Математическая грамотность 15-летних школьников в мире пережила за три последних года беспрецедентное падение.
Международная программа оценки образовательных достижений учащихся (PISA) действует с 2000 года. Тестирования проводятся раз в 3 года среди сотен тысяч 15-летних школьников почти в половине стран планеты. Ни разу до 2022 года общий по всем странам средний балл по математике не опускался по сравнению с предыдущим исследованием более чем на 5 баллов. В 2022-м по сравнению с 2018-м он упал сразу на 15.
Важно отметить, что PISA предлагает школьникам весьма простые и приземлённые задания, с которыми каждый, безусловно, сталкивается в обычной жизни, и взрослой и подростковой. Вот реальный пример (из тестов 2012 года):
«У Ивана есть флешка объёмом 1000 мегабайт. На данный момент на ней 650 Mb музыки и 198 Mb фото, 152 Mb свободны. Иван хочет перенести на флешку новый фотоальбом на 350 Mb. Он не хочет освобождать место за счёт старых фото, но готов удалить 2 музыкальных альбома. Выбирать придётся из 8-ми альбомов (55, 60, 75, 75, 80, 80, 100, 125 Mb). Хватит ли удаления 2-х из них для размещения новых фото?»
Согласно отчёту PISA каждый четвёртый подросток в странах Организации экономического сотрудничества и развития сегодня не справляется с подобными элементарными арифметическими кейсами. Особенно заметно падение уровня знаний в следующих некогда весьма прогрессивных с образовательной точки зрения государствах: Финляндия (минус 34 балла), Нидерланды (-20 баллов), Бельгия (-18), Австралия (-21), Новая Зеландия (-24), Исландия (-24).
На первых местах по математике в мире оказались исключительно представители Юго-Восточной Азии: Сингапур, Гонконг (Китай), Япония, Корея, Макао (Китай), Тайбей (Китай, главный город Тайваня).
В чём причина кризиса школьного образования в благополучной Северной Европе и бывших британских доминионах?
Для ответа на вопрос попробуем подробнее рассмотреть устройство образовательной системы Бельгии. Эксперты PISA поставили её на первое место в списке стран, где отчётливая тенденция к падению математической грамотности проявилась ещё до начала вспышки ковид-19, что позволяет оставить за скобками фактор влияния вирусных ограничений (тем более что школьникам Юго-Восточной Азии они не помешали) и сосредоточиться на главном.
Принципы бельгийского образования можно охарактеризовать двумя тезисами: с учениками никто не «нянчится», а качество знаний – вопрос их личной ответственности; императив комфорта – в обществе, а соответственно и в школе.
Приведём несколько фактов. Во фламандском языковом сообществе Бельгии (есть ещё французское и немецкое, каждое из них имеет свои школы) действует единственная в своём роде программа «Готов к школьной улице». Она запрещает транспорту проезжать вблизи учебных заведений в определённые часы, когда школьники входят или выходят из здания.
Во всех школах и для всех возрастов предусмотрено бесплатное питание. Бельгия держит лидерство по минимизации разрыва между частными и государственными школами по уровню знаний и материальной обеспеченности. При этом школы здесь довольно остро конкурируют за учеников, соответственно за бюджетные субсидии. Выражаясь экономическим языком, сложился рынок покупателя, где условия диктует ученик.
В школах Бельгии не ставят оценки за домашнюю или классную работу, только контрольные тесты, правда, довольно частые. Зато дата их проведения и примерные задания заранее известны.
Родительские собрания не проводятся принципиально, дабы сохранить конфиденциальность по поводу успеваемости каждого отдельного ученика. Никаких чатов – в интернете выкладываются только домашние задания и официальные объявления. Для личной встречи с классным руководителем родители должны обращаться в секретариат директора, и не факт, что они получат там разрешение.
Высшее образование – бесплатное, за счёт бюджетных ассигнований или взносов благотворительных фондов. Вступительные экзамены в привычном понимании по большинству специальностей отсутствуют. Теоретически в университет может поступить полнейший неуч, но естественно он никак не застрахован от отчисления – опять же это вопрос ответственности.
Контроль знаний абитуриентов в университетах зависит от направления. Будущие деятели искусств, например, должны продемонстрировать начальные практические навыки в рисунке, пении или музицировании, актёрской игре. На медицинских факультетах оцениваются знания по естественным наукам. Плюс тесты на интеллект и психологические особенности. При поступлении на менеджерские специальности предлагается написать мотивационное эссе и подтвердить, опять-таки с помощью теста, понимание элементарных постулатов в сфере экономики и управления.
Единственным вузовским направлением, где от абитуриентов до недавнего времени требовалось подтверждение математических знаний, были инженерные специальности. Сегодня во фламандском, самом многочисленном сообществе страны, такой экзамен отменён.
Сможет ли университет за 4 года бакалавриата дать студенту сложнейшие инженерные компетенции, если он не способен разобраться с расчётом свободной ёмкости USB-флеш-накопителя?
Ответ очевиден. Остаётся лишь добавить, что наибольшее ухудшение математических знаний в Бельгии продемонстрировала категория лучших учеников. То есть двоечники и троечники остаются при своём, а отличники довольно быстро дрейфуют в их сторону.
Россию по политическим соображениям организаторы PISA в 2022 году исключили из списка тестирования. Однако ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования) всё-таки провёл у нас замеры знаний по методике PISA. Россия по математическим знаниям уступила, помимо упомянутых выше Сингапура, Кореи и Тайваня, например, таким странам, как Эстония и Швейцария. В естественных науках, физике, химии, биологии, ситуация ещё хуже: мы показали отвратительный результат даже по сравнению с лидерами по отрицательной динамике – Бельгией и Новой Зеландией. То есть здесь Российская Федерация уже за пределами первой двадцатки.
Свежие комментарии