В России впервые поднялся в воздух модернизированный вертолёт Ка-226Т. Чем он отличается от предшественников, за что получил имя «Альпинист», и как ведётся работа по созданию для него и не только новейшего двигателя - разберём в этом выпуске. А также расскажем о позитивных новостях, новинках российских технологий и истории одного спасения.
Полёт нормальный
Глубоко модернизированный легкий вертолет Ка-226Т в рамках лётных испытаний совершил свой первый полет. Впервые в истории отечественного вертолётостроения вся конструкторская документация по данной модификации велась в цифровом виде, что позволило значительно сократить сроки работ. Подчеркнем, что речь идёт именно о глубокой модернизации. От своих предшественников машина отличается новой конструкцией планера и фюзеляжа с существенно возросшими аэродинамическими характеристиками, новой колонкой несущего винта, лопастями, главным редуктором, новой топливной системой, новым комплексом радиосвязи и пилотажно-навигационного оборудования. Благодаря использованию современных облегчённых материалов удалось снизить вес вертолёта и обеспечить возможность работы на высоте до 6,5 км. За всё это машина получила рабочее название «Альпинист», так как её основное предназначение – работа в высокогорье. И это неспроста, ведь 200 высокогорных модификаций заказала у России Индия.
Впрочем, у Ка-226Т пока что сохраняется одна серьёзная уязвимость – французский двигатель. Как мы работаем над её устранением – расскажем после сводки новостей.
Время новостей
Запущен самый мощный в России суперкомпьютер «Кристофари Нео» с производительностью около 12 Петафлопс.
Создана тонкая материнская плата на основе отечественного процессора «Байкал-М» и первые инженерные платы для cерверных процессоров «Байкал-С».
На Окской судоверфи заложен новый буксир-спасатель.
Ростсельмаш запустил производство самой мощной в стране серии гусеничных тракторов.
В Орске запущена вторая в стране автоматизированная линия по выпуску чистовых железнодорожных осей.
В Татарстане разработана и запущена в производство новая модель мини-погрузчика.
На КАМАЗЕ запустили линию по выпуску ступицы с необслуживаемым подшипником.
В Москве запущено производство планшетов и сканеров для считывания штрих-кодов.
В Тульской области – пищевое производство.
В Московской области – шесть птицерепродукторов.
В Якутии – две новые фермы.
Новое сердце
Ка-226Т хорош всем, кроме французского двигателя Arrius, который, во-первых, уже не дотягивает до современных требований, во-вторых, влечёт за собой санкционные риски. Поэтому на его замену в России разрабатывается новейший двигатель ВК-650В. Он вытеснит не только французские, но и американские двигатели Pratt&Whitney, которые мы используем в вертолётах «Ансат».
Новый двигатель сможет работать на высоте до 7 км в диапазоне температур от -55 до +60 градусов Цельсия. В проектировании агрегата выделим несколько нововведений. Во-первых, это широкое использование так называемых «цифровых двойников» с задействованием высокопроизводительных вычислений на суперкомпьютерах. Что позволяет существенно ускорить работу и в дальнейшем применять данный метод и для разработки других сложных изделий. Во-вторых, в производстве ВК-650В используются детали, изготовленные с применением аддитивных технологий из отечественных металлопорошковых композиций сплавов – это сопловые аппараты, корпусные детали турбин и завихрители камеры сгорания. Третья особенность – это тесная кооперация научных институтов и производственных предприятий, без которой создание нового двигателя с нуля в столь сжатые сроки было бы невозможным.
В данный момент уже проходят испытания первого двигателя-демонстратора ВК-650В. До конца 2021 года будет изготовлено три опытных образца, а в 2024 году должна быть подтверждена готовность к серийному производству двигателей.
Весь получаемый в ходе работы над ВК-650В опыт потребуется нам уже очень скоро.
Большие планы
Около 8000 российских вертолётов сегодня эксплуатируется в 100 странах мира. В ближайшие четыре года мы планируем произвести и реализовать на внутреннем и внешнем рынках ещё 1100 машин. На этой неделе холдинг «Вертолёты России» ввёл в эксплуатацию в городе Улан-Удэ крупнейший в регионе логистический комплекс площадью 33 тыс. кв. метров. Он объединил склады различных цехов Улан-Удэнского авиационного завода, лаборатории входного контроля и цех экспедиции.
