На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 492 подписчика

Свежие комментарии

  • Marina Bubon
    Царёва особенно не люблю. Приспособленную и демагог.Украинец курсивом...
  • Людмила Фирстова (Таран)
    Нет, это может сделать только администрация МирТесен, для этого необходимо к ним обратиться с обоснованной причиной, ...Бандеровская мето...
  • igor vinogradov
    Магомед👍Герои говорят оди...

Укрощение инфляции

Борьба с ростом цен будет усилена
Юрий Алексеев

На программе «Итоги года» Владимир Путин назвал ситуацию с инфляцией в России тревожным сигналом. В декабре прошлого года она составила 9,2–9,3%, что примерно вдвое меньше значений, к которым стремится Центробанк. Глава государства объяснил рост цен в России ростом потребления, превышающим рост производства: «Просто продуктов не стало настолько больше, насколько возросло потребление».

Так, на одного россиянина, сообщил главы государства, приходится 80 кг мяса в год, в других странах – почти вдвое меньше.

Большинство обывателей угрозу инфляция видят только в росте цен на товары и услуги. Но главная опасность не в ценах, а в том, насколько расходы опережают доходы. Помимо официальной и неофициальной инфляции, существует ещё и личная инфляция, которая зависит от предпочтений каждого конкретного человека и основывается на его реальных расходах и доходах. Если ваши доходы складываются не только из зарплаты, но и из стоимости активов, реинвестирования полученных доходов и регулярных собственных пополнений, то инфляция вам не страшна.

Мало платит работодатель – найти другого (при дефиците кадров) не сложно. Можно сменить профессию, или отправиться на заработки вахтовым методом, а может, со временем и переехать в большой город, где грамотный, трудолюбивый, дисциплинированный, целеустремлённый и обладающий лидерскими качествами человек всегда сможет хорошо заработать. Главное не сдаваться, заботиться о росте своих доходов. Словом, при растущих ценах выбор не велик: самому бросить вызов инфляции или ждать, пока инфляция бросит вызов тебе.

Если ваш вклад не превышает 1,4 млн рублей с процентами (а именно такие деньги небогатые люди обычно хранят в одном банке), то государство обязуется их вернуть, когда с кредитной организацией случится что-то неладное. Если вы отрыли безотзывный сберегательный сертификат сроком на три года и повышенной страховкой на 2,8 млн рублей, то и его сохранность гарантирует государство. Не стоит волноваться и при покупке ОФЗ. Хотя обслуживание, погашение и выкуп государственных обязательств осуществляется банками-агентами, за сохранность ваших денег отвечает Минфин. 

Для людей небогатых предусмотрено немало иных видов ценных бумаг (можно вложить под выгодные условия любую сумму). Теперь даже пенсионеры могут стать инвесторами. И их скромные сбережения тоже будут не только сохранены, но и приумножены. С 1 июля 2025 года специально для малоимущих граждан появятся социальные вклады с наиболее выгодной ставкой. 

К весне 2025 года защитить деньги от инфляции помогут жилищно-накопительные вклады. Депозиты будут открывать на срок более года. Правда, такие сбережения можно будет потратить только на покупку жилья или финансирование долевого или индивидуального жилищного строительства. Если у банка возникнут проблемы, вкладчикам вернут всё вложенное с процентами (в пределах 10 млн рублей).

Если вы живёте на мизерную пенсию и рост цен съедает все ваши заначки, то из этого надо сделать правильный вывод и не паниковать. Многие пенсионеры не считают зазорным обратиться за адресной помощью в соцфонд или заключить социальный контракт (получить деньги в долг). В новом году людям старшего возраста будет доступен новый перечень гарантий и услуг. И это тоже одно из средств борьбы с инфляцией.

Но как сэкономить на самом необходимом, картофеле, например? Цена на «второй хлеб» стала расти с середины октября, как раз по завершении сбора урожая, хотя должно быть наоборот. За год картофель, по данным Росстата, подрожал в среднем на 88,86%. Расфасованный и мытый картофель стоил намного дороже немытого. Это и породило вопросы: кто, и как накручивает цены на продукт первой необходимости? Почему производители заявляли лишь о двукратной наценке, а в магазинах картофель стоит в четыре–пять раз дороже опта? 

Из Госдумы последовал запрос в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку обоснованности ценообразования на самый популярный овощ в торговых сетях. Генпрокуратура к проверке обоснованности наценок привлекала Федеральную антимонопольную службу. Такое же поручение было дано ФАС и правительством. Антимонопольная служба действовала совместно с федеральными органами исполнительной власти.

