
Проблема с Крамаровым
В роли второго сообщника Доцента, Косого, снялся Савелий Крамаров.
Но не надейтесь найти его имя на афише фильма (и многих других, где он снимался). Дело в том, что Крамаров много лет пытался уехать из Советского Союза, но ему не давали разрешения на выезд.Причина была проста: если ненадежный актер уедет, все ленты с его участием придется изъять из проката. Иначе все поймут, что можно взять и уехать. На дворе были брежневские 70-е, не время миндальничать!
Крамаров в итоге уехал, но в 1981 году. Фильмы из проката не изымали, но и фамилию его вернули только после распада Союза.
Проблемы на съемках
Знаменитые кадры, где незадачливые уголовники сидят в цистерне с цементом, сняты в павильоне. Для них специально сделали декорации. Причиной этого решения были не только сложности съемки внутри машины, но и клаустрофобия вышеупомянутого Крамарова. Он наотрез отказался сниматься в маленьком помещении.

В качестве цемента на съемках использовали хлебную закваску, в которую для цвета добавили уксусную эссенцию.
Сцены, где герои Крамарова, Вицина и Леонова растирают друг друга снегом, могло и не быть. Леонов и Вицин не хотели раздеваться в почти 20-градусный мороз, а Крамаров не знал об этом и выбежал на улицу в одних трусах.
Пришлось остальным раздеться и принять участие в забаве.Верблюд действительно плюнул в Крамарова, потому что тот слишком активно корчил рожи. Но в фильм не вошли настоящие кадры: слюну животного имитировала пена от шампуня.

Некоторые сцены снимали в самой настоящей тюрьме. Поскольку актерам и съемочной группе угрожала опасность, их постоянно сопровождали милиционеры. К счастью, все обошлось.
Фрунзик не приехал
На роль Василия Алибабаевича планировали пригласить Фрунзика Мкртчяна. Но у того никак не получалось выкроить время для съемок, и решили поискать другого актера. В итоге Фрунзик едва не рассорился с главой МВД Николаем Щелоковым, который очень хотел видеть его на экране и пытался уговорить по телефону.
Роль Василия мог сыграть Владимир Этуш, но Георгий Данелия его забраковал. А вот Раднэр Муратов отлично подошел, и эта роль осталась главной в его карьере в кино.

Кто был режиссером
Многие считают, что фильм снял Георгий Данелия: его почерк, его стиль. На самом деле это не так. Данелия вместе с писательницей Викторией Токаревой работал над сценарием. Кроме того, он был художественным руководителем фильма по требованию «Госкино», а также переснимал некоторые сцены, не понравившиеся ему. Почему все было так сложно? Дело в том, что режиссером фильма стал Александр Серый, человек трудной судьбы. В 1958 году, окончив режиссерские курсы, он приревновал будущую жену Марину Акопову к другому, напал на мужчину, и тот остался инвалидом.
Серому дали восемь лет, но за примерное поведение выпустили через четыре. В середине срока он женился на Марине.

Очевидно, что он был неблагонадежным, и снимать фильмы ему разрешили только совместно с другими режиссерами. Так появились картины «Выстрел в тумане» (1963) и «Иностранка» (1965), которые не были успешны в прокате. Георгий Данелия хотел помочь другу и добиться разрешения на самостоятельную режиссуру, но ему ответили сверху знаменитой фразой: «У нас в кино и так много серого».
В конце концов Данелии удалось убедить руководство, принеся им сильный сценарий «Джентльменов удачи».
Впрочем, после выхода фильма и его невероятной популярности Георгий заявил режиссеру, что тому «хватит популярности». Деньги за тиражирование (8000 рублей, по словам Александра Серого) до режиссера так и не добрались.

Еще во время съемок «Джентльменов» у Серого нашли лейкемию, но он не отчаивался. Снял еще два проходных фильма... а 16 октября 1987 года, незадолго до 60-летия, покончил с собой, чтобы не мучить близких.
Откуда взялся жаргон
Знатоком блатного жаргона выступил сам Александр Серый. В процессе съемок стало понятно, что если снимать фильм с настоящими тюремными словечками, то в прокат его не пустят никогда. Так и появились слова вроде «редиски».
Создатели фильма все равно боялись, что его положат на полку. Но сначала министр Щелоков, а потом сам Леонид Брежнев посмотрели его с восторгом и громко смеялись. «Джентльменам удачи» дали зеленый свет, и лента заняла 12-е место среди всех фильмов в истории советского кино.
Свежие комментарии