Как Гиркания среди сухого Ирана!
Так можно переделать поговорку про гром среди ясного неба, если спуститься с полупустынных склонов гор к Каспийскому морю и неожиданно увидеть влажный лес, местами похожий на непролазные джунгли.

Шагнув под сень старого бука на опушке и пойдя вглубь чащи, где уже приветливо переливаются по камням ручьи, нужно приосаниться: скорее всего, вас уже заприметил со своей ветки леопард.
Гиркания – страна волков
Гирканские леса – реликтовый и уникальный зелёный массив, тянущийся узким изумрудным поясом длиной 850-1000 км по южному берегу Каспийского моря в Иране и Азербайджане.

Над зелёными склонами гор проплывают клочки сизых облаков. Так низко, что, кажется, они цепляют верхушки высоких столетних деревьев, чьи стволы поросли бархатными мхами и увиты зелёным плющом, а основание скрыто в зарослях раскидистых папоротников.
Гирканский лес, похожий на джунгли, смотрится чужаком на карте засушливого Ирана и Азербайджана, где природа предпочитает представать перед человеком в облике степей, полупустынь и солончаков.

Страна волков — так называли это место в античности. «Варкана» у персов и «Гиркания» у греков.
Древнегреческие авторы описывали Гирканию как область с богатыми лесами, прелесть как подходящую для охоты.
Плиний Старший рассказывал о «гигантских гирканских собаках», которые были настолько сильны и смелы, что вступали в схватку с леопардом и даже львом. Пёселей упоминает и Страбон, подчёркивая, что их продавали за тугой мешочек золота и считали удачным подарком для какого-нибудь уважаемого и влиятельного человека от которого что-то надо. Вероятно, это были предки современных молоссов — группы пород массивных собак, и сегодня славящихся физической крепостью, безразличием к боли и сильными челюстями. И нежеланием выполнять команды.

Каспийское море тоже называли Гирканским. Это было одним из 60 его имён. В древности, знаете ли, особо не церемонились. Подошли к берегу моря, где находится Гиркания, — значит, Гирканское. Афанасий Никитин, прибыв в Дербент, решил назвать море «Дербентским».
Сегодня гирканские леса находятся на территории северных провинций Ирана (90 %) и западным крылом заходят в Азербайджан (до 10%), где занимают маленький уголок на самом юго-востоке страны, на Ленкоранской низменности и склонах Талышских гор.

Всего — до 55 000 кв. км.
Реликтовый лес, которому десятки миллионов лет
Зелёная «Гиркания» — царство широколиственных и смешанных лесов. У них есть одна особенность: здесь практически не встретишь хвойных деревьев за исключением нескольких позиций — например, ягодного тиса и можжевельника.
Современные гирканские леса на 33% состоят из бука восточного. Его дополняют дуб, граб, каштан, остролистный падуб в подлеске и ещё 3200 видов растений.

Некоторые из растений не выходят за границы леса. Например, пароттия персидская. В миру — железное дерево, железняк, амбур, а в Азербайджане — «демир-агач». Известна тем, что, как нетрудно догадаться, из рук вон плохо пилится и колется.
Кроме несговорчивой пароттии, в Гирканском регионе растут 280 местных эндемиков (которые встречаются только здесь и больше нигде в мире) и 500 эндемиков Ирана (произрастают только в Иране).

Гирканский лесной массив — лес-реликт, возраст которого насчитывает от 25 до 50 миллионов лет. Это значит, что его внешний облик и наполнение несильно изменились с тех допотопных времён, а современные растения — потомки тех, кто рос миллионы лет назад.
Многие деревья здесь могут похвастаться почтенным возрастом и в прямом смысле: возраст самых старых экземпляров составляет 300-400 лет. И, возможно, чуть больше.

Более того. Когда Земля переживала не самые лучшие для своих обитателей времена вроде ледникового периода, именно Гиркания как природный регион помогла видам пересидеть до потепления. С наступлением холодов широкий лесной массив сжимался до небольших островков, которые становились «рефугиумом» для растений и животных — убежищем. И, как только климат снова менялся в благоприятную сторону, лес и укрывшиеся формы жизни снова распространялись.
Например, Гиркания приняла популяцию сонь — мелких симпатичных грызунов. Претерпев изменения в изоляции, она стала отдельным видом — иранской соней Glis persicus, которая больше нигде не водится.

Гирканские леса укрывают и переднеазиатских персидских леопардов, которых сегодня всего осталось меньше 1100 особей. Кстати, он до сих пор следит за нами 😊

Сейчас Гирканские леса тоже стали своеобразным «рефугиумом». Только надвигается уже не ледниковый период, а человек.
Прежде берег Каспия в Иране был едва ли не полностью покрыт лесами, а сейчас — вырублен, застроен и распахан. Чтобы сохранить уникальный лес, выделены и объявлены «Всемирным наследием» 17 отдельных участков, представляющие собой примеры различных стадий и особенностей гирканских лесных экосистем.
Субтропическая лента на севере Ирана и юге Азербайджана

Сохранить всё это богатство помог субтропический влажный климат, резко контрастирующий с ближайшим полупустынным окружением.
Гирканские леса занимают прикаспийскую низменность, которая тянется вдоль моря узкой лентой, и прилегающие горные склоны. В Азербайджане — Ленкоранскую низменность, поджатую с запада Талышскими горами.
С юга гирканские леса прикрыты гигантской грядой — горной системой Эльбурс (не путать с Эльбрусом), поднимающейся до 5610 метров.

Она не пропускает сухой воздух с юга и задерживает влагу, испаряющуюся с поверхности Каспийского моря, которая и выпадает на северных склонах гор, обеспечивая Гирканию водой.

Например: в гирканской провинции Мазендеран, где сосредоточены большинство лесных массивов, за год выпадает до 170 см осадков — примерно столько же, сколько в нашем Сочи. А по другую сторону Эльбурса, в Тегеране — 20 см.

Благодаря этому гирканские леса, прячущиеся в дымке облаков, стали природным музеем. Они видели, как закрылся океан Тетис, как извергался Эльбурс, как появилось Каспийское море.
_____________________________
Свежие комментарии