20 декабря 1699 года, 320 лет назад, император Пётр Первый подписал Указ о переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Зачем это было нужно, как происходило, чем были наполнены тогда новогодние праздники и почему спустя три с лишним столетия мы живём именно по этому указу?
Кучер Егор
Новый год — праздник совершенно особенный. С наступлением нового цикла длиной в привычный год у всех народов мира связаны собственные традиции, которые берут начало ещё с древних времен. Новый год, например, в Древнем Риме праздновали 1 марта, ну а в России до 1700 года — 1 сентября.
Так было до тех пор, пока Пётр Первый не написал свой знаменитый Указ № 1736 «О праздновании Нового года» и перенёс дату празднования на 1 января. Целью указа было синхронизировать этот праздник с народами Европы, включая те, которые были поддаными российской короны. Однако интересно, что на самом деле, несмотря на перенос даты на 1 января, никакой синхронизации в реальности не произошло. Наши предки всё равно встречали Новый год тогда, когда в Европе это уже произошло.
Всё дело в различии календарей. Европа уже тогда жила по григорианскому календарю, а Российская империя — по юлианскому, который «отставал» сначала на 10 дней. Так было до 1800 года, когда разница достигла 11 дней, затем, к 1900 году, — 12 дней, а к 1918 году — хорошо известные нам 13 дней. Как так получилось? 14 февраля 1918 года Советская Россия ввела григорианский календарь, и 1919 год встретили уже по новому стилю. Так появился загадочный для любого западного человека старый Новый год, то есть тот праздник, который отмечался бы тогда, когда его повелел отмечать Пётр Первый.
Указ и празднование
Если посмотреть на указ Петра Первого, то сразу становится понятен не только светский характер того, что предписывалось делать как простому люду, так и знатным лицам, бывшим боярам и тогдашним дворянам. В указе отмечать Новый год велено было после «должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви». Император велел также украшать дома и ворота ветками ели или сосны:
«А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своём, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевёловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки».
Таким образом, мы видим и закрепление традиции празднования Нового года непременно при украшении домов внутри и снаружи елью. Традиция эта никуда не делась и сегодня.
Фото: FOTOGRIN / Shutterstock.com
Известно, что Пётр Первый любил салюты и широкие гуляния. Когда император ездил в Европу «за науками», то его внимание привлекли всевозможные традиции пускать фейерверки. Затем они стали неотъемлемой частью разгульных петровских ассамблей. И разумеется, встреча нового не только года, но и XVIII века, прозванного не случайно «галантным», уже не могла обойтись без светского платья для тех, кто мог себе его позволить, шумных гуляний и запуска салютов:
«Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своём дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть».
Отметим, что и та традиция сегодня у нас живее всех живых. Разве что на Красной площади не происходит никакого единого новогоднего салюта, однако там каждую новогоднюю ночь собираются десятки тысяч москвичей и, как это модно говорить сейчас, гостей столицы. На Красной площади проходят не менее шумные, яркие и красочные мероприятия, чем те, что были в петровское время. О запуске салютов и говорить нечего — грохот в новогоднюю ночь уже стал неотъемлемым атрибутом, и без него праздник точно не был в нашем сознании самим собой, как без «зелёных красавиц» и традиционного салата оливье.
Что же ещё бросается нам в глаза в знаменитом петровском указе?
Конечно же, период празднования Нового года. Царь велел отмечать семь дней, как раз до сегодняшнего Рождества Христова. В этот период людям разных чинов предписывалось поздравлять друг друга, дарить подарки, вести пальбу из мушкетов, а «за отсутствием оных» — ставить по дворах бочки, «наполненные соломою и хворостом», и поддерживать там огонь все семь дней:
«Генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же».
Почему праздник прижился в России, а мы и сейчас живём по указу Петра?
Примечательно, что жители Российской империи не встретили нововведение Петра Первого в штыки. Считается, что новогодние праздники полюбились людям из-за традиционных Рождественских святок, на которые теперь пришлось и празднование Нового года.
Император Пётр Великий. Фото: Vadim Nekrasov / Globallookpress
Рождественские святки — это время с Рождества Христова до Крещения Господня. Этот период был действительно праздничным в петровское время, когда Рождество отмечалось 25 декабря. Начало зимних Святок и окончание Рождественского поста во многих местах Российской империи приурочивалось к Николину дню.
А теперь добавим сюда указ Петра Первого. Ведь именно этот документ, который носил в понимании полного энергии и планов молодого царя светский характер, одновременно предписывал гуляния в течение семи дней, украшения елью, зажигание огней. Этот указ не только сдвинул Новый год «по европейскому образцу», но оказался очень понятен русскому христианину из-за святочной традиции.
Новогодние костюмы, салют, шампанское, мандарины, оливье, поздравление президента, тот миг за секунды до начала боя кремлёвских курантов — всё это светская сторона праздника и семейная традиция современного жителя России.
Совпадение по времени в конечном итоге сблизило славянскую святочную обрядность с духовной и христианской традицией. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»
Таким мы знаем Новый год благодаря указу Петра Первого, по которому мы живём и сегодня. Мы празднуем Новый год, как и велел император, семь дней (хотя так было не всегда в СССР и в новой России). Запускаем фейерверки, ставим ёлки, поздравляем друг друга и наряжаемся в лучшее «платье». Несмотря на то что традиция празднования Нового года после Петра Первого на какое-то время ушла на второй план, она была вновь возобновлена Екатериной Второй и с тех пор продолжает дарить чувство обновления и объединять нас.
Свежие комментарии