Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров имеет все шансы стать вторым в наступившем году руководителем региона, лишившимся своего поста, – вслед за арестованным за многомиллионные взятки главой Пензенской области Иваном Белозерцевым. Силовики задержали уже второго заместителя главы правительства края – одного из его самых доверенных лиц и давнего друга.
Александр Степанов
В правительстве Ставропольского края паника: с разницей всего в две недели задержан уже второй зампред регионального правительства. В марте силовики пришли за вице-премьером Александром Золотарёвым, отвечавшим в команде губернатора Владимирова за привлечение финансовых ресурсов в экономику, а теперь взяли Романа Петрашова, курировавшего промышленный блок.
Сам глава региона, сообщил источник "Первого русского", упорно делает вид, что всё в порядке, и арест Петрашова вполне укладывается в схему "антикоррупционного аудита", о проведении которого Владимиров объявил после истории с Золотарёвым, отправив в отставку свой кабмин.
Информация о Романе Петрашове на официальном сайте губернатора Ставропольского края. Фото: скриншот официального сайта губернатора Ставропольского края (gubernator.stavkray.ru)
"Говорит, мол, это часть работы – он же предупреждал пару дней спустя, что к работе после 30 марта (дата окончания этого самого аудита с участием сразу четырёх ведомств – прокуратуры, СКР, МВД и ФСБ. – Ред.) вернутся не все, вот так и получилось", – поделился собеседник.
Однако другой источник в силовых структурах счёл возможным уточнить: главу региона никто не ставил в известность о предстоящем задержании Петрашова. Для него это стало неприятным сюрпризом.
"Есть информация, что некоторые чиновники из отправленного в отставку прежнего состава краевого правительства должны были уйти по-тихому: вроде как такое решение принято в связи с некими обстоятельствами. Как бы не справились. Но Петрашова в списке отставников, по нашим данным, не значилось", – уточнил он.
Первый просчёт губернатора: "Я ему доверяю"
Александра Золотарёва, напомним, "приняли" в аэропорту Ставрополя, когда он собирался улететь в Москву – неприметно одетым, с небольшим багажом. На него дал показания уже больше года находящийся под следствием бывший министр строительства и архитектуры края Алексей Когарлыцкий (в его "багаже" семь уголовных дел).
По данным следствия, чиновники "пилили" по откатной схеме деньги от подрядчиков по госконтрактам на проектирование строительства медучреждений. Суммы завораживающие – 2,5 миллиона рублей, 15,5 миллиона, 45 миллионов.
Как стало известно "Первому русскому", бывший глава Минстроя долго молчал – в ожидании, что напарник ему поможет: если не вытащит из-под уголовного преследования совсем, то, по крайней мере, сделает так, что часть обвинений аккуратно снимут или переквалифицируют на что-то менее тяжкое типа "Халатности".
Только этого не случилось.
И следователи (а делишками Когарлыцкого – Золотарёва занималась бригада из центрального аппарата СКР при оперативном сопровождении ФСБ) "убедили" отставного чиновника заговорить.
Куда летел тогда Золотарёв, тоже вопрос: то ли к подрядчикам по тем самым контрактам (столичного исполнителя, к слову, внесли в чёрный список ранее) – "решать вопросы", то ли хотел сбежать вовсе.
Однако губернатор Владимиров, узнав о том, что его зама взяли, был, рассказывают в краевом правительстве, просто в бешенстве.
И не зря.
Во-первых, Золотарёв был его личной креатурой – давним знакомцем по работе ещё на Севере, когда сам он трудился замгубернатора в ЯНАО, а тот – главой Северо-Восточного подразделения Сбербанка. Получив назначение на Ставрополье, новоявленный глава региона потянул его за собой – Золотарёв сначала стал руководителем в Северо-Кавказском отделении Сбера, а затем получил приглашение в администрацию.
Во-вторых, ещё в декабре, когда просочилась информация об обысках у Золотарёва, Владимиров фактически лично за него поручился, заявив, что его зам "работал и будет работать", поскольку он "ему доверяет".
"Хороший товарищ – земляк и коллега по работе. Достоин места в команде"
Оттого, собственно, и арест Романа Петрашова оказался для ставропольского губернатора сильнейшим ударом, ведь если по Золотарёву можно было, по крайней мере, предполагать негативное развитие событий (хотя тот всячески, надо отдать должное, сам убеждал шефа, что он ни при чём), то Петрашов числился в числе самых надёжных соратников.
