"Что-то ты завёлся с этой лунной темой", — написал мне сегодня товарищ, после нескольких моих комментариев по теме. На что я ответил: аварию с аппаратом воспринял, как личную трагедию. А вот ожидаемые комментарии "космических экспертов", как личное оскорбление.
"Не сегодня", — ответил смерти герой в саркастической рекламе немецкого автомобиля. Да. К сожалению, радость от запуска программы "Луна-25" и предвкушение прилунения, которое должно было произойти завтра, оказались преждевременными. И даже, когда только сообщили о "возникновении внештатной ситуации" первое время не хотелось в это верить. В глубине души даже теплилась надежда: всё это для "драматургии", чтобы момент казался ещё ярче. Увы. Жизнь - не кино и сегодня в Роскосмос сообщили:
19 августа в соответствии с программой полёта КА «Луна-25» была предусмотрена выдача импульса для формирования его предпосадочной эллиптической орбиты.
Около 14:57 мск связь с КА «Луна-25» прервалась.
Реализованные 19 и 20 августа мероприятия по поиску аппарата и вхождению с ним в связь результатов не дали.
По результатам предварительного анализа, в связи с отклонением фактических параметров импульса от расчетных, аппарат перешел на нерасчетную орбиту и прекратил свое существование в результате столкновения с поверхностью Луны.
Вопросами выяснения причин потери «Луны» займется специально формируемая межведомственная комиссия.
Едва только это сообщение целиком или в ключевых моментах начало распространятся в "пабликах с душком", уже в первые мгновения позавчерашние вирусологи, вчерашние военные стратеги, а сегодня открывшие в себе способности в космической науке давай лить отборный поток субстанции, которой они всегда щедры и богаты. Тут вам весь джентльменский набор. От "невероятной коррупции Роскосмоса" и "как он вообще взлетел", до "какой позор", "наука безнадёжно отстала и всё это закономерно".
В основном, конечно, более жёсткие и грубые.
В глаза сразу бросается не только нескрываемая радость от момента. Настоящий звёздный час. Авторы многочисленных изречений очевидно стиснув зубы с завистью и злобой всё это время наблюдали за происходящим. Судьба оказалась к ним благосклонна в этот раз. Дав повод вывалить всё!
Здесь хочу сделать небольшое отступление. Я всегда За дискуссию и плюрализм мнений. Готов принять возможность существования тех, кто не разделяет симпатию к руководству страны, выбранному политическому курсу и принимаемым решениям.
Конечно, до определённого предела.
Можно спорить и дискутировать. Но когда вопрос касается каких-то успехов или неудач не имеющих прямого отношения к политике. Это оголтелая радость и откровенное желание провала во всём и везде... Для меня это какая-то патология. Психическое расстройство или что-то в этом роде. В любом случае ненормальность с точки зрения человека и гражданина.
В Советском Союзе такой .... не было!
Одна из любимых "телег" - докатились! "Полвека назад гоняли на Луну, как на воскресной электричке, а теперь вот даже посадить не можем"! К счастью для меня коллеги по блогосфере (из числа людей взрослых, рассудительных, состоявшихся и что-то значащих в своём мире) сделали хорошие подборки на тему. Мне остаётся всего лишь повторить. Исключив эмоции и справедливые эпитеты в адрес "возмущённых космических экспертов".
"Первая российская межпланетная станция «Луна-1» промазала мимо Луны на 6000 километров? Но первая была вовсе не первой!
В 1957 году произошло пять аварий ракетной техники. В апреле 1958-го ракета с третьим искусственным спутником земли кувыркалась в воздухе адским фейерверком, а потом рухнула и взорвалась.
Ракета с первой лунной станцией стартовала в сентябре 1958 года, но полёт продлился 87 секунд. Далее – взрыв. В октябре вторая станция была отправлена к Луне. Теперь полёт тянулся 104 секунды, и ракету вместе с «Луной-1» разнесло. В декабре состоялся третий неудачный пуск.
И только 2 января 1959 пуск ракеты-носителя «Восток-Л» увенчался успехом. Но, увы, мимо Луны промазали.
При этом, замечу, на советскую лунную программу работала вся страна – десятки НИИ и сотни заводов". // Это подборка Краснова. Или вот ещё.
"С 1958 по 1976 году к Луне было запущено 45 советских АМС, 31 пуск закончился неудачей по разным причинам – от аварии ракеты-носителя, до ошибок уже на орбите Луны. Те из них, что упали на старте из-за аварии ракеты-носителя, так и остались в списке под именами «Е-# номер #», вышедшие на околоземную орбиту получили обозначение «Космос-###» как искусственные спутники Земли, те, что смогли улететь к Луне, получали уже лунную нумерацию – «Луна-##», но и на этом этапе не все добивались успеха – аварии происходили и из-за дефектов тормозных двигателей, и из-за ошибок в управлении".
Проще говоря, отсылки к "советскому прошлому" выдают в человеке эталонного дилетанта или дипломированного провокатора. Но ладно тогда. Что о дне сегодняшнем?
Огромный опыт космических стартов в числе которых были неудачные и трагические в сочетании с современными технологиями, казалось, должен исключать неудачи. Но нет! Аварий, конечно, стало в разы меньше. А вот отложенные пуски в порядке вещей.
Если оценивать по количеству космических стартов (без учёта характера этих стартов), Россия по итогам 2022 года заняла третье место. Из 22 пусков - 22 удачных. КНР осуществили почти в три раза больше - 64. Интересней дела в США, где осуществили 87 стартов. Однако три из них закончились неудачей. При этом 61 приходится на компанию Илона Маска Space X и связаны с выводом небольших спутников связи. Что объективно говоря, не идёт в сравнение с отправкой челнока с космонавтами на МКС.
В Европе предприняли пять попыток. Одна из них закончилась провалом. К счастью, без пострадавших. Т.е. в процентном соотношении 20% неудач. Впрочем, и здесь речь идёт лишь о выводе на орбиту спутников.
Российскому Роскосмосу спустя полвека с первого старта удалось вывести лунную станцию за пределы атмосферы, успешно доведя её до Луны. Я даже не буду "делать скидку" на факторы внешнего давления. И без этого это хороший результат. Хотя, конечно, каждый, кто искренне следил за подготовкой и реализацией проекта предвкушал успешное прилунение там, где никто ещё не был.
Любая катастрофа полезна тем, что позволяет проанализировать произошедшее и, если не избежать повторения в будущем, то минимизировать риски. Катастрофы на земле - это и чаще человеческие жертвы. Сколько каждый день самолётов поднимаются в небо? И всё же падения иногда случаются.
К счастью, в этот раз разбились лишь надежды. Но, по крайней мере, одной цели миссия всё же достигла. Взбодрила общество, вернув интерес к космической отрасли. А, наверное, хорошо, что сложилось именно так. Ведь это быстро сбило маски и с некоторых "патриотов, когда всё хорошо".
Мне уже многое поздно...
Мне уже многим не стать...
И к удивительным звездам
Мне никогда не слетать.
Свежие комментарии