*Согласно требованию 114-ФЗ, сообщаю: приведенные в данной статье выдержки из некоторых исторических документов/сюжетов времён первой половины ХХ века использованы для более полного информирования аудитории, не несут попытки оправдания проявлений нацизма или фашизма. И, да, разработчики данного Закона – горите в. .. (личное пожелание).
Итак, опять про Америку статья. Как в день инаугурации Дональда Великолепного супер-миллиардер Илон Маск (от переизбытка чувств) поприветствовал аудиторию хорошо знакомым жестом, до рези в глазах напоминающим телодвижения официальных и патентованных нацистов/фашистов из времён Третьего Рейха и Империи Муссолини. Публика сначала опешила, а после бросилась решать принципиальную задачу: «зиганул» ближник Трампа или нет, и вообще, что у него в башке творится.
Кому лень добираться до раздела статьи «выводы», отвечу так: да, зиганул. С какими целями, под спудом каких эмоций – пусть психотерапевты разбираются. Или специальные психологи оценивают уровень социализации данного неуравновешенного персонажа, имеющего немало пробелов в гуманитарном образовании. Воспитанного в очень специфической среде южноафриканской Претории (бывшей оплотом расистов-буров) и главного убежища нацистов после второй мировой войны – Канады, далеко от США не ушедшей.
Историческая справка
Фанаты мистера Маска на возмущённую критику космического Мессии стали вопить: это не нацистское приветствие, а изобретение журналиста Френсиса Беллами из 1892-го года! Часть ритуала произнесения Клятвы верности флагу США, когда после слов «Клянусь в верности моему флагу» положено вытянуться в струнку по стойке «смирно», резким движением поднять правую руку к груди и после резко выбросить в сторону развевающегося полотнища. Это поздний церемониал, изначально сие действо выглядело так:
«По сигналу руководителя ... каждый ученик отдаёт честь в воинском приветствии. Правая рука поднимается ладонью вниз к линии лба и касается его. Стоя таким образом, все медленно повторяют вместе: «Я клянусь в верности моему флагу и республике, которую он символизирует: единой неделимой нации со свободой и справедливостью для всех». При словах «моему флагу» правая рука изящно поднимается ладонью вверх, в сторону флага, и остаётся в этом жесте до конца клятвы, после чего все сразу же опускают руки по бокам вниз»
Данные правила были написаны для школьных, патриотических и скаутских организаций, со временем получили широкое распространение в армии, а только потом было составлено существенное дополнение «для гражданских лиц». Вместо отдания воинской чести рекомендовался вариант ритуала «Рука у сердца», когда правая рука поднимается ладонью вниз на уровень груди, на секунду-другую там задерживается и уже после выбрасывается в сторону флага и удерживается до окончания текста клятвы.
Помимо скаутских организаций и армейских частей, «салют Беллами» стал отличительным маркером сторонников мощной политической силы США начала ХХ века. Это были так называемые «христианские социалисты», лютые мракобесы и расисты, помимо прочего боровшиеся с хрестоматийным анархизмом Старого Света. С неконтролируемым завозом европейских мигрантов, где подобные вредоносные идейки цвели небывало пышно. Так что окажись Илон Маск на митинге данных персонажей году этак 1910-ом, был бы понят безоговорочно многотысячной толпой. И его телесно-эмоциональный порыв «от сердца к Флагу» подхватили абсолютно все присутствующие.
«Римский салют», это второй миф и попытка оправдать рептилоида-миллиардера в очень специфических европейских кругах, особенно в Италии и почти всех странах Восточной Европы. Статью на заданную тему уже писал когда-то, прошу простить за невозможность её закрепить ссылкой, ибо мобильный Интернет в нынешних локациях страдает танатозом и прикидывается дохлым опоссумом при попытках загрузить архив.
Потому повторюсь, быстрее выйдет, нежели ожидать загрузки. Итак, «римский салют» античных времён с исторической точки зрения – полный вымысел. Появилась данная мистификация в начале ХХ века, жест «правая рука вытянута вверх со сцепленными пальцами и ладонью вниз» никакого отношения к римским консулам или императорам отношения не имел.
Впервые публика (в массовом порядке) увидела его в кинофильме «Бен Гур» (1898 год), а газеты нарекли такое приветствие салютом «древних римлян». Американцы узнали в нём «Салют Беллами», когда итальянская кинокартина «Нерон» начала крутиться в здешних иллюзионах, а закрепил мифологию другой итальянский блокбастер «Кабирия» (1914 год) итальянского режиссера Джованни Пастроне, снятый по сценарию первого патентованного фашиста Габриэля Д’Аннунцио. Бывшего ещё до Муссолини первым «диктатором-дуче», захватившем сразу после Первой мировой власть на побережье Хорватии с провозглашением Республики Фиуме. Именно данный персонаж и придумал главную атрибутику как для фашисткой Италии, так и нацистской Германии.
Его сторонники маршировали с факелами в чёрных рубашках, перед трибуной со своим вождём вскидывали руки в хорошо известном приветствии якобы «римского салюта». А Муссолини банально украл у «повелителя Риеки» все внешние проявления массовых шествий, митингов, символизм общения толпы и вождя. А чтобы избавить своих адептов от «буржуазного рукопожатия», дуче распорядился им «здороваться» именно вскидыванием правой руки. Традиция приживалась долго и коряво, но стала обязательной в школах, университетах, органах гражданской власти и партийного управления.
Очень понравился «римский салют» начинающим нацистам Веймарской Республики, уже в середине 1920-х ему начали придумывать для партийного салюта «арийское происхождение из ритуалов древней германской нации». Тут даже дискуссия возникла (с мордобоем в пивных) между махровыми язычниками, безбожниками-нацистами и пока ещё воцерковлёнными немцами, поддерживающими Гитлера. Последние возводили «зигование» (Sieg Heil!, «Да здравствует победа!» или «Победе слава!») во времена Средневековья.
Если были католиками, то утверждали с указанием исторических иллюстраций и храмовых росписей: истово верующие люди или признанные святые очень часто изображались с воздетой к Небесам правой рукой. Тем самым призывая себе в свидетели высшие силы, демонстрируя восхищение от прилива сил после молитвы или удачной проповеди. Более искушённые нацисты искали корни «приветствия фюреру» в традициях рыцарства (приветствие поднятым копьём или открытой ладонью для обозначения честных намерений). Протестанты-наци утверждали, что данный жест использовал сам Лютер.
А из повёрнутого на мистицизме окружения Гиммлера пришла другая версия, мол таким жестом (используя ритуальное копьё) древние германцы из правящих классов приветствовали своего избранного военного вождя и сюзерена, завершали торжественные клятвы на верность. Прижилась гибридная версия происхождения нацистского приветствия, жуткая мешанина из античности и Средневековья. Мол, таковы были традиции немецкого дворянства, салютующего при виде своего короля, князя, герцога, курфюрста и тд. Что угодно на уши вешали досужей публике, лишь бы не признавать «римский салют» Древнего Рима в исполнении фанатов Муссолини.
Нужно отдать должное мистикам СС из ближнего круга Гиммлера, именно они дезавуировали итальянскую версию фашистского/нацистского приветствия. Справедливо указав, что в античной скульптуре, монете или фреске «римского салюта» не обнаружено. Даже в прекрасно сохранившейся литературе того периода упоминаний не сыскать. А поднятие правой руки или жест, обозначающий данное действие – обозначал дежурное приветствие между друзьями или соратниками. Как изображено на Колонне Траяна, где легионеры приветствуют своего императора открытой ладонью без вытягивания руки.
Фантазийное развитие сюжета заключено всего в двух художественных произведениях. Первое: картина «Клятва Горациев» Жака-Луи Давида (1784 г.) и «Ave Caesar! Morituri te salutant» Жана-Леона Жерома (1859 г.), там есть сцены вручения оружия отца трем сыновьям, и приветствие группы гладиаторов в сторону трибун. Причём, второй эпизод многократно описан античными авторами и живописцами, для получения милости императора требовалось потянуть в его сторону ладони (одну ладонь) вверх. Из положения скрещенных рук на груди. Как зафиксировано на статуе французского астронома и политика XVIII века Жана Байи, хранящейся в Версале.
Путаница возникла в период между мировыми войнами, когда итальянские и албанские фашисты с немецкими национал-социалистами устроили соревнование по «древности» характерного жеста. Первые напирали на мифологию Древнего Рима, вторые тщательно уводили его генезис в древнегерманский эпос. Доведя до патриотической истерики американцев, у которых случился идеологический паралич после 1942-го года.
Оказалось, «Салют Беллами» (без присутствия в кадре национального флага) как две капли воды похож на европейское нацистское/фашистское приветствие, потому его срочно запретили на территории США, 22 декабря 1942 года Конгресс принял поправки Кодекса о флаге США, постановив классическую, ныне практикуемую форму ритуала с приложением правой руки «ладонью на сердце». Но изживать традицию пришлось... до 1960-х годов, многие закрытые учебные заведения и скаутские организации продолжали практиковать вскидывание правой руки в харамном нацистском жесте.
Мало того, подобное «зигование» использовали... некоторые альтернативные политические греки до середины 1970-х в «реакционной армейской среде», тем самым отдавая дань памяти режиму генерала Иоанниса Метаксаса 1936-1941 гг. Само собой, обосновывая жест более древним происхождением, нежели античное римское. Мол, потомки Ромула и Рема (как водится) украли в покорённой Элладе вообще всё, включая церемониал культа Аполлона (бога Солнца) во время приведения к клятве полисам выборных полководцев, временных сатрапов-диктаторов, импортных послов, сутяжников.
Выводы
Когда фанаты марсианина-миллиардера пытаются говорить о Салюте Беллами, исполненном их кумиром – это открытая ложь. Персонаж не учился в американских школах, не состоял в скаутских организациях, вырос в ЮАР и через Канаду попал в США уже в студенческом возрасте.
Для того, чтобы от души «зигануть» на американский манер в стадии исторической реконструкции, должен был вытянуться стрункой, вслух произнести текст Клятвы верности флагу США, стоя перед оным лицом. Направив руку в направлении полотнища. Прямо и указывающее. Не вкривь-вкось или в сторону, а потом на все стороны света, как было исполнено. Прикладывать руку к сердцу, а потом исполнять «римский салют» ... это послевоенная отсебятина итальянских неофашистов, обожавших троллить официальные антифашистские власти на футбольных матчах.
Не собираюсь причислять мистера Маска к тайной секте нацистов или фашистов, хотя он многому мог набраться в Претории или Канаде. Его (без сомнения) талантливая голова является вместилищем жуткой каши из базовых исторических знаний на уровне комиксов. Недюжинный интеллект позволяет мистеру Маску подавлять практически любого западного публичного политика-образованца, не говоря о своём нынешнем боссе Дональде, для которого классическая история – москальская лженаука, как минимум.
Потому и позволяет себе самый богатый человек планеты самые смелые интерпретации событий прошлых эпох. И не ошибусь, если предположу: очень скоро он дойдёт до оценок исторических личностей. Как уже случилось во время недавней беседы американского марсианина с лидером «Альтернативы для Германии» фрау Алисой Вейдель. Эти две глыбы лютого невежества и популизма договорились до консенсуса, что Гитлер был коммунистом, а «леваки», стоящие на позициях поддержки Палестины – нацисты.
Тенденция. Стойкая и уже неодолимая. Превращения Абсолютного Зла в «неоднозначного исторического персонажа». Так было с Наполеоном, если что. Так случилось с кайзером Вильгельмом II, австрийским императором Францем-Иосифом, британскими и прочими упырями-колонизаторами, нацистской шелупонью и коллаборационистами Старого Света 1920-1940 гг. Никто не возмущается, ибо Россия записана в «соучастники авторитаризма», а подавляющее большинство стран пресловутого Глобального Юга такой мелочью не интересуется. Был там какой-то австрийский художник-душегуб и антисемит, да, Будда с ним, то внутренние разборки «белолицых варваров».
Евросоюз уже детально и поимённо реабилитировал всю фашистскую и нацистскую мразь из союзников Третьего Рейха, они давно являются борцами с жидо-большевизмом или советским колониализмом. Осталось маленький шажок сделать, дабы главаря этого «прогрессивного движения» признать полезным персонажем. Евреи мешают, но и они уже помалкивают, когда видят лес тянущихся в «римском салюте» рук. Поскольку их обладатели готовы отправлять в метафорические газовые камеры арабов, палестинцев, прочих «мигрантов». При этом клеймя «нацистами» их защитников.
При этом отсчитывая последние гроши киевскому неонацистскому режиму, прекрасно зная об идеологическом генезисе той власти, её корнях и сути. Пока коричневое Зло направлено против России – оно одобряемое, милое сердцу, понятное разуму. А зигующий Илон Маск вскоре вплотную займётся доведением до миллиардов «пользователей» истинных ценностей нового мира. Создаст цифровой дубликат каждого человека, подчинённого нейросетям искусственного интеллекта. С голограммами вместо исторической реальности и фактов. Повторюсь, в тайном поклонении хрестоматийному нацизму чутка неадекватного миллиардера обвинять не собираюсь, он про другое.
Например, выступая намедни на партийном съезде «Альтернативы для Германии», совершенно искренне потребовал от бюргеров «вернуться к традиции гордости за Германию и званию настоящего немца». Мол, дети и внуки граждан ФРГ «не должны испытывать стыд за грехи своих предков». Потому как они древняя нация неистовых воинов, о которой с почтением упоминал сам Юлий Цезарь. Где тут неправда? Нигде, всё верно.
Только есть одно глубокое историческое препятствие: как только данная публика собирается вместе, она немедля отправляется «Дранг нах Остен» во главе с обожаемым кайзером или фюрером. Таков культурный код, такое впечатление. Создания «фальшивых людей», у которых вместо здравого смысла плещется насильственно привитая идеология с высшим правом делить людей по сортам. Мистер Маск из той же породы счастливчиков, схвативших Бога за бороду (как они думают). Зиганул от души – и что с того, «цифровой мир» отмоет любого чёрного кобеля, даже Гитлера. Главное – у кого тряпка.
Свежие комментарии