Ранее мы сообщали о том, что на предприятии ОДК-УМПО завершена организация специализированных центров по изготовлению узлов вертолётных двигателей и производству роторов турбины и компрессора. Центры организованы по принципам бережливого производства и оснащены тремя сотнями единиц современного оборудования, включая станки с ЧПУ, высокотехнологичные обрабатывающие центры и уникальное оборудование для сварки и пайки. Всё это уже работает и серийно выпускает компоненты вертолётных двигателей.
Также на Казанском вертолетном заводе началось строительство новейшего цеха окончательной сборки вертолётов и центра профессионального обучения. Это позволит поставить сборку машин на поток и параллельно обучать 650 учащихся.
Поэтому планы выпуска более 1000 новых машин в ближайшие годы выглядят вполне реализуемыми.
Что же касается модели Ка-226Т, с которой мы начали наш выпуск, то в будущем на её основе будет создана и беспилотная версия для транспортировки грузов. Но в её составе, скорее всего, будет использован ещё более новый гибридный двигатель, работа над которым также стартовала в текущем году. Впрочем, об этой теме мы ещё расскажем отдельно.
А пока, не отходя далеко от темы авиации, расскажем о некоторых интересных технологических новинках.
Время технологий
Ещё один новейший российский авиадвигатель ПД-14 будет выпускаться быстрее благодаря технологиям промышленной 3D-печати. Серийное изготовление деталей аддитивным способом для него стартовало на предприятии госкорпорации «Ростех». Такой метод позволяет сократить срок изготовления отдельных комплектующих с шести месяцев до трех недель. А «напечатанные» детали отличаются меньшей массой при сохранении своих функциональных свойств. На первом этапе запущена промышленная печать элементов топливной системы двигателя, но в будущем так будут изготавливаться не только авиадвигатели, но и сложные комплектующие для космической отрасли, наукоемкой медицины, автомобилестроения и других высокотехнологичных сфер производства.
Тем временем, в МГТУ им. Н.Э. Баумана создали технологию изготовления сверхлёгких углепластиковых лопастей. По сравнению с алюминиевыми изделиями они весят в 7,5 раз меньше, что уменьшает момент инерции ротора, и, следовательно, требуемую мощность для изменения скорости вращения в большую или меньшую сторону. Это делает управление подъёмной силой летательного аппарата менее инертным. Технология носит универсальный характер и может применяться для любых летательных аппаратов с диаметром винта до 16 метров.
В Новосибирске учёные НГТУ создали ускоренный метод исследования деградации материала, который востребован в первую очередь в авиации. Дело в том, что любой материал со временем накапливает в себе т.н. «усталость», то есть микродефекты, которые приводят к его разрушению. Сегодня для того, чтобы прогнозировать наступление момента разрушения, авиаконструкторы вынуждены проводить долгие и дорогостоящие разрушающие испытания. Новосибирские учёные в результате многолетней работы создали способ быстрой и точной оценки состояния деградации материала, проведя исследования на базе ОКБ им. Сухого. Метод может применяться где угодно и позволит как сэкономить значительные средства, так и повысить безопасность не только авиационных изделий, но и, в перспективе, инженерных сооружений – плотин, электростанций, скоростных железных дорог.
Далее расскажем о героях недели.
Время Человека
В Ростовской области в одной из станиц загорелась хозяйственная постройка частного дома, а следом и сам дом. В это время мимо проезжал местный житель Даниил Попов, его двоюродный брат Антон Рыбалкин и друг Алексей Большенко. Парни незамедлительно вызвали пожарных, но решили до их прибытия проверить, есть ли кто-то в доме. Войти через дверь было уже невозможным, поэтому они залезли в окно и обнаружили 12-летнюю девочку. Вытащили на улицу и спросили, есть ли кто-то ещё в доме. Ребёнок с испугу ответил, что никого нет, но что-то заставило мужчин проверить помещение, и не напрасно – в дальней комнате они обнаружили двоих спящих мальчиков – 8 и 10 лет. Все они были спасены, а как выяснилось позже, их родители ненадолго отлучились из дома. Медицинская помощь никому не потребовалась, но дом сгорел полностью. Получается, что теперь на счету каждого из героев по одной спасённой детской жизни. В данный момент решается вопрос о награждении их ведомственными наградами МЧС России. Ну, а пока он решается, собираем всем троим смелым парням посылки от нашего проекта «Подарок Герою».
Свежие комментарии