А главное – он тоже креатура лично Владимирова. Более того – они друзья.
https://vk.com/video-75679763_456260945
Сорокатрехлетний Роман Петрашов, уроженец Кисловодска и выпускник университета нефти и газа им. Губкина, сразу после вуза устроился работать по специальности ("Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений"), отправившись в Западную Сибирь, в "Когалымнефтегаз", потом вырос до главного инженера "Ямалнефтегаз".
В те самые годы, на заре его карьеры, там же, в "Когалымнефтегазе", работал и Владимир Владимиров – скромным начальником отдела. И тогда завязалось знакомство: они почти сверстники (разница всего в два года), плюс земляки.
В начале 2010-х их пути разошлись – один двинул по чиновничьей стезе, второй отправился заниматься нефтью и газом на Украину.
А в 2013-м Владимиров, оказавшись в губернаторском кресле, про товарища не просто вспомнил, а сразу взял к себе заместителем.
Что любопытно: по версии следствия, "безобразничать" Петрашов стал буквально сразу – ему сейчас инкриминируется несколько эпизодов противоправной деятельности как раз в 2013–2015 годах.
Как сообщили в СКР, только-только заполучивший портфель в краевом правительстве назначенец принялся обрабатывать подрядчиков и субподрядчиков по контрактам на работу в газовых и нефтяных месторождениях – то есть по "своей линии". За что получил всего примерно 130 млн рублей – причём это ещё предварительные данные, возможно, будет больше.
Деньги он получал, считают следователи, за гарантии получения лакомых подрядов: заносили и лично, и через посредников, и перечисляли (внимание, это интересно!) на счета "подконтрольных ему юридических лиц".
Владимирова поставили перед выбором?
Если кто не знает, на Ставрополье насчитывается с дюжину действующих нефтяных месторождений, часть из них переоформлялась как раз в 2013–2017 годах. Тогда было, по информации "Первого русского", как минимум пять госконтрактов – они охватывали месторождения "списком", то есть по нескольку разом.
Но суть, как объясняет источник, знакомый с ситуацией, даже не в том, кто "взял" участки, а в дальнейшем получении подрядов. И это уже не миллионы рублей, а миллиарды.
https://vk.com/video-75679763_456260941
И вот здесь, считают следователи, говорил своё веское слово именно Роман Петрашов – человек, "погружённый" в тему от начала и до конца, понимающий, где, как и что нужно делать.
"Как мог не замечать всех действий своего подчинённого руководитель, тоже, если что, профессионал в теме нефтегазового комплекса, вопрос, – считает наш источник. – И, конечно, он нервничает".
Собственно, продолжает он, неудивительно, что с дальней полки достали именно те, стародавние дела: на каждого крупного чиновника у компетентных органов есть своя "чёрная папка" с оперативной информацией. Просто иногда требуется намного больше времени, чтобы собрать доказательную базу, ведь в таких кругах давно уже не ходят с чемоданами, набитыми наличкой, а если такое и происходит, то очень, что называется, кулуарно, через самых доверенных лиц.
Отчего взяли именно Петрашова и как так быстро удалось раскрутить незаконные действия аж восьми– и шестилетней давности?
Загадка.
Один из бывших сотрудников по борьбе с оргпреступностью предположил, что самого Владимирова могли поставить перед нелёгким выбором: "помочь" органами выявить крупного коррупционера в своём окружении и сохранить лицо, либо... в общем, второй вариант не самый лучший.
Однако наши источники всё-таки настаивают: не знал Владимиров наверняка, чем закончится проверка его команды. Впрочем, она ещё не завершилась.
Будет ли молчать Петрашов так же долго, как ранее Когарлыцкий, в надежде, что всё образуется, или сразу начнёт сотрудничать?
Посмотрим.
Сейчас важно, что происходящее касается не только Пензы и Ставрополя. Сигнал губернаторам дан очень конкретный: с недавних пор "игры" на госзакупках могут окончиться плохо. И недавнее переизбрание на пост во главе региона вовсе не означает индульгенцию.
Свежие комментарии