Анализ ценообразования на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров по всей товаропроводящей цепочке показал, что «рост потребительских цен на отдельные продовольственные товары обусловлен повышением оптово-отпускных цен производителей, связанным с объективными экономическими факторами, такими как увеличение себестоимости и расходов, связанных с производством и поставками продовольственных товаров». Федеральным торговым сетям и Союзу независимых сетей России было рекомендовано провести работу по принятию добровольных обязательств об ограничении уровня предельных торговых наценок в случае их отсутствия, а в случае наличия – по расширению перечня товарных позиций, по которым взяты такие обязательства». Даже такая, довольно мягкая формулировка, сработала. Не дожидаясь, когда делом о картошке вплотную займётся Генпрокуратура, двенадцать торговых сетей срочно расширили перечень товаров с ограниченными наценками и передали в правительство свои предложения по стабилизации цен.

Минсельхоз и Минпромторг поспешили доложить, что «проводят системную работу по переводу производителей и торговых сетей на прямые долгосрочные договоры поставок». Такой подход, утверждали чиновники, позволяет создать запас не только картофеля, но ряда других овощей и продуктов питания по приемлемым ценам, стабилизировать рынок. Умерить аппетиты розницы должно правительственное постановление № 662, предусматривающее заключение добровольных соглашений органами власти субъектов с бизнесом о фиксации предельно допустимых розничных цен на продукцию, включенную в перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

Можно, конечно, объяснять выросшие цены на продукцию, сложными погодными условиями прошедшего года, но недостатка картофеля, как утверждает Минсельхоз, в стране нет (собран урожай не ниже среднего за пять лет). Этого хватит, чтобы обеспечить основную часть внутренних потребностей. А для подстраховки, как обычно, в первой половине следующего года начнутся закупки импортного молодого картофеля из Египта и Азербайджана.

В прошлом году Минсельхоз одобрил депутатский законопроект о госрегулировании цен и на другие социально-значимые товары (немногим более 20 наименований, включая курятину, свинину, говядину, масло, хлеб и прочие товары повседневно спроса). Но Министерство экономического развития, Минфин и ФАС законопроект не поддержали.

Меру по фиксации цен сочли эффективной, но не рыночной. Во многих странах, напомнили законодателям оппоненты, её применяют от трех до шести месяцев, чтобы сдержать сцены, а потом отпускают, чтобы не обанкротить бизнес. Если цены долго держать на привязи, то они когда-нибудь вырвутся на волю и обрушат рынок. Когда производить какую- то культуру невыгодно, то производители от неё просто откажутся, и тогда её придётся завозить из-за рубежа. За производителей картофеля вступились некоторые экономисты, полагающие, что ничего удивительного в росте цен на картофель нет. Многие годы, рассудили они, второй хлеб был у нас самым дешёвым и неинфляционным товаром, но мы давно живём не в СССР, а в новой России с рыночной экономикой: пришло время покрывать убытки. 

Цены растут вместе с затратами бизнеса, а вмешательство в этот процесс чиновников приведёт к ухудшению ситуации и даже возникновению товарного дефицита, считают некоторые. С такой логикой можно было бы согласиться, если бы государство, как в девяностые, лишь играло роль арбитра и не оказывало поддержку производителям социально значимых товаров. Но теперь, когда помощь сельхозпроизводителям в приоритете, разговоры о чисто рыночном подходе к ценам неуместны. 

Речь идёт не о вынужденных дополнительных затратах, которые антимонопольным ведомством учитываются при выдаче предписаний, а совсем о другом. Если инфляцию раздувают непомерные аппетиты бизнеса, то почему бы их не поумерить? Во многих странах с рыночной экономикой принимают законы о борьбе со спекулянтами, сбивают запредельные цены на социально значимые продукты. В США, например, антимонопольное ведомство обладает всей полнотой власти, чтобы жестко ограничивать необоснованный рост цен. Эту госструктуру не случайно сравнивают с налоговой службой.

