Всем привет.
Для меня самая большая тайна современной космонавтики заключается в том, как именно идут дела в плане разработки лунного модуля HLS инженерами компании SpaceX (хотя, на самом деле будущее космического комплекса SLS и КК «Орион» тоже тема весьма мутная), и как они вообще планируют долететь до Луны?
Как известно, лунный модуль компании Илона Маска, КК Starship, который иногда называют «Лунным кораблем», нуждается в дозаправке на низкой околоземной орбите для того, чтобы он мог достигнуть Луны. И количество запусков системы Starship, которое потребуется для каждой лунной миссии до сих пор доподлинно неизвестно.
В 2021 году аудит, проведённый НАСА, показал, что в SpaceX утверждают – потребуется максимум 16 запусков. В прошлом году Лакиша Хокинс, член офиса программы НАСА «Луна-Марс» заявила, что нужно «более пятнадцати запусков.
А ещё они говорят, что для полёта к Луне SpaceX потребуются использование трёх вариантов второй ступени системы Starship: дозаправщик Starship, орбитальный склад (repelant depot) и собственно HLS (Human Landing System) (Moonship). Идея состоит в том, что сначала запускается орбитальный «топливный бак», а затем заправщики заправляют его на НОО. Наконец, HLS присоединяется к нему, заполняет баки, и отправляется на Луну.
Эти баки будут загружаться топливом с дозаправкой Starship на низкой орбите (НОО) высотой от 181 до 381 километра и с любым типом наклонения орбиты (всё будет зависеть от окон запуска). Затем один из резервуаров будет выведен на эллиптическую орбиту, которая, как туманно указывается в отчётах, может быть средней орбитой с апогеем 11 000 километров или высокоэллиптической орбитой с апогеем 34 534 километра.
Точность этих цифр удивляет, несмотря на огромную погрешность, поскольку в документе указывается, что эта орбита может выходить далеко за пределы геостационарной орбиты. До 140 000 километров. После чего HLS взлетает и состыкуется на низкой орбите со «складом» на НОО. После заправки баков КК выходит на эллиптическую орбиту, где его будет ждать второй бак. После заполнения баков HLS включит двигатели в перигее и направится к Луне (бак на HEO не будет полностью заполнен, но и на этой орбите баки лунного корабля не будут полностью пусты).
Оказавшись возле Луны, HLS будет выведен на эллиптическую лунную орбиту типа NRHO (Near Rectilinear Halo Orbit) с периодом 6,5 суток, где будет ждать корабль «Орион» с астронавтами (корабль «Орион» не может находится на лунной орбите самостоятельно). Перед посадкой на поверхность спутника Земли HLS будет выведен на круговую орбиту высотой 120 километров.
Вся эта неразбериха предполагает, что стартовая мощность системы Starship составляет не менее 150 тонн на НОО, поэтому речь идёт как минимум о версии v3 (v2 будет иметь около 100 тонн на НОО). То есть внедрение версии v3 не сильно сократит количество пусков, которое при 150 тоннах мощности и необходимости в этой архитектуре использовать дополнительный орбитальный «склад».
Теперь что касается ключевой информации о том, сколько времени займёт сложная операция по дозаправке на НОО. SpaceX не приводит никаких подробностей, кроме того, что для миссий на Луну и Марс это будут «месяцы или даже годы».
Если все пойдёт хорошо, именно такая архитектура будет использоваться в середине 2027 года в ходе миссии «Артемида III», и в 2028 году при выполнении «Артемида IV», хотя весьма вероятно, что обе миссии будут отложены на один-два года. И это при условии, что к тому времени работы по SLS все ещё будут проводиться.
Нет никаких сомнений в том, что сложность предстоящих планируемых манёвров крайне высока. И в ближайшие годы SpaceX придётся продемонстрировать, что она способна воплотить все эти планы в жизнь.
А теперь внимание, вопрос! Вы обратили внимание на всю абсурдность и запутанность планируемых технических операций, которые позволят человеку добраться до Луны, высадиться на её поверхности и вернуться назад на Землю? Сколько нужно совершить пусков, заправок, дозаправок, стыковок, перестыковок и так далее? Какая требуется громадная энергетика для того, чтобы человек слетал на Луну? Помните, как американцы якобы достигали её без проблем полвека назад, используя ОДНУ ракету, мощностью 140 тонн на НОО для прекрасного полёта на наш единственный спутник? А сейчас почему они мудрят чего-то с кучей заправок и так далее.

Согласитесь, у обычного человека возникает куча вопросов, почему всё вдруг стало так сложно-то? Почему раньше всё это не нужно было? Зачем сейчас городить такой огород? Вот вы ругаете немогликов, что мол безграмотны, мол не знают матчасть, и лезут куда не следует с умным видом. А как им быть, если налицо явная нестыковка? Раньше как-то проще всё было, а сейчас SpaceX наворотила каких-то самой её непонятных схем, и явно не понимает, как это всё будет работать!
Как не сомневаться? Не ругайте немогликов. Они говорят по делу.
АВТОР: Иван Рыбин (Барнаул)
Свежие комментарии