомиссии о том, что россиян, въезжающих в ЕС, «можно обирать чуть ли не до трусов».
После этого власти Латвии в упоении административного восторга заявили, что «в соответствии с разъяснениями Еврокомиссии и позицией Министерства иностранных дел» данного государства с 12 сентября запрещается въезд на её территорию на автомобилях с российскими номерами. «Ранее уже действовал запрет на пересечение границы ЕС зарегистрированными в России грузовыми автомобилями. Запрет не распространяется на зарегистрированные в РФ автотранспортные компании, осуществляющие транзитные перевозки грузов по территории Евросоюза между Калининградской областью и Россией», – пояснили в латвийской Службе госдоходов.
СГД отмечает, что впредь зарегистрированным в России транспортным средствам запрещено въезжать в Евросоюз через латвийские пункты пересечения границы.
«Лица на таких автомобилях будут вынуждены вернуться в Россию или Беларусь, а в случае отказа выполнять указания таможенных органов может быть принято решение о конфискации транспортного средства. Латвийское законодательство предусматривает уголовную ответственность за несоблюдение санкций. В связи с этим людям настоятельно рекомендуется воздерживаться от повторных попыток въезда в ЕС через различные пункты пересечения границы», – отмечают в учреждении. В то же время будет разрешено возвращаться из Евросоюза через Латвию в РФ на легковых автомобилях с российскими номерами – при условии, что они не декларируются как товар и используются только в качестве средства передвижения. Кстати, запретительная мера, в первую очередь, ударила по русским гражданам самой Латвии – тем, которые в последнее время получили виды на жительство в России. Раньше они могли посещать малую родину на российских машинах, теперь – нет.
Разумеется, не смог в данном случае остаться в стороне и Таллин, всегда готовый поддержать любую антироссийскую инициативу. Эстония с 13 сентября тоже запретила въезд автотранспорту с номерами Российской Федерации.
«Цель санкций против России одна – заставить страну-агрессора отступить к своим границам. Поскольку Еврокомиссия только что дала разъяснения по действующим санкциям, а Эстония считает необходимым использовать все возможности для повышения цены российской агрессии, мы, проконсультировавшись с властями Латвии и Литвы, пришли к выводу, что ограничения наиболее эффективны при совместном их введении», – пояснил министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс. По его словам, запрет на въезд моторных транспортных средств действует независимо от того, на каком основании владелец или пользователь пребывает в Эстонии или в Евросоюзе.
Транспортным средствам с номерными знаками РФ разрешается выехать из Эстонии через внешнюю границу или пересечь внутренние границы ЕС. «Решение запретить въезд в Эстонию автомобилям с российскими номерами является единственно правильным, и я рад, что Министерство внутренних дел и Министерство финансов реализовало его быстро. Как стране, граничащей с Россией, Эстонии важно реализовать такие ограничения вместе со своими соседями – и я приветствую то, что Латвия и Литва уже приняли аналогичное решение. При совместном применении ограничения более эффективны – и это дает возможность еще выше поднять цену агрессии для России. Мы не можем помогать гражданам страны-агрессора пользоваться благами свободы и демократии, пока Россия продолжает геноцид в Украине», – торжествующе сказал эстонский министр внутренних дел Маргус Цахкна.
Встал насущный вопрос – как поступить с теми автомобилями с российскими номерами, что уже находятся в Эстонии? Лаури Ляэнеметс предложил эти машины либо конфисковать, либо перерегистрировать.
«У меня вообще возникает вопрос: почему в Эстонии ездят машины с российскими номерами, почему у кого-то они есть? Может быть, в принципе нужно проанализировать ситуацию, чтобы этих автомобилей с такими номерами здесь не было?», – требует ретивый министр. По словам Ляэнеметса, Еврокомиссия считает, что автомобили с номерами РФ нельзя выпускать из ЕС, поскольку это будет считаться «перемещением санкционных товаров». Однако идею конфискации машин с российскими номерами раскритиковали в оппозиционной эстонской Консервативной народной партии (EKRE), предлагающей действовать куда более радикально.
По словам председателя EKRE Мартина Хельме, вместо конфискации автомобилей необходимо вообще полностью закрыть восточную границу. «Проблема не в том, что некоторые люди здесь ездят на старых "Жигулях" с российской регистрацией. Проблема в том, что продолжается торговля через восточную границу, что через неё проезжают и проходят люди», – сказал Хельме. Но это мнение оспорил глава другой оппозиционной политической силы – партии «Отечество» Хелир-Валдор Сеэдер. «Я, несомненно, поддерживаю как использование замороженных российских активов для восстановления Украины, так и конфискацию находящихся под санкциями товаров, в данном случае и российских автомобилей. Это очень разумно в нынешней ситуации. Это один из инструментов, который следует использовать – и, конечно же, его следует применять как можно шире вместе с союзниками. Чтобы это не оставалось только действиями Эстонии, но распространялось на все другие демократические страны, которые ценят международное право и соблюдают его», – сказал Сеэдер.
На таком фоне Финляндия сначала выглядела островком здравомыслия. Когда прибалты уже запретили въезд российскому автотранспорту, финский МИД устами своей сотрудницы Пиа Сариваара дал понять, что Хельсинки от подобных шагов воздержатся.
«Автомобили с российскими номерами по-прежнему могут въезжать в Финляндию. Если будет принято другое решение, то мы объявим о нем заблаговременно», – заверила Сариваара. Но те россияне, которые уже начали было хвалить финнов за разумную умеренность, вскоре вынуждены были прикусить языки – вскоре в Суоми сообщили, что таки последуют примеру стран Балтии.
Глава МИДа Элина Валтонен рассказала, что запрет вступает в силу с субботы 16 сентября. Он распространяется на легковые автомобили, автофургоны и микроавтобусы, рассчитанные менее чем на десять человек.
Впрочем, в отличие от прибалтов, финские власти «милостиво» оставили некоторые исключения – въезд на российских номерах не возбраняется гражданам ЕС и представителям ближайшего их окружения, сотрудникам дипмиссий или людям, направляющийся в Финляндию «по гуманитарным причинам».
Ограничения коснулись и российских автомобилей уже находившихся в Суоми на момент введения запрета. Их владельцам дали срок в полгода (до 16 марта 2024 года), чтобы вывезти свои машины из страны. «Финляндия считает важным одинаковое применение санкционной политики во всех странах Евросоюза», – подчеркнула Валтонен. Мол, в одиночку Суоми такую меру бы не ввела, а вот за компанию – пожалуйста.
Отметим, что после того, как в прошлом году эта страна ввела запрет на въезд российских туристов, около 75% пересечений российско-финской границы приходится на обладателей двойного гражданства, а также на россиян, имеющих финских вид на жительство или родственников в этой стране. До нынешнего сентября границу между Финляндией и Россией пересекали на частном автотранспорте около пяти тысяч раз в неделю. Начальник международного автомобильного пункта пропуска «Ваалимаа» Юсси Пеккала констатирует, что в первые же часы после введения запрета трафик на границе сильно упал. «Во входящем трафике доля граждан РФ обычно составляет около 600-700 человек. В эти выходные этот показатель упал сначала до 95, а затем до 40 человек в воскресенье», – указывает Пеккала. Он добавляет, что санкции пока распространяются только «на транспортные средства, а не на людей». Граждане РФ, у которых есть основания для въезда в Финляндию, могут оставить свой автомобиль на российской стороне границы и поехать дальше на автобусе.
Затем своё участие в этом «флешмобе» приняла и Польша, непосредственно граничащая с российской Калининградской областью. Варшава тоже закрыла въезд автомашинам с номерами РФ – о чём поведал миру польский министр польский министр внутренних дел Мариуш Каминьский.
«На российские грузовики этот запрет уже распространялся. Сейчас мы окончательно закрываем вопрос. Ни один российский автомобиль в Польшу не въедет. Уважаемые господа, это касается всех автомобилей – как тех, что используются в коммерческих целях, так и частных», – сообщил Каминьский. По его словам, этот запрет касается как жителей РФ, так и других стран, перемещающихся на автомобилях с российскими номерами. Каминьский многократно подчеркнул, что «автомобиль, зарегистрированный в России, не имеет права въезжать в Польшу».
Финальный аккорд в этой «симфонии» сыграла Норвегия, также имеющая небольшой общий участок границы с Россией. С 20 ноября и в Осло запретят въезд машинам с российской регистрацией. Как отмечает калининградский политолог Александр Носович, в слаженных действиях западных соседей России заметны два очевидных мотива. Во-первых, стремление отпугнуть россиян от ЕС, формально не ограждаясь от них «железным занавесом». Во-вторых – желание отвадить европейцев от поездок в РФ, спровоцировав Москву на зеркальный ответ. «Мы поэтизируем и романтизируем то, чего изнутри не видим. Неоднократно сам с этим сталкивался: стоит попасть внутрь закрытой системы, как весь окружающий её сакральный флер пропадает. Обнажается обычное учреждение и обычные люди, которые просто работают. Так и со странами, и с цивилизациями. Человеку советскому Европа казалась раем на земле, потому что родина его туда не пускала. Теперь родина пускает куда угодно, и человек постсоветский видит Европу как она есть. Не как большую помойку, но и не как сказку с пряничными домиками. Это, кстати, подтверждают опросы российских туристов. Светлый образ тускнеет, миф заменяется объективным знанием, и чтобы сохранить у российского человека остатки сказки о Европе, надо закрыться от него изнутри», – подчёркивает Носович.
Он добавляет, что прямо запретить своим гражданам ездить в Россию государства Евросоюза пока не могут, но что-то придумать они должны, потому что им эти поездки крайне невыгодны.
«Европейцам тоже сочинили сказку о России, только эта сказка – страшная. Ужасы о стране зомби-апокалипсиса. Теперь европейцы едут в РФ по электронным визам и видят, что современная Россия в чём-то даже превосходит самые развитые страны ЕС. Их поток становится всё больше», – отметил Носович.
«Я вижу это по Калининградской области, где становится всё больше машин с немецкими, польскими, литовскими номерами. Как отвадить от России владельцев этих машин? Отнимать у россиян автомобили на границе Шенгена в расчёте на то, что Россия ответит зеркально. Отвечать зеркально России в данном случае невыгодно, а вот уголовные дела на тех, кто узаконит бандитизм на границах в отношении её граждан, необходимы», – заключает Носович.
Свежие комментарии