Рыночные эксперименты лучше проводить с товарами не первой необходимости и роскошью. Как работает классический закон рынка, покупатели совсем недавно могли проследить на примере торговых фокусов с красной икрой. В 2023 году максимальная цена на этот деликатес составляла 8 тысяч рублей за килограмм. В середине осени прошлого года, когда зарплаты стали расти, праздничный деликатес начал дорожать. Короли икорного бизнеса запустили байку о том, что в этом году вылов красной рыбы был настолько плохой, что икра может вообще пропасть с прилавков. Спекулянты взвинтили цену на красную икру до 13 тысяч рублей за килограмм в расчёте на то, что «разбогатевшие» россияне перед праздником купят любимое лакомство по любой цене. Но торговля практически встала. Магазины и маркетплейсы заполонили баночки с имитированной и структурированной икрой по цене в десять раз дешевле натуральной. Вместо натуральной чёрной икры народ бросился скупать икру палтуса, приправленную искусственными добавками и активированным углём. Спекулянтам ничего не оставалось, как в самый разгар приготовления к новогодним праздникам, сбросить цену до десяти и даже до девяти тысяч рублей за килограмм натуральной красной икры. После праздников деликатес, наверняка, ещё подешевеет, и тогда мы увидим справедливую цену, которая устроит и потребителя, и продавца. Ведь натуральная икра – продукт скоропортящийся, вовремя не реализуешь – прогоришь.

Прошлым летом цены на черешню и вишню в Подмосковье в самый разгар сезона доходили до 500 рублей за килограмм. Несколько лет назад случился «гречневый ажиотаж», за ним последовали «сюрпризы» с сахаром, в самый разгар пандемии коронавируса начались перебои со сливочным маслом (вот и теперь цены на него достигли немыслимых высот).

Когда основную причину подорожания сливочного масла объясняют тем, что у покупателей появились деньги, и они стали больше есть бутербродов, многим такой посыл кажется неубедительным или даже насмешкой. Казалось бы, при возросшем спросе любые производители должны увеличивать выпуск наиболее востребованной продукции, а не завышать цены. В этом и есть основное преимущество рыночной экономики. Но в нынешних условиях оно не сработало.

На совещании по экономическим вопросам премьер-министр Михаил Мишустин ясно и твёрдо обозначит свою позицию: «В условиях рыночной экономики главной целью любого бизнеса является извлечение прибыли, но важно соблюдать баланс. Это не должно быть во вред людям и экономике».

Далее последовало важное уточнение: «Если в повышении цен есть факты злоупотреблений, в том числе монопольным положением, конечно, необходимо с этим бороться. Значимую роль должна играть Федеральная антимонопольная служба, а в особых случаях – Генеральная прокуратура». Возможно это нерыночный механизм сдерживания цен, но что делать, если толстосумы наглеют, а народ из-за этого беднеет?»

Недобросовестному производителю теперь непросто будет уйти от ответственности. 

Чиновников обязали «внимательно следить за тем, что происходит в рамках баланса спроса и предложения по всем ключевым товарам и услугам, которые нужны людям, по промышленным и торговым предприятиям, чтобы иметь возможность сдерживать колебания, детально прогнозировать ситуацию в том или ином сегменте и не допускать необоснованного завышения отпускных цен». 

Контроль за ценами будет усилен. Но этого для сдерживания инфляции недостаточно. По словам Мишустина, уже «действуют мероприятия по насыщению внутреннего рынка промышленными товарами, что призвано помочь в поддержании приемлемой конъюнктуры». Так, введены квотирование по экспорту минеральных удобрений и лома черных металлов, скидка по технике для сельхозпроизводителей при условии фиксирования цены. Тут же на основе подробного мониторинга даётся оценка принимаемых мер: отслеживается стоимость удобрений, строительных материалов, металлопродукции. Скоро в этот список включат ещё и стоимость упаковочных материалов, так как «в цене многих товаров они играют существенную роль.

Правительство и раньше «в ручном режиме» пыталось стабилизировать цены на социально значимые товары, отменяя таможенные пошлины на ввоз импортных сельскохозяйственных товаров. Такая практика будет продолжена. Так, с 23 декабря по 15 июня 2025 года нулевая ставка будет действовать на ввоз сливочного масла из стран ЕАЭС. На картофель, морковь и яблоки аналогичные меры продлят до июля, а на мясо крупного рогатого скота – до конца 2025 года.

Разумеется, бизнесу, привыкшему переписывать ценники по своему усмотрению, продовольственные интервенции не по нраву. Прямая обязанность ФАС как раз и заключается в том, чтобы разобраться в истинных причинах роста цен. Для этого потребуется глубоко вникнуть в проблему и понять, во что обошлись издержки производителей и насколько справедливо они подняли цены. Борьба с завышенными ценами даст результат только тогда, когда удастся умерить аппетиты крупных компаний и монополистов. Тогда и инфляция пойдёт на спад.

Специально для «Столетия»
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх