Выступление администратора Национального Управления по Ядерной Безопасности Джилл Хруби на завтраке Национального института исследований сдерживания «Мир через силу». 29 июля 2024 г.
Озвучены конкретные даты ожидаемого завершения проектов по обновлению и развитию элементов ядерной триады в США.
Вычитанный машинный перевод, возможны ошибки, о замеченных сообщайте, пожалуйста, в свернутых комментариях.
---
Доброе утро всем, мне очень приятно быть сегодня здесь на завтраке Национального института исследований сдерживания «Мир через силу». Я хочу поблагодарить Алекса Литтлфилда, Питера Хьюсси и остальную руководящую команду NIDS за приглашение.
Это уникальное, беспрецедентное время в области глобальной ядерной безопасности. Мы сталкиваемся с растущими угрозами ядерного оружия со стороны России и расширяющимся ядерным арсеналом в Китае. Россия разместила ядерное оружие в Беларуси, укрепила партнерство с Китаем и установила новые военные партнерства с Северной Кореей и Ираном. В этих, казалось бы, благоприятных партнерствах нельзя исключать совместное использование ядерного оружия. И хотя Россия продолжает вести Специальную Воинскую Операцию в Украине, в том числе бряцать ядерным оружием, она также изучает возможность применения ядерного оружия в космосе, что представляет собой асимметричную угрозу для Запада и других развитых цифровых обществ. В дополнение к наращиванию темпов производства ядерного оружия, Китай продемонстрировал удивительную способность совершенствовать свои системы доставки, в том числе развертывать гиперзвуковые ракеты быстрее, чем США. Если это направление не изменится, Китай станет равным ядерным противником со значительной экономической мощью. Наконец, хотя мы не обсуждаем этот вопрос подробно, другие государства, обладающие ядерным оружием, обладают стареющими ядерными арсеналами, которые потребуют инвестиций, чтобы оставаться в безопасности. В этих условиях страны, находящиеся под ядерным зонтиком США, более серьезно рассматривают возможность создания собственных сил ядерного сдерживания. В совокупности эти условия представляют собой принципиально иной ядерный ландшафт, чем за последние 80 лет. В целом, это менее предсказуемое и более опасное время, и наше мышление о сдерживании должно быть скорректировано.
Ситуация осложняется еще и тем, что ядерная энергетика находится на грани возрождения в рамках борьбы с изменением климата. Если этот ренессанс произойдет, то в мире будет больше ядерных материалов и ноу-хау, чем когда-либо прежде. Кроме того, передовая технология ядерных реакторов, вероятно, будет использовать низкообогащенный уран высокой пробы (HALEU) вместо 5% низкообогащенного урана. Типы реакторов и топливо для реакторов, вероятно, будут расширяться. Несмотря на то, что этот ренессанс принесет необходимые варианты экологически чистой электроэнергетической базы, он бросит вызов нынешнему режиму ядерного нераспространения, на который мы полагаемся для обеспечения безопасности и защиты ядерных материалов, чтобы ограничить распространение ядерного оружия и ядерный терроризм.
Последний аспект ядерной безопасности, о котором я хотела бы упомянуть, – это потенциал прорывных технологий, создающих риски распространения. Конечно, одним из таких прорывов является искусственный интеллект и большие языковые модели как инструменты, которые могли бы упростить и ускорить проектирование ядерных устройств. В Указе о ИИ NNSA (Национальному Управлению по Ядерной Безопасности) было поручено использовать модели «красной команды», и мы начали с использования модели Accenture в безопасном облаке AWS. Министерство энергетики США также предложило новую инициативу под названием FASST, Frontiers in Artificial Intelligence for Science, Security and Technology, чтобы инфраструктура — вычисления, данные, люди — способствовала развитию искусственного интеллекта в энергетике, науке и национальной безопасности. Но ИИ — не единственная революционная технология, которая может ускорить распространение ядерного оружия. Мультифизические модели с открытым исходным кодом также значительно продвинулись, что упрощает оценку производительности проекта. Эти две технологии в сочетании с большим количеством ядерного материала вызывают особую озабоченность.
Я знаю, что, работая здесь, на Капитолийском холме, вы знакомы с меняющимся ландшафтом угроз. Это непростое время, и мы не должны сидеть сложа руки. Нам нужно выйти на новый уровень инвестиций, если мы хотим оставаться впереди в этих вопросах.
Прежде чем я углублюсь в то, что делает NNSA в этой новой обстановке, позвольте мне вкратце напомнить всем о трех основных миссиях NNSA: (1) проектирование, создание и поддержание безопасного, надежного и надежного запаса ядерного оружия; (2) содействие ядерному нераспространению и мирному использованию ядерных технологий; и (3) разработка ядерных силовых установок для ВМС США для поддержания военного преимущества на море.
Бюджетный запрос на эти программы на 25 финансовый год составляет около $25 млрд – около $21 млрд на ядерное оружие, около $2 млрд на нераспространение и около $2 млрд на военно-морские реакторы.
Позвольте мне сначала поговорить о нашей программе модернизации ядерного оружия. После периода бездействия к нашему оружию, за которым последовал период продления срока службы нашего оружия без изменения его военных характеристик, мы вступили в период модернизации оружия, который включает в себя полную замену всех компонентов и конструкций с новыми военными задачами. И в связи с мировыми условиями и возрастом наших запасов, темпы модернизации должны быть быстрыми. Со времен разгара холодной войны деятельность в области ядерной безопасности не была так загружена.
В результате инвестиций, сделанных в администрациях Обамы, Трампа и Байдена, NNSA смогла поставить более 200 модернизированных единиц ядерного оружия Министерству обороны в прошлом году. Это наша самая крупная поставка за один год с момента окончания холодной войны. Я подчеркиваю это по трем причинам. Во-первых, потому что это значительное изменение по сравнению с тем, что было всего несколько лет назад, когда мы изо всех сил пытались произвести наши первые производственные единицы для программ продления срока службы. Во-вторых, как я вскоре расскажу более подробно, NNSA занимается одновременной модернизацией нашего ядерного арсенала и нашей вспомогательной производственной и научной инфраструктуры, и поэтому возможность своевременно и в темпе поставлять товары в Министерство обороны является большим достижением. И в-третьих, это достижение должно помочь выровнять наше мышление в отношении России и Китая.
Да, Россия и Китай готовы изменить и расширить свои ядерные арсеналы. Но и мы тоже, если будем продолжать инвестировать и поддерживать программу. Это означает, что, хотя мы сталкиваемся с ухудшением глобальной обстановки в области безопасности, нам не нужно паниковать. Предстоит еще много работы, но нам также нужно хорошо подготовиться, найти время и разумно подумать о будущем.
В результате инвестиций, сделанных в администрациях Обамы, Трампа и Байдена, NNSA смогла поставить более 200 модернизированных единиц ядерного оружия Министерству обороны в прошлом году. Это наша самая крупная поставка за один год с момента окончания холодной войны.
Тем не менее, я хочу прояснить, что наша текущая программа отчетности требовательна. На протяжении нескольких лет мы реализуем пять программ одновременной модернизации, которые охватывают все три составляющие ядерной триады. Программы W88 Alt 370 и B61-12 Life Extension Program в настоящее время находятся в полномасштабном производстве. Боеголовка W80-4 по-прежнему соответствует графику ВВС по созданию оружия дальнего действия и находится на пути к первому серийному производству в сентябре 2027 года. Производство W87-1 запланировано на 2031 или 2032 финансовый год, хотя мы будем тесно сотрудничать с Министерством обороны, чтобы отслеживать, как задержки в работе Sentinel могут повлиять на наш график. Особый интерес для нас представляет вопрос о том, можно ли провести летные испытания W87-1 таким образом, чтобы мы могли продолжать в том же темпе. Наконец, W93, новая программа боеголовок, основанная на существующих разработках, по-прежнему находится на стадии производства и начнется в середине 2030-х годов. Эта система разрабатывается и производится параллельно с британской сменной боеголовкой. В совокупности эти программы представляют собой наши усилия по поддержанию ядерной триады.
Тем не менее, в прошлом году мы добавили еще два вида оружия в существующую программу учета. Эти новые системы напрямую отвечают возникающим потребностям в сдерживании и расширяют ядерные возможности, имеющиеся в распоряжении президента.
B61-13, анонсированный в октябре прошлого года, добавит возможности для борьбы с некоторыми сложными и большими военными целями. Эти системы будут производиться путем модификации некоторых B61-12 в конце производства и обеспечат вариант, аналогичный B61-7, но с улучшенной безопасностью, защищенностью и точностью B61-12. Количество построенных B61-12 будет уменьшено на количество произведенных B61-13, что не приведет к изменению количества оружия на складе. Мы ожидаем, что первая серийная единица B61-13 будет запущена в эксплуатацию в 2026 финансовом году.
Кроме того, крылатая ракета морского базирования – ядерная, или SLCM-N, была одобрена в Законе об ассигнованиях на национальную оборону на 2024 финансовый год и профинансирована в бюджете на 2024 финансовый год. SLCM-N обеспечит маломощные, небаллистические возможности для военно-морского флота. NDAA требует начальных оперативных возможностей к концу 2034 финансового года. NNSA создало программный офис и координирует с Министерством обороны детали этой новой программы. Из-за временных рамок, отведенных вместе с другими системами в разработке и производстве, NNSA ищет варианты, которые удовлетворяют потребность в сдерживании и должным образом взаимодействуют с системами доставки ВМС, при этом создавая наименьшую нагрузку на наше загруженное предприятие.
С учетом этих двух объявленных изменений у нас теперь есть семь систем, которые должны быть разработаны и запущены в производство к середине 2030-х годов. Эта программа представляет собой не только капитальный ремонт всех трех составляющих ядерной триады, но и добавляет новые возможности сдерживания, которых в настоящее время не существует.
Далее я хотела бы затронуть инфраструктуру NNSA. Как я уже отмечала ранее, мы одновременно модернизируем производственную и научную инфраструктуру и одновременно модернизируем наше вооружение. Производственное предприятие необходимо для выполнения программы учета, а научная инфраструктура необходима для проектирования, сертификации и оценки запасов без испытаний ядерных взрывов и подготовки к будущим вызовам.
В конце холодной войны предприятие в области ядерной безопасности представило себе и предприняло конкретные шаги для реализации предприятия, которое было бы консолидированным и менее дорогостоящим в эксплуатации. Мы закрыли одни производственные мощности и законсервировали другие, консолидировали производственную деятельность и перестроили части нашего комплекса на гораздо меньшую мощность. Это имело смысл в период относительной международной стабильности и значительных соглашений о контроле над вооружениями с Россией, которые существенно сократили размер запасов ядерного оружия. Сегодня мы снова переосмысливаем наше предприятие, уделяя особое внимание возможностям, гибкости, безопасности и устойчивости.
Рекапитализация и модернизация инфраструктуры при поставке модернизированного вооружения затруднены. Некоторые здания, которые мы в настоящее время используем для ключевых процессов, относятся к Манхэттенскому проекту или основаны на производственных технологиях, которые менее безопасны и эффективны, чем современные методы. Но нам необходимо срочно подготовить инфраструктуру, необходимую для удовлетворения потребностей модернизации. Поэтому в нашем бюджетном запросе за последние несколько лет примерно равные суммы на модернизацию складских запасов и модернизацию инфраструктуры. Мы ценим поддержку, которую мы получили, и мы добились ощутимого прогресса.
Мы тщательно расставляем приоритеты наших инвестиций, чтобы одновременно соблюдать графики создания запасов, заботиться о безопасности и развивать науку таким образом, чтобы это было осуществимо в рамках нашего распределенного предприятия. Что касается программы, то нашим главным приоритетом является восстановление возможностей по производству новых плутониевых сердечников. NNSA реализует стратегию производства на двух площадках в Лос-Аламосской национальной лаборатории в Нью-Мексико и на площадке Саванна-Ривер в Южной Каролине. Когда оба участка будут полностью введены в эксплуатацию, мы ожидаем, что у нас будет необходимая мощность и устойчивость: Лос-Аламос будет производить 30 сердечников в год, а Саванна-Ривер будет производить не менее 50 сердечников в год. Лос-Аламос находится на пути к тому, чтобы стать первым полностью квалифицированным военным резервным производителем для W87-1 в этом году. Мы ожидаем, что Лос-Аламос достигнет возможности производить 30 сердечников в год, предусмотренных планом на две площадки, в 2028 году или близко к нему, с повышенным уровнем уверенности в темпах производства по мере установки оборудования до 2030 года. В Саванна-Ривер мы сосредоточены на завершении строительства завода по переработке плутония в Саванна-Ривер (SRPPF) в 2032 году. После завершения строительства СРППФ нам нужно будет внедрить ядерные материалы, наладить производственный процесс и примерно к 2035 году выйти на такой уровень производства, чтобы получить новые карьеры для второй половины производственного цикла W93. Это очень агрессивный график, и мы принимаем меры для его успешного выполнения. Конгресс был отличным партнером и выделил увеличение на 500 миллионов долларов в 2023 финансовом году и еще на 124 миллиона долларов из нашего запроса на 2024 финансовый год.
Нашим самым приоритетным инфраструктурным проектом с точки зрения безопасности является Завод по переработке урана, или UPF, в Комплексе национальной безопасности Y-12 в штате Теннесси. Строительство UPF планируется завершить в 2027 году, а полную эксплуатацию — к 2031 году. UPF необходим для замены стареющего здания, которое страдает от загрязнения, деградации объекта и устаревших технологий. UPF станет важным тестовым кейсом для перехода от нового строительства к производству с использованием ядерного материала при модернизации других объектов вокруг предприятия.
Другие важные инфраструктурные проекты для производства включают текущий проект по науке и технике взрывчатых веществ в Pantex, завод по переработке лития в Y-12 и проект расширения в Канзас-Сити.
Сегодня мы снова переосмысливаем наше предприятие, уделяя особое внимание возможностям, гибкости, безопасности и устойчивости.
И поскольку безопасное и надежное средство сдерживания без подземных испытаний опирается на сложную науку, мы также должны продолжать развивать как вычислительное моделирование, так и узкоспециализированные экспериментальные возможности. Качество научных исследований, проводимых в NNSA, имеет первостепенное значение для нашей способности проектировать, сертифицировать и оценивать запасы и посылает четкий сигнал миру о качестве нашего ядерного предприятия. Инвестиции в критически важную научную инфраструктуру включают в себя новую подземную диагностику для подкритических испытаний на Площадке национальной безопасности в Неваде и модернизацию наших наземных испытательных объектов, включая Национальную установку зажигания в Ливерморе им. Лоуренса, Лос-Аламосский центр нейтронной науки и Комбинированные испытания радиационной среды для испытаний на живучесть в Сандии.
Поскольку наши потребности в инфраструктуре настолько велики, мы завершаем работу, которую называем Enterprise Blueprint. В Проекте будут определены высокоприоритетные объекты, необходимые для науки, производства, безопасности, охраны и персонала на предприятии в период до примерно 2050 года, связанные с потребностями миссии. Это поможет укрепить основополагающую философию NNSA о быстроте, гибкости и отказоустойчивости, необходимых для удовлетворения динамических требований. Проект Enterprise Blueprint будет выпущен этой осенью.
Теперь, когда я рассказала о том, что мы делаем для ядерного сдерживания сегодня, я хочу кратко коснуться будущего ядерного сдерживания. Даже с учетом расширенной программы рекордов, о которой я говорила ранее, наша текущая модернизация оружия, которая началась в 2010-х годах, будет запущена в полномасштабное производство к середине 2030-х годов. Пришло время определить потребности после 2030-х годов, чтобы мы могли создать для них инфраструктуру. Совет по ядерному оружию, в состав которого входят Объединенный комитет начальников штабов, STRATCOM, Оборонная политика, OSD Acquisition and Sustainment и NNSA, должен объединиться как сообщество, чтобы определить приоритеты будущих систем. В то же время мы должны сопротивляться внедрению новых систем в и без того напряженное следующее десятилетие, чтобы избежать катастрофического провала нашего хрупкого предприятия.
Наше мышление о сдерживании должно быть поставлено под сомнение, чтобы создать эффективный фактор сдерживания для двух равных противников. Хотя мы все признаем, что Россия и Китай внедряют инновации в свои средства сдерживания, мы еще не изменили принципиально наше мышление. Но мы знаем, что нам нужно перехитрить наших противников. Пришло время начать эту работу всерьез, а не в панике.
В то время как большая часть разговоров о ядерном сдерживании по понятным причинам сосредоточена на наших программах вооружений, я хочу воспользоваться моментом, чтобы поговорить о нашей работе в области нераспространения, которую я считаю другой половиной ядерного сдерживания. Наша работа в области нераспространения демонстрирует, что Соединенные Штаты серьезно относятся к своим обязанностям как государства, обладающего ядерным оружием, что мы придаем большое значение контролю над вооружениями, мониторингу и проверке, а также транспарентности. Что мы поддерживаем мирное использование атомной энергии. И, что важно, мы работаем с международными партнерами и Международным агентством по атомной энергии в целях обеспечения безопасности и сохранности ядерных материалов, обнаружения тайного перемещения ядерных материалов и ликвидации как можно большего количества ядерных материалов, пригодных для использования в оружии.
Наша деятельность в области нераспространения также меняется в соответствии с новой глобальной динамикой.
В отсутствие сотрудничества и физических инспекций, предусмотренных договорами и соглашениями, мы инвестируем в передовые технологии обнаружения и возможности для менее благоприятных условий. Задачи варьируются от раннего обнаружения распространения путем мониторинга импорта и экспорта ядерного оружия, расширения возможностей обнаружения нижних пределов сейсмической активности, указывающих на тайное ядерное испытание, до улучшения обнаружения из космоса.
Недавно NNSA поставила первую недавно завершенную полезную нагрузку следующего поколения Global Burst Detector для Космических сил США. Этот новый датчик представляет собой кульминацию почти десяти лет исследований и разработок в национальных лабораториях Сандии и Лос-Аламоса и обеспечит увеличение возможностей на порядок при уменьшении размера, веса и мощности. Космические силы интегрируют датчик со спутником GPS, где он присоединится к созвездию космических датчиков, известной как Система обнаружения ядерного взрыва США, которая постоянно отслеживает земной шар на предмет соблюдения договоров о запрещении ядерных испытаний во всем мире.
В прошлом году NNSA успешно провела испытание химического взрыва в P-туннеле на Национальном исследовательском полигоне штата Невада. Этот эксперимент является частью запланированной серии экспериментов, направленных на расширение наших возможностей по обнаружению подземных ядерных взрывных испытаний малой мощности по всему миру, что необходимо для небольших сверхкритических испытаний или тайных испытаний ядерных взрывов.
За последний год мы продемонстрировали свою готовность быть прозрачными в отношении наших запасов и экспериментальных программ. Во второй раз за время работы этой администрации мы высвободили количество оружия в наших запасах, как развернутых, так и находящихся в резерве. Мы также взяли две группы людей, чтобы посетить Центр национальной безопасности Невады и посмотреть, что мы там делаем. Одна группа состояла из неправительственных экспертов в области нераспространения и контроля над вооружениями из Соединенных Штатов, а другая представляла собой группу международных гостей, интересующихся вопросами ядерного нераспространения.
Мы также продолжаем укреплять лидерство США в области глобального уменьшения ядерной угрозы, сотрудничая с МАГАТЭ и другими сторонами. Эта работа включает в себя сотрудничество в противодействии злонамеренным возможностям государств и негосударственных субъектов, продвижении мирного использования гражданской ядерной энергии и ядерных технологий без увеличения рисков распространения или безопасности, минимизации глобальных запасов избыточных ядерных материалов, пригодных для использования в оружии, и снижении ядерных рисков в Украине.
Конечно, в наших усилиях по ядерному сдерживанию Соединенное Королевство является нашим ближайшим союзником, и партнерство прочно, как никогда. Недавно утвержденное Соглашение о взаимной обороне находится в ожидании в Конгрессе; мы тесно связаны с нашей программой W93 и программой замены боеголовок Astraea; мы совместно работаем над созданием нового центра разработки и подготовки кадров в области гарантий МАГАТЭ; И мы обсуждаем взаимную стратегию устойчивости наших сил ядерного сдерживания. И, что важно, вместе мы работаем над тем, чтобы предоставить Австралии атомные подводные лодки с обычным вооружением в соответствии с соглашением AUKUS.
Что касается соглашения AUKUS, то после длительного процесса консультаций оно сейчас находится на стадии реализации. В этом году была достигнута важная веха, когда первые австралийцы закончили программу обучения работе с ядерными реакторами ВМС США. NNSA тесно сотрудничает с Государственным департаментом и Министерством обороны для продвижения целей соглашения, придерживаясь при этом своих обязательств как ответственной ядерной державы.
В дополнение к нашему партнерству в области обороны, мы расширяем наши обязательства в области науки и технологий в области национальной безопасности. Во время трехстороннего саммита лидеров в прошлом году президент Байден, президент Южной Кореи Юн и премьер-министр Японии Кисида объявили о трехсторонней программе в области науки и технологий, которую NNSA возглавляет для Соединенных Штатов. Всего несколько месяцев назад я побывал в Японии и Южной Корее, чтобы подписать меморандум о сотрудничестве для выполнения этого обязательства, а также посетил японских и южнокорейских официальных лиц, университеты и исследовательские лаборатории.
В вопросах нераспространения NNSA работает более чем в 120 странах и с международными организациями в целях противодействия ядерному терроризму, выявления передачи ядерных материалов и поддержки усилий в области нераспространения. Например, ранее в этом году мы перерезали ленточку для мобильной системы Melt-Consolidate — гибкого инструмента, который можно использовать для разбавления и обработки различных материалов ВОУ безопасно и надежно, извлекая выгоду из более чем двадцатилетнего опыта материаловедения, инженерии, исследований и разработок. Мы будем быстро внедрять эту новую систему, помогая Норвегии в разбавлении всех запасов высокообогащенного урана. Когда разбавление в Норвегии будет завершено через несколько лет, это будет 49-я страна плюс Тайвань, которой NNSA помогла ликвидировать ядерный материал, пригодный для использования в оружии. Это замечательное достижение в области нераспространения.
За последний год мы продемонстрировали свою готовность быть прозрачными в отношении наших запасов и экспериментальных программ. Во второй раз за время работы этой администрации мы высвободили количество оружия в наших запасах, как развернутых, так и находящихся в резерве.
Я горжусь всем, чего мы достигли в NNSA, и я искренне верю, что следующие несколько десятилетий будут как сложными, так и полезными. Можно утверждать, что это самое важное время для глобального мира за последние десятилетия и, возможно, за всю нашу жизнь. Для достижения успеха потребуется прочное партнерство с Конгрессом, поэтому я хотел бы уделить несколько минут перед завершением, чтобы поделиться своими мыслями о приоритетах и, надеюсь, услышать ваши мысли, когда мы перейдем к вопросам и ответам.
NNSA в основном работает с четырьмя комитетами Конгресса, комитетами Палаты представителей и Сената по вооруженным силам, а также комитетами Палаты представителей и Сената по ассигнованиям на энергетику и воду. Нам посчастливилось получить последовательную двухпартийную поддержку от этих комитетов.
Вот приоритетные запросы от NNSA на будущее:
- Ожидайте и требуйте, чтобы NNSA предоставила запасы, инфраструктуру, науку и передовые технологии, а также предоставила необходимый для этого бюджет. Вы получите свои деньги. Я ожидаю, что нам понадобятся бюджеты, значительно превышающие запрос администрации.
- Мы можем работать быстрее и с такой же подотчетностью, если вы поощряете и разрешаете управление портфелем как в модернизации запасов, так и в инфраструктуре. Мы можем объединить наши непредвиденные обстоятельства и повысить нашу покупательную способность и эффективность.
- Учитывая все требования к запасам, не стоит забывать о динамичном ландшафте в сфере нераспространения. Мы должны быть на высоте вызова новых условий в космосе, поддерживать экспертные знания в области контроля над вооружениями, готовиться к расширению и развитию ядерной энергетики, идти в ногу с технологическими изменениями в области искусственного интеллекта и помогать Украине восстановить ядерную безопасность. Дополнительные бюджетные запросы оказались полезными для Украины, и аналогичный подход может потребоваться для запуска искусственного интеллекта.
- Работайте с нами, чтобы внедрять инновационные идеи в инфраструктуре. Чтобы все было сделано, нам потребуется сочетание подходов к закупкам, включая строительство новых объектов с нуля, модернизацию существующих объектов, новые виды аренды, новые типы закупок и новые подходы к управлению проектами.
- Лаборатории NNSA должны быть включены в научные инициативы. Снова и снова мы обеспечивали прорывы. Именно эта модель позволяет нам привлекать и удерживать лучших людей. Не сужайте рамки, даже когда это заманчиво. NNSA должна быть вовлечена в биотехнологию и искусственный интеллект сейчас – они находятся в сфере действия Закона NNSA, и то, что мы можем предложить, уникально.
Спасибо.
Что хочется отметить: американцы хорошо понимают ситуацию и ставят реальные цели и сроки. Хотя использование больших языковых моделей (LLM ИИ) в разработке ядерного оружия лично мне кажется скорее данью моде, опасность распространения мощных вычислительных моделей вместе с многократно выросшими вычислительными возможностями отмечена и признана реальной.
Крылатой ракеты морского базирования в ядерном оснащении у них сейчас нет и они собираются сделать ее только к 2034 году.
Сейчас у них только одна производственная площадка для ЯО в Лос-Аламосе. Все производственные площадки для изготовления ЯО будут построены и запущены к 2035 году.
В рамках программы продления срока действия в прошлом году поставлено 200 зарядов. Новых на данный момент могут производить не более 30 шт в год.
Невзирая ни на что о подготовке к возобновлению полномасштабных испытаний речи не идёт.
Австралия в рамках AUKUS получит атомные подлодки с обычными вооружениями.
Свежие